Подводный город
Все, наверное, слышали о граде Китеже. Чтобы не пасть жертвой несметной монгольской орды, этот город ушел под воду. По крайней мере, так гласит древнерусское сказание.
Русская Атлантида
Легенда о граде Китеже дошла до нас в письменных памятниках старообрядцев-беспоповцев. В основных чертах она сложилась к XVIII веку, но опирается на источники XVI-XVII веков, в том числе неизвестные нам. Те, в свою очередь, восходят к устным преданиям Владимиро-Суздальской земли.
В XIII веке якобы существовали два Китежа: Малый, ныне известный как Городец, и Большой, расположенный на берегах озера Светлояр. Центральным персонажем «Сказания» является Георгий (Юрий) Всеволодович, великий князь Владимирский. Авторы средневекового текста приукрасили его биографию, да и вообще отклонились от исторической правды.
По легенде, Георгий выдвинул свои полки навстречу наступавшим монголам, проиграл пограничную битву и отступил в направлении Городца. Оборона закончилась неудачей: князь после кровавого сражения вынужден был покинуть город. Батый же сжег Малый Китеж и двинулся к Китежу Большому, где укрылся Георгий.
Но монголы не знали дороги к этому городу. Ни угрозы, ни пытки, которым подвергли пленных воинов и жителей Малого Китежа, не дали никакого результата. Тогда, как водится, нашелся предатель, польстившийся на вражеское золото.
Батый подступил к Большому Китежу, где Георгий встретил его с остатками своей дружины и дал последнее сражение. Нетрудно догадаться, что силы были неравны, и князь вместе со своими воинами погиб, а город остался без защиты.
Жители собрались в храме и обратились к Богу с молитвой. Они просили, чтобы Господь не пустил к ним захватчиков. Бог внял молитве: из-под земли хлынули потоки воды, которые, не причиняя вреда жителям, залили город по маковки церквей. Но и маковки вскоре скрылись, а на месте Большого Китежа разлилось озеро. С тех пор это место стали почитать святым.
О Китеже ходит множество легенд. То со дна озера раздается колокольный звон, то кому-то из праведников удается отыскать вход в затерянный город. Но открывается этот путь только истинно верующим, отбросившим все мысли о земном. Существует предание, что некая благочестивая старица уже стояла у врат Китежа, но мираж растаял, как только она случайно вспомнила о своей внучке.
Москва хуже татар
На дне озера Светлояр (сейчас — Нижегородская область) и в самом деле обнаружили остатки деревянных строений и даже подобие городского вала, охватывавшего небольшое по размерам поселение.
По мнению специалистов, в этих краях возможно оседание пород и прорыв на поверхность подземных источников. Но, разумеется, целый город никак не мог скрыться под водой прямо на глазах у изумленного Батыя. Да и Георгий Всеволодович погиб в битве на реке Сити, а в Городце (Китеже Малом) он только княжил в молодые годы. В общем, легенда носит не исторический, а аллегорический характер. А Большого Китежа нет и никогда не было. В принципе, легенда вполне в духе старообрядцев: благочестивые христиане с Божьей помощью скрываются от жестоких гонителей.
Но в «Сказании» смущает один момент: в тексте говорится о притеснениях со стороны «государства Московского», в котором «антихрист царствует» и «все его заповеди нечистые».
К чему бы это? Ведь во времена Батыя Москва была третьеразрядным городом, не имевшим большого значения.
Василий Комарович, один из главных специалистов по «Сказанию», пришел к выводу, что это произведение опирается не на предания времен Батыева нашествия, а на сугубо местные легенды Владимиро-Суздальской земли. А позже оно легло в основу старообрядческого «Китежского летописца».
Долгие годы Московское княжество подчиняло Северо-Восточную и Центральную Русь. Ради собирания земель Москва сотрудничала с Ордой.
Эта политика вызывала ожесточенное сопротивление населения. Сопротивление было обречено на поражение, и многие суздальцы, рязанцы, тверичи и нижегородцы предпочитали бежать на восток или на север. Именно тогда, по мнению некоторых фольклористов, родилась поговорка «Незваный гость хуже татарина».
Люди московского князя и были теми самыми «незваными гостями». Выходит, что Китеж-град был «укрыт дланию Божией» вовсе не от жадных взоров Батыя, а от аппетитов более сильного соседа — Москвы. Но сути дела это не меняет: город на дне озера не более чем аллегория.
Александр ГАВРИЛУЦЭ
Предыдущая⇐ ⇐Северные робинзоны⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Тайна смерти Петра I⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru