Под музыку смерти

Автор: Maks Сен 13, 2020

Среди фашистских преступников, попавших на скамью подсудимых после падения Третьего рейха, была и Мария Мандель, прозванная «зверем» или «бестией». Это по ее приказанию уничтожили более полумиллиона женщин-заключённых…

Если бы не война, вполне возможно, что многие люди никогда бы не узнали, что за демоны живут в их сердцах. Можно не сомневаться, что среди них была бы и Мария Мандель — сентиментальная почтальонша из австрийского Мюнцкирхена, очень любившая музыку.

Во всяком случае, пока мир не охватило нацистское безумие, дочь сапожника, родившаяся в 1912 году, никогда бы не подумала, что ей очень нравится мучить и убивать людей.

Новое назначение

Мария росла послушным ребенком, хорошо училась в школе. Потом она работала на почте и была образцовой австрийской фройляйн.

Все изменил 1938 год. В 26 лет девушка решила кардинально изменить род деятельности и вступила во вспомогательные подразделения СС. Через полгода переехала в Мюнхен и устроилась на работу в один из первых концентрационных лагерей Лихтенбург на должность надзирательницы. В 1937-1938 годах такая работа неплохо оплачивалась, была не трудной, и многие немки и австрийки надевали на себя форму. Мандель нравилась руководству и быстро продвигалась по службе. Видимо, уже тогда в ней разглядели необходимую жестокость и цинизм, присущий всей верхушке Третьего рейха.

В мае 1939 года ее перевели в Равенсбрюк, где она проявила себя хорошим исполнителем и получила должность старшего надзирателя. В ее обязанности входило проведение ежедневных построений и перекличек, отправка заключенных на работу, организация наказаний, включая избиение и порки.

В апреле 1941 года Мария вступила в нацистскую партию (НСДАП), и это открыло ей двери к карьерному росту. Через полтора года ее назначили на пост начальницы женских лагерей Аушвица-Биркенау.

Комплекс находился на территории Польши, в 60 километрах от Кракова. Россиянам, украинцам, белорусам название этой «фабрики смерти» известно как Освенцим. Именно там проводил чудовищные опыты на людях доктор Менгеле. Как считают историки, за два года работы Мандель в концлагере Аушвиц погибло более 500 тысяч женщин. Людей отправляли в газовые камеры без праздников и выходных. Среди узниц, сгинувших в печах Аушвица, — нидерландская гимнастка, олимпийская чемпионка Эстелла Агстериббе с дочерью и трехлетним сыном, множество детей и тысячи других жертв. К счастью, были и выжившие — так чудом уцелевшая писательница Кристина Живульская в 1947 году написала книгу «Я пережила Освенцим».

Вверх по трупам

Австрийская надзирательница дослужилась до звания, сопоставимого с военным званием оберштурмбаннфюрера СС, ей были подотчетны все женские лагеря Аушвица. Мандель обладала неограниченной властью над заключенными женщинами и детьми. Избиение и унижения беспомощных жертв доставляли ей садистское наслаждение. Заключенные называли ее не иначе как «дьяволом в юбке» или «гиеной» Аушвица.

Она отличалась тем, что могла без колебаний приказать убить на месте любую проходящую мимо женщину, не так не нее посмотревшую. Лично утверждала списки заключенных, подлежащих ликвидации.

За отличия перед рейхом преступницу наградили крестом «За военные заслуги» 2-й степени.

Мандель любила выбирать среди узников-евреев так называемых «домашних животных», предназначенных для развлечения. Она заставляла их выполнять все поручения «хозяйки». «Зверушки» быстро ей надоедали и вскоре отправлялись в газовую камеру.

Особенно старшей надзирательнице нравилось «работать с детьми». Так, французская певица Фаня Фенелон (тоже узница Освенцима) в своей книге воспоминаний рассказала такую трагическую историю. Как-то раз из Польши в лагерь прибыл транспорт будущих узниц с детьми. Из огромной очереди, ожидавшей своей судьбы, неожиданно выскочил маленький мальчик и побежал навстречу Мандель. «Дьявол в юбке» не отвернулась от ребенка, а напротив, взяла его на руки и унесла к себе. Она одевала мальчика в красивые вещи, повсюду водила с собой, но когда он ей надоел, отправила в газовую печь.

