Просто о подростках

Автор: Maks Июн 15, 2020

Телевизионная передача «Зебра» была первой передачей для подростков на советском телевидении. Совершенно новый формат. Новые способы подачи материалов. Ведущие — подростки. Она пользовалась огромной популярностью.

К концу 1980-х годов в стране задули ветры перестройки. Это почувствовали все — и работники телевидения в первую очередь. В ноябре 1988 года на Ленинградском телевидении показали первый выпуск «Зебры» — передачи для подростков. С помощью этой программы ее авторы хотели поддержать молодое поколение, которое несколько дезориентировала эпоха больших перемен, начавшаяся в СССР.

Лицом к молодежи

Вообще, в тот период взрослые как будто повернулись лицом к проблемам молодых: много говорили про то, чем живет настоящее (а не «соцреалистическое») новое поколение, что оно чувствует и вообще, так сказать, на кого придется оставить страну.


Кастинг ведущих занял неделю: из трех тысяч человек выбрали три пары: Анну Даниленко и Павла Гладнева, Елену Суханову и Павла Рыжкова, Ольгу Марченко и Влада Громова. Режиссеру программы Людмиле Безобразовой и редакторам «Зебры» именно эти молодые люди показались наиболее естественными, неиспорченными и соответствующими образу представителей нового поколения, который сложился в сознании этих взрослых работников Ленинградского телевидения.

О том кастинге Елена Суханова вспоминает: «Мне казалось, что вся молодежь Ленинграда собралась у Ленинградского ТВ. Отстояв очередь, со всеми перезнакомившись, я так и не поняла, что иду на совершенно другую передачу. Я думала, что все молодые люди хотят стать дикторами ЛенТВ».

Вот как почувствовала себя в роли ведущей Ольга Марченко: «Мы пришли, когда нам было по 18. Это мне было 18. Кому-то чуть больше, кому-то чуть меньше. Мне-то кажется, к 18 годам мы все знаем. Это мы сейчас знаем, что мы ничего не знаем. На самом деле мы общались с такими же, как мы. Как чувствовали, как понимали».

А времена на Ленинградском ТВ стояли легендарные: выпускали знаменитые «600 секунд», «Пятое колесо», «Открытую дверь», «Музыкальный ринг».

Психологическая служба

Телепередача «Зебра»Название «Зебра» придумал главный режиссер детской редакции Владимир Латышев. Зебру — пеструю, своенравную, неуправляемую, с темной, не всегда понятной душой, — он ассоциировал с подростком. Да и в жизни, как известно, черная полоса сменяет белую…

Итак, ведущих выбрали. Сценарий передачи выглядел так: шесть молодых ведущих собирались вместе, как обычная компания подростков, что-то обсуждали, иногда за чаем, гуляли по городу и т.п. Надо отметить, что актерами эти молодые ребята были не бог весть какими, поэтому выглядело все это молодежное времяпрепровождение весьма неестественно. Фальшивые реплики, неумелый конферанс, скованная жестикуляция. Редакторы неумело создавали образ пусть не советского, но глубоко положительного героя, которому определенно стоит подражать. В общем, они понимали, что ведущие смотрятся не особо естественно, но творцы «Зебры» полагали: рисуемые образы молодых людей, так сказать, «поднимут» моральный облик подрастающего поколения.

Несмотря на дурно разыгранные сценки, «Зебру» хвалили как раз за естественность и искренность. Почему? Причиной тому стало обсуждение проблем, которые на самом деле волновали то новое поколение. В программе не дискутировали о том, кто достоин вступления в комсомол и живет ли страна в соответствии с идеалами ленинизма.

