Последний поход С-178
Катастрофы с подводными лодками происходят, к счастью, довольно редко. Но большинство заканчивается гибелью людей. Иногда это один человек, иногда — весь экипаж. Причины в каждом случае разные: от столкновения с другой подлодкой до произвольной детонации боеприпасов. Но трагедия с подлодкой С-178 стала следствием обычной халатности, повлекшей гибель 32 моряков.
День 21 октября 1981 года выдался солнечным и ясным. Море было спокойно, и моряки с подлодки С-178 находились в приподнятом настроении. Они успешно выполнили боевую задачу и возвращались домой — в тихоокеанскую бухту Золотой Рог. Лодка шла в надводном положении, как вдруг из сумерек показался нос огромного судна.
Встреча в ночи
Последним в тот день заданием для подлодки С-178 стал замер шумности в акватории. После выполнения задачи командир субмарины капитан 3-го ранга Валерий Маранго дал команду возвращаться на базу. Моряки спешили домой, а Маранго — тем более: в тот день у его жены был день рождения.
В 19:30 субмарина, следовавшая в надводном положении, получила от дежурного разрешение на вход в бухту Золотой Рог. До берега оставались считанные минуты, и на мостик, помимо вахтенного, вышли командир лодки, штурман, боцман, рулевой, сигнальщик, матросы — всего 12 человек. Наблюдавший обстановку вахтенный смотрел в сторону берега — туда, где светили городские огни и многочисленная иллюминация судов в порту.
Но ни он, ни другие подводники не увидели, как из темноты на субмарину надвигался огромный теплоход «Рефрижератор-13».
Конечно, можно говорить, что в ночном море человеческие глаза не лучший прибор обнаружения. Но моряки всегда доверяют своим органам чувств, а тут такое! К тому же оперативный дежурный ОВР Приморской флотилии не должен был давать разрешения на выход теплохода из бухты, пока военная субмарина не освободит фарватер. Но теплоход вышел!
Акустик подлодки С-178 услышал приближающийся теплоход. Обычно при сближении суда меняют маршрут и благополучно расходятся. Но не в этот раз. Находившийся на вахте «Рефрежиратора-13» помощник капитана заметил пеленг С-178, но старпом Курдюмов курс менять не стал, так как решил, что это какая-то мелкая посудина. Дескать, не беда — проскочит! Он и не предполагал, что это военная подлодка.
По показаниям членов экипажа «Рефрижератора-13», в тот день они отмечали день рождения старпома Курдюмова. Но в море теплоход все же вышел. Как любили повторять многие, «профессионализм не пропьешь». Зато по пьяному недоразумению или по забывчивости на «Рефрижераторе-13» никто не включил сигнальные огни, хотя уже наступила темнота. Именно поэтому подводники, находившиеся на мостике, и не заметили приближения гиганта.
Капитан 3-го ранга Маранго, до конца не веря глазам, тут же скомандовал сигнальщику: «Освети его ратьером (прожектором)!» И тут все увидели огромный нос теплохода, от которого их отделяло 40 секунд хода. На маневры не было времени, теплоход шел на подлодку — лоб в лоб! И прямо в первый отсек, где располагались восемь боевых торпед. А это две с половиной тонны гремучей взрывчатки! Взрыв был бы такой, что не только от подлодки, но и от теплохода ничего не осталось бы.
Ледяная купель
Благодаря командам капитана и слаженным действиям команды подлодке все же удалось повернуться к теплоходу боком. Удар вышел не лобовым, а по касательной. «Рефрижератор-13» ударил носом в шестой отсек, проделав в нем отверстие в 12 квадратных метров, и завалил субмарину на правый борт. Вода моментально хлынула сразу в три отсека и спустя полминуты полностью заполнила их. 18 подводников из четвертого, пятого и шестого отсеков погибли в первые две минуты. Большинство — матросы-срочники. Подлодка сразу стала опускаться и спустя 40 секунд успокоилась на дне, на глубине 32 метров.
