«Работа демона»

Автор: Maks Сен 16, 2020

Костяные шары с прорезями, вложенные друг в друга, причем каждый из них может вращаться в любом направлении, — по сути дела, всего лишь изящные красивые безделушки. Но на их изготовление у мастеров уходили многие годы.

С доисторических времен люди пытались овладеть мастерством резьбы по слоновой кости.

Искусная головоломка

В Китае это один из древнейших видов народного промысла, имеющий свои традиции и неповторимый стиль. Первые найденные археологами изделия из слоновой кости и рогов носорога относятся к эпохе неолита, что не удивительно, ведь в этот период слоны и носороги еще жили в долинах рек Хуанхэ и Янцзы. Первобытные охотники научились в первую очередь использовать кость для изготовления простых инструментов и украшений, создавали культовые предметы, применявшиеся в ритуальных целях.

На раскопках развалин столицы государства Инь, существовавшего 3600 лет назад, обнаружены кинжалы и линейки из слоновой кости, а также бронзовые сосуды в