Проклятый город

Автор: Maks Авг 6, 2019

Запустение Зашиверска! связывают с шаманом, который был настолько убит горем после смерти дочери, что проклял всех жителей Зашиверска на веки вечные. И кто бы мог подумать, что его проклятие может «догнать» советских ученых, приехавших в Якутию в 1969 году изучать старый храм?

Брошенный и всеми забытый город Зашиверск находится в Момском районе Якутии, на излучине реки Индигирки, «за шиверами», то есть за порогами, перекатами воды. Расцвет его пришелся на начало XVIII века: в те времена число прихожан Спасского храма Зашиверска составляло 922 человека, а гарнизон состоял из 33 стрельцов.

Население города занималось добычей пушнины и бивней мамонта, торговало с местными народами, а каждую осень в Зашиверске устраивались многолюдные ярмарки.

Якутские Ромео и Джульетта

Но в начале XIX века город опустел: в 1820 году исследователь Арктики Фердинанд Врангельувидел здесь всего семь домов, а спустя еще 20 лет в захиревшем городке жили «священник с причетником, улусный писарь с пером и станционный смотритель без лошадей». Что же случилось?

О гибели города в долине реки Индигирки и сейчас ходят страшные легенды. Они повествуют о противостоянии духовных лидеров Зашиверска, православного священника и шамана, и о любви их детей — русского юноши и девушки-якутки.

Однажды, во время ярмарки, в вещах умершего купца жители города нашли огромный кованый сундук. Шаман, увидев его, повелел бросить сундук в Индигирку, предрекая жителям беды. Но священник воспротивился воле шамана и решил раздать вещи горожанам. Соболью шубу из сундука богача сын священника подарил своей возлюбленной, а остальное разобрали горожане. И в городе вспыхнула эпидемия черной оспы. Девушка умерла в мучениях, а юноша выжил, огражденный от бед молитвами отца.

После эпидемии город, проклятый шаманом — отцом девушки, опустел и пришел в упадок.

Однако это не вся история. Есть и продолжение, которое связано с приездом в город советских ученых в 1969 году.

Возглавлял экспедицию археолог, основатель Института истории, филологии и философии СО АН СССР Алексей Окладников. Главной целью ученых было исследование уникального Спасского храма, который в 1700 году построил мещанин Андрей Хабаров. Этот образец деревянного зодчества сумел пережить катаклизмы якутского климата, был признан уникальным памятником архитектуры и вывезен из Якутии в Новосибирск.

Во время экспедиции в Зашиверске работали и археологи. Согласно легенде, они вскрыли могилы умерших от оспы горожан, среди которых находилась и могила дочери шамана.

Но как они могли заболеть? Ведь в СССР все были поголовно привиты от оспы? Случайность? Сбой иммунитета? Или проклятие?

История болезни

ЗашиверскЖизнь Зашиверска началась 11 октября 1639 года, когда на берегу Индигирки казаки атамана Посника Иванова поставили Индигирский острог, жители которого промышляли соболей, выменивали у юкагиров серебро и ловили рыбу.

Так как острог стоял на дороге, соединявшей Якутию и Колыму, в город часто заглядывали купцы, охотники и государевы люди. Здесь они пополняли запасы, покупали боеприпасы, отдыхали, лечились. Бывали в остроге и первопроходцы Семен Дежнев и Михаил Стадухин.

В остроге был военный гарнизон, располагались приказчики и сборщики ясака, которые собирали налоги с юкагиров, эвенков и охотских тунгусов, стояли склады и работали магазины.

Для охраны от враждебных племен центр острога в 1676 году был обнесен крепостной стеной. Отношения с местными были сложными, особенно в XVII веке — это известно по коллективной челобитной горожан, которую они послали царю в 1665 году, когда юкагиров стал притеснять «боярский сын» Андрей Булыгин. Конфликт окончился осадой города юкагирами в 1679 году.

