Подводные линкоры Британии

Автор: Maks Ноя 15, 2020

С появлением на морских просторах нового вида оружия — подводных лодок надводные корабли сразу почувствовали себя беззащитными. Действительно, небольшой кораблик из числа тех, которые британские адмиралы презрительно называли «плавучими консервными банками», мог, скрытно подойдя к могучему броненосцу, залпом торпед из-под воды отправить его на дно.

Впрочем, к началу Первой мировой войны торпедное оружие тогдашних субмарин было весьма несовершенным. Стрелять по цели подводные лодки могли, что называется, с «пистолетной дистанции», да и взрыватели торпед часто не срабатывали. И потому британским адмиралам пришла в голову мысль — а почему бы не вооружить субмарины королевского флота орудиями крупного калибра?

Строили не спеша

Сама идея создания субмарины с мощными пушками «линкоровского» калибра впервые была озвучена в Великобритании во второй половине 1915 года. Подводные лодки, которые сразу же окрестили подводными мониторами, предполагалось вооружить 12-дюймовыми орудиями, снятыми с устаревшего броненосца «Маджестик».

Основные доводы инициаторов строительства подводных мониторов были следующими. Во-первых, существующее торпедное вооружение являлось ненадежным, а сама торпедная атака — очень сложной задачей. Ведь даже при правильных расчетах экипаж лодки могла подвести техника. Во-вторых, подлодка могла взять на борт гораздо больший запас 12-дюймовых снарядов, чем торпед.

Суперорудия решено было установить на четырех находящихся в постройке подводных лодках серии «К». Эти лодки имели паротурбинную энергетическую установку, которая оказалась весьма ненадежной, из-за чего на семнадцати субмаринах серии «К» произошло восемнадцать крупных аварий, при которых семь лодок погибли вместе с экипажами.

В корпусах лодок серии «К» установили обычные дизель-электрические силовые установки и по одному 12-дюймовому орудию с боезапасом. Оставили на новых субмаринах и по четыре торпедных аппарата. Головной корабль серии — подводный монитор М-1 был спущен на воду на верфи фирмы «Виккерс» 9 июля 1917 года, а вступление его в строй состоялось 17 апреля 1918 года. Лодка была готова к выходу в море к самому концу Первой мировой войны, но британское командование не рискнуло испытать этот суперкорабль в реальных боевых условиях. Вместо сражений в Северном море подводный монитор отправили в Средиземное море, где он ни разу так и не встретился с противником.

Подводный монитор М-2 был заложен в июле 1916 года, а спуск его на воду состоялся 19 октября 1918 года. В строй он вошел уже после завершения боевых действий Первой мировой — 14 февраля 1920 года. Подводный монитор М-3 заложили в декабре 1916 года, спуск на воду состоялся 19 октября 1918 года. В строй корабль вступил 9 июля 1920 года. Подводный монитор М-4 был заложен 1 декабря 1916 года на верфи «Армстронг Уитворт». Лодку спустили на воду 20 июля 1919 года, и поскольку боевые действия к тому времени уже не велись, было решено ее не достраивать. После отмены строительства субмарину разобрали на металлолом.

Основное оружие

Выглядел подводный монитор весьма необычно. 12-дюймовое орудие размещалось перед рубкой субмарины. Изначально артиллерийскую установку планировалось сделать водонепроницаемой и бронированной, но со временем от этой идеи отказались. Водонепроницаемой осталась только камера заряжания. Вес всей установки вместе с орудием достигал 120 тонн, масса боезапаса, состоявшего из 40 снарядов, каждый из которых весил 386 кг, составляла еще 29 тонн.

Водонепроницаемость камеры заряжания подводного монитора оказалась достаточно надежной. На заводских испытаниях субмарина М-1 неделю проходила с заряженным орудием, совершила несколько погружений, после чего произвела вполне успешный выстрел. Так что испытания главного оружия подводного монитора в целом были признаны успешными.

Башня с орудием оснащалась поворотным механизмом, позволявшим разворачивать ее на курсовые углы 20 градусов каждого борта, угол же вертикальной наводки был от — 2 до 20 градусов. Дальность стрельбы в 19 км позволяла осуществить внезапный огневой налет и успеть скрыться под водой от преследования противника. Каждый последующий выстрел мог быть произведен через 75 секунд. Дополнительным артиллерийским вооружением стала 76-мм пушка Mk II, которая размещалась на корме монитора и позволяла в том числе обстреливать и воздушные цели. Сохранили конструкторы и торпедное вооружение, которое было представлено четырьмя 450-мм торпедными аппаратами. Боезапас лодки состоял из 8 торпед.

По замыслу создателей этого необычного корабля предполагалось, что подлодки типа «М» будут сближаться с целью в подводном положении, всплывать, производить выстрел из заранее заряженного орудия и снова уходить под воду (при этом время нахождения подлодки в надводном положении составляло всего 45 секунд). Зарядка орудия была возможна только в надводном положении и осуществлялась внутри зарядного отсека. В подводном положении ствол орудия запирался специальной герметичной пробкой, управляемой электромотором из зарядного отсека.