От мощного удара моряки, стоявшие на мостике, оказались в холодной воде. Капитан-лейтенант Валерий Зыбин успел запрыгнуть в центральный пост и погрузиться вместе с лодкой. Четверым другим повезло меньше — в меховых комбинезонах они утонули в ледяной воде. Остальные пытались барахтаться. На теплоходе заметили тонущих людей и стали кидать спасательные круги. Когда на борт подняли Маранга, тот не мог сдержать себя: «Вы что, сукины дети, натворили?! Затопили военное судно!» Только после этого до командира теплохода стал доходить ужас ситуации, но сделать он уже ничего не мог. На берег с борта теплохода тут же доложили о ЧП и его координатах: широта, долгота. Спустя 15 минут дежурный объявил тревогу поисковым силам и спасательным подразделениям.
В уцелевших отсеках субмарины еще оставались живые люди. Как назло, в одном из отсеков начался пожар. К счастью, общекорабельная система ВПЛ (воздушно-пенная лодочная) смогла потушить возгорание.
Это и спасло моряков, ведь в закрытом пространстве дым просто убил бы всех. Старшим по званию на субмарине был начштаба бригады капитан 2-го ранга Каравеков, но у него случился инфаркт. Тогда командование взял на себя старпом Кубынин, который отдал приказ выпустить аварийно-спасательные буи в первом и седьмом отсеках, обозначив место катастрофы. То, что подлодку от поверхности отделяет 32 метра, моряки не знали, глубиномер от удара застыл на отметке 7,5 метра.
Спустя два часа к месту катастрофы подошло спасательное судно «Машук». Его экипажу удалось связаться по телефонной связи буя с первым отсеком С-178. Вскоре подошла и подводная лодка-спасатель БС-486. Но никаких кардинальных действий предпринято не было, все ждали приезда адмиралов. А для моряков, оказавшихся в стальной ловушке, потянулись часы томительного ожидания.
Цена халатности
Выбраться на поверхность моряки с С-178 могли лишь через трубу торпедного аппарата. Но для этого нужны были индивидуальные средства спасения, которых в отсеке или не было, или они были неисправны. Хуже всего, что дышать людям с каждым часом становилось все хуже и хуже. К тому же темнота и замкнутое пространство давили на психику. Когда пошли вторые сутки, Кубынин рискнул — отправил двух моряков через торпедный отсек наверх. Парням повезло, они смогли выплыть наверх и рассказать, что происходит в подлодке.
По связи Кубынин предложил через торпедный аппарат выпустить еще 16 человек, а с остальными дожидаться помощи. Но следующие трое смельчаков так и не всплыли, даже их тела впоследствии не были обнаружены.
Тогда наверху решили, что рядом с С-178 ляжет на дно спасательная лодка «Ленок». Когда из С-178 выйдут подводники, водолазы переведут их на борт соседней лодки.
Вот только «Ленок» оказалась не готова к операции. Срок эксплуатации ее аккумуляторной батареи давно истек, и с почти нулевым зарядом она не смогла бы выполнить миссию. Также на лодке сломался гидроакустический комплекс. Но доложить об этом высокому начальству, прилетевшему из Москвы, никто не рискнул, и «Ленок» отправили на дно почти вслепую. Хорошо что хоть водолазы с ее борта спустя несколько часов сумели, отыскать С-178.
В итоге решили, что водолазы будут встречать выходивших через торпедный отсек подводников и провожать их на борт «Ленка», в барокамеру. Но все опять пошло не по плану.
«Водолазы встретили только первых шестерых, остальных уже никто не ждал у торпедного аппарата, — вспоминал Кубынин. — Вот и начали мои ребята вылетать наверх, как пробки от шампанского. Чудо, что остались живы, погиб лишь один».
Позднее С-178 отбуксировали в бухту Патрокл, где водолазы извлекли из нее тела погибших. 15 ноября 1981 года подлодка была поднята на поверхность и после осушения и выгрузки торпед ее перегнали в сухой док. Комиссия признала восстановление субмарины нецелесообразным. В результате катастрофы погибли 32 человека: 31 член экипажа и один курсант. Главным виновником следствие и суд признали капитана «Рефрижератора-1 3». По приговору суда он получил 15 лет, а его помощник — 10 лет колонии. Командир С-178 капитан Маранго тоже были признан виновным и получил 10 лет заключения.
Алексей МАРТОВ
Предыдущая⇐ ⇐Клятва ценою в жизнь⇐ ⇐
Следущая⇒ ⇒Мастер-класс по искусству осады⇒ ⇒
https://zagadki-istorii.ru