Мария МандельУ надзирательницы имелись любимчики, которые выполняли все ее поручения. Правда, когда они ей надоедали или в чем-то умудрялись провиниться, то сразу отправлялись в крематорий. Современная российско-норвежская писательница Ольга Реснес писала в своей книге «Аушвиц: горсть леденцов», что Мандель была крайне исполнительной, волевой и к тому же на редкость скромной женщиной, с открытым лицом крестьянки и исполненным понимания взглядом серо-зеленых глаз.

Амбициозная молодая австрийка прошла путь от рядовой охранницы СС до подполковника и начальницы женского лагеря в кратчайшие сроки. Вряд ли бывшую почтальоншу узнали бы в этой высокой, стройной блондинке в серой форме, черной фуражке, шелковых чулках и элегантных туфлях ее земляки. Только в одном Мандель вовсе не изменилась — она все так же обожала музыку.

В то время в Освенциме уже было два оркестра, состоящих из узников-мужчин. Но она мечтала по их образцу организовать свой собственный, женский и добилась у коменданта лагеря разрешения на организацию подобного оркестра.

Играть — значит жить

Создание в концлагерях оркестров выглядело верхом цинизма. Поначалу оркестр состоял из полек, в основном непрофессиональных музыкантов, бывших учительниц музыки в школах. Руководила ими Зофия Чаковска. Мандель называла ее «Чайковска». Она сумела убедить надзирательницу привлечь в оркестр нескольких профессиональных музыкантов, девушек еврейского происхождения из разных стран. В состав оркестра входило пять певиц, 30 исполнительниц и восемь переписчиц нот. Удалось даже рекрутировать в оркестр двух сестер из Греции.

Женский оркестр лагеря Биркенау начал свою деятельность в мае 1943 года. Для них выделили блок №12. Шли репетиции, оркестр выучил десятки маршей и народных песен. Первое выступление прошло в лагерном лазарете-«ривере», после чего оркестр должен был утром и вечером, если позволяла погода, играть при выходе на каторжные работы «рабочих команд» и при их возвращении после заката солнца.

Все прекрасно понимали, что пребывание в оркестре могло быть прервано в любой момент. Одним из самых частых «гостей» в музыкальном блоке был доктор Менгеле — «ангел смерти». Он заставлял узниц играть свою любимую пьесу Роберта Шумана «Грезы», написанную для фортепиано с оркестром, бесконечное количество раз! Ее исполняла 17-летняя Анита Ласкер, привезенная в лагерь из польского города Вроцлава. А другую участницу оркестра, певицу Фаню Фенелон, заставляли петь по 10-15 раз арию из оперы Джакомо Пуччини «Мадам Баттерфляй». Большинство участниц оркестра дожили до освобождения.

В лагере находился и любовник Марии Мандель, некий Карл Бишофф, который считался шефом строительной службы СС. Его главным заданием было строительство и техническое обслуживание комплексов газовых камер и кремационных печей.

В 1944 году оберштурмбаннфюрера СС перевели на пост начальницы концлагеря Мюльдорф, одной из частей концлагеря Дахау, где она прослужила до окончания войны. В мае 1945 года Мария сбежала в горы в районе ее родного города Мюнцкирхена. Но вскоре ее арестовали американские войска, а в ноябре 1946 года Мандель передали польским властям.

Мандель была одной из главных фигуранток процесса над охраной Освенцима, состоявшегося в ноябре-декабре 1947 года. Верховный национальный трибунал приговорил 23 обвиняемых, включая Мандель, к смертной казни. Последними словами 36-летней нацистки были: «Да здравствует Польша!»

Виктор ПРИХОДЬКО



Загадки истории » Злодеи » Под музыку смерти

, , , ,   Рубрика: Злодеи

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,128 сек. Потребление памяти:8.11 mb