К началу 1990-х годов в СССР хлынул поток тяжелых наркотиков. Алкоголь и табак были сверхдоступны: авторы «Зебры» желали уберечь новое поколение от соблазнов и дурных влияний. Правда, неизвестно, помогла ли именно передача на Ленинградском телевидении от вышеупомянутых напастей. Но редакторы и режиссер программы ставили свою миссию высоко: они считали, что борются за душу ребенка…

По словам создателей «Зебры», во время существования передачи на ее адрес приходили целые мешки писем: подростки делились своими проблемами. Наиболее яркие послания ведущие обсуждали каждые две недели перед камерой. Вот, к примеру, письмо, которое вызвало серьезный отклик: «Я не люблю свою мать. Она орет, ругается. Я хочу сбежать из дома». После чтения вслух этого письма ведущие в студии обсуждали, как помочь подросткам, которые утратили взаимопонимание с родителями.

«Зебра» фактически играла роль психологической службы, цель которой — поддержка подростков. В программу со своей проблемой мог прийти каждый. Собственно, главным посылом публицистической части программы было «Здесь друзья. Они выслушают, поймут, поддержат, помогут». Вот как об этом рассказала Людмила Безобразова: «Передача создавалась для того, чтобы выживать подросткам в том мире, который стал уже не совсем простым. И поэтому телефон доверия доверием, но к нам приходило огромное количество детей, которым мы просто помогали выживать в каких-то ситуациях. Я помню, сколько было писем».

Что еще показывали в «Зебре»? Например, ведущие расспрашивали людей на ленинградских улицах о том, что их беспокоит больше всего. И выяснилось: всех во много раз больше занимает плохое обеспечение города продуктами питания, чем нравственные проблемы.

«Запрещенные» исполнители

Но была и другая часть передачи. Многие раз в две недели включали ленинградский ТВ-канал именно из-за нее. В «Зебру» часто приглашали знаменитостей. Создатели передачи вспоминают: никто не отказывался от появления в эфире программы. В студию подростковой программы с удовольствием приходили для разговора с молодыми и артисты Николай Караченцов и Константин Райкин, и певцы Марина Капуро и Сергей Рогожин, и дирижер Валерий Гергиев, и солист сверхпопулярной в те годы немецкой группы «Модерн токинг» Томас Андерс, и многие-многие другие.

Популярность «Зебры» была столь высока, что появление в ее эфире было честью и бесплатной рекламой: в то время коммерческая составляющая на телевидении не играла столь значимой роли.

Редакторы передачи не боялись показывать новые лица: так, певец Сергей Рогожин, в те годы солист группы «Форум», вспоминал: в «Зебре» он практически впервые появился на телеэкране с романсом «Чародейка». С благодарностью вспоминает подростковую передачу и певица Татьяна Буланова, тогда участница коллектива «Летний сад».

Выступить в «Зебре» приглашали не только вполне благообразных эстрадных исполнителей и «разрешенных» советских актеров, но и бунтарей и скандалистов — проще говоря, русских рокеров. В эфире передачи появлялись и лидер группы «Алиса» Константин Кинчев со своей знаменитой композицией «Мы вместе!», и одна из ключевых фигур ленинградского рок-клуба Майк Науменко с группой «Зоопарк».

Именно в «Зебре» возникла рубрика «Что в имени тебе моем?». В ней ведущие выступали в старинных костюмах. Именно поэтому «Зебру» сегодня считают телепрограммой, стоявшей у истоков очень модной сейчас исторической реконструкции, в которую сегодня с увлечением «играют» тысячи наших соотечественников, с помощью нарядов и самодеятельных постановок переносясь в прошлые эпохи.

Ведущие программы во фраках и кринолинах читали цитаты из классиков и рассказывали о великих людях прошлого.

Еще одной причиной популярности «Зебры» стали фрагменты мультиков «Том и Джерри», которые демонстрировали в конце передачи. А с какого-то момента стали демонстрировать крошечные кусочки «Звездных войн». По легенде, создатели программы испросили на это разрешения у самого режиссера сериала Джорджа Лукаса. И тот дал добро на показ каждые две недели трехминутного кусочка своей фантастической киноэпопеи.

В 1996 году передача закрылась спокойно, так сказать, эволюционным образом: ее формат устарел.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

, , ,   Рубрика: Искусство и телевидение 4 раз просмотрели

Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:27. Время генерации:0,187 сек. Потребление памяти:7.07 mb