Свое название острог получил в 1721 году, а в 1783 году Зашиверск стал городом и центром уезда. Здесь работали суды — гражданский и уголовный, библиотека, шла бойкая торговля.

Но в 1803 году администрацию уезда перевели в Верхоянск, а Зашиверск начал хиреть. Упадку города способствовало и то, что пушной зверь вокруг был выбит, мамонтовая кость собрана. К 1808 году население уменьшилось до 120 человек.

«Неужели оспа тут ни при чем?» — спросит любопытный читатель. Еще как при чем! Очевидно, Зашиверск перестали считать городом после эпидемии черной оспы, которая разразилась в Верхоянском округе с 1773-го по 1776 год. Она изрядно сократила число горожан и уничтожила население поселка Полоусный, расположенного рядом.

Затем оспа вернулась в 1833 году — и опустошила город.

Черная гроза Сибири

От эпидемий оспы гибли не только якуты. Периодически охватывавшая города и стойбища Сибири, эта страшная болезнь с XVII по XX век уничтожала целые поселения, убивая русских, эвенков, юкагиров и камчадалов. Никакой статистики не велось, а в летописях городов писали «погибло много народу» или «умерли все».

В 1610 году оспа опустошила Нарым, в 1631 году обрушилась на Туруханск, а в 1652 году на реках Оленек и Лена в два раза сократила количество эвенков и якутов. В 1745 году она пришла в Нерчинск, а эпидемия 1752 года стала настоящим бедствием для иркутян.

В XIX веке оспа свирепствовала в Енисейской и Иркутской губерниях, Походске, Якутске, Устьянске, на Чукотке, в Нижнеколымске, Забайкалье. Только в Иркутск оспа возвращалась три раза, а в XX веке — четыре раза!

Но значит ли это, что история о проклятом сундуке — правда?

В легенде не говорится, от чего умер владелец сундука. Так как инкубационный период оспы длится до двух недель, он мог заразиться, поехать в Зашиверск и умереть в городе. Вирус оспы передается через вещи больного, так что история вполне могла быть правдивой. Справедливости ради следует отметить, что в 1960-х годах этнографы в долине Индигирки записали первоначальную версию легенды, в которой нет влюбленных, но также фигурируют сундук мертвеца и вещи, заразившие горожан.

Народное творчество

Перейдем к разбору второй части истории — о советской экспедиции. В легенде фигурирует два имени — профессора Ивана Маковецкого и оператора Олега Максимова. Они действительно были в экспедиции — это есть в воспоминаниях профессора из Новосибирска Николая Журина. Он описывает быт ученых, пишет о вскрытии неглубоких захоронений, но не упоминает об оспе. Более того, с удивлением констатирует, что, хотя в экспедиции было много людей в возрасте, все остались здоровы.

Профессор Иван Маковецкий не мог сам вскрывать могилы, так как был специалистом по архитектуре. Он действительно умер, но не в 1969-м, а в 1972 году, в возрасте 60 лет, написав после экспедиции несколько трудов, и был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Оператор из Новосибирска Олег Максимов после возвращения из Зашиверска снял еще несколько фильмов в том числе «Встречи с Древней Монголией», вышедший на экраны в 1970 году, В 1969 году он снял два фильма о Тунгусском метеорите, которые прогремели на симпозиуме в Вене. Умер молодым в 1971 году «от неизлечимой болезни», возможно, от рака.

Кроме этого, не было зафиксировано ни одного заражения оспой. А возникновением легенды мы, скорее всего, обязаны мифотворчеству жителей Якутии.

Майя НОВИК

Всё, что осталось

Герб бывшего города Зашиверск Момского улуса Республики Саха (Якутия). Описание: в верхней части щита герб иркутский, в нижней части — в черном поле золотая лисица, в знак того, что «жители сей округи ловлею сих зверей промышляют». Герб Зашиверска утвержден 26 октября 1790 года, вместе с другими гербами Иркутского наместничества.



, ,   Рубрика: Невероятные артефакты

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,488 сек. Потребление памяти:8.42 mb