Но попасть из такого орудия-монстра в движущийся вражеский корабль было маловероятно. Поэтому британские адмиралы решили использовать подводные мониторы для обстрела побережья Фландрии или фортов пролива Дарданеллы. Впрочем, субмарины серии «М» так и не сделали ни одного выстрела по врагу.

Комфорт и удобства

Подводный монитор серии МПрочный корпус субмарин серии «М» изготавливался из стали толщиной 14 и 15,9 мм в средней части корпуса. Легкий корпус к оконечностям становился тоньше — он производился из стали толщиной от 6,4 до 19 мм. Все подводные мониторы представляли собой полуторакорпусные подводные лодки с расчетной глубиной погружения 60 метров. На перископную глубину лодки должны были уходить за 90 секунд.

Прочный корпус субмарины делился переборками на 11 отсеков. Система погружения и всплытия включала сразу 20 внешних балластных цистерн, конструкторы разместили их по бортам лодки. Общая вместимость балластных цистерн составляла 375 тонн. Надводное водоизмещение лодок достигало 1594 тонн, подводное — 1946 тонн. Максимальная длина мониторов составляла 90,15 метра, диаметр — 6,2 метра, осадка — 3,56 метра.

На подводной лодке устанавливались два дизеля для надводного хода и четыре электромотора для движения под водой. За разработку дизельных двигателей отвечала компания «Виккерс». На лодках имелись четырехтактные 12-цилиндровые дизели мощностью 1200 л. с. каждый. Для подводного хода использовались четыре электродвигателя мощностью по 800 л. с. каждый. Двигатели подводного монитора приводили в движение два трехлопастных винта, диаметр которых достигал 1,78 метра. Силовая установка считалась достаточно мощной и обеспечивала этим необычным кораблям хорошую скорость надводного и подводного хода. В надводном положении мониторы могли разогнаться до 15 узлов (почти 28 км/ч), в подводном положении их скорость составляла 8-9 узлов (до 16,5 км/ч). В надводном положении, передвигаясь с экономической скоростью 10 узлов, корабль мог преодолеть без дозаправки 4500 морских миль (примерно 8300 км). В подводном положении мониторы могли преодолеть не более 150 км.

Экипаж подводных мониторов серии «М» состоял из 65 человек, среди которых было 6 офицеров и 59 старшин и матросов. Так как корабль представлял собой специфическую подводную лодку, очень большая часть команды занималась обслуживанием артиллерийского вооружения. В орудийной установке 305-мм пушку обслуживало 11 человек, в погребе и на подаче снарядов работало еще 16 матросов, 4 артиллериста составляли расчет 76-мм кормовой пушки, подносить им снаряды должны были еще два матроса.

Подводные мониторы серии «М» были весьма комфортными для работы и отдыха экипажа. В кают-компании стояли мягкие мебельные гарнитуры, а жилые помещения команды поражали своими большими для подводных лодок размерами. Еще одним достоинством кораблей было то, что во время несения вахтовой службы моряки, находящиеся на мостике, оставались сухими почти в любую погоду, что для субмарин того времени было очень необычно. Моряков защищали развитая надстройка и 12-дюймовое орудие, которые служили подобием волнолома и препятствовали захлестыванию мостика волной.

Судьба необычной четверки

Последняя субмарина этой серии М-4 так и не была достроена. Судьба же остальных ее «систершип» сложилась по-разному. Подводный монитор М-1 погиб в мирное время вместе со всем экипажем. В 1925 году в районе Плимута он столкнулся со шведским пароходом «Видар» и затонул. Остов корабля был обнаружен на дне лишь в 1998 году.

Субмарина М-2 в 1928 году была переоборудована в подводный авианосец, предназначенный для наведения на цели линейных сил флота. На ней была демонтирована пушка и установлен гидросамолет типа Parnall Peto. В этом своем новом качестве корабль достаточно плодотворно использовался английским флотом вплоть до 26 января 1933 года. В этот день лодка затонула на глубине 32 метра недалеко от пляжа Чезил, причем погиб весь ее экипаж. Проведенное позднее обследование показало, что на лодке был открыт люк ангара. Скорее всего, разгерметизация лодки произошла по ошибке, но что именно привело к столь печальным последствиям, осталось невыясненным. Этот боевой корабль стал настоящим долгожителем всей серии, прослужив в Королевском военно-морском флоте до момента трагедии почти тринадцать лет.

Что же касается субмарины М-3, то в 1927 году британское Адмиралтейство приняло решение о переделке корабля в крупный подводный минный заградитель. Демонтаж 12-дюймовой орудийной установки и переделка надстройки позволили разместить на борту подлодки сто морских мин типа Mk 5. Служба корабля протекала без особых происшествий и закончилась в 1932 году, когда корабль был отправлен на слом.

Александр ЕГОРОВ

  Рубрика: История оружия 585 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,287 сек. Потребление памяти:9.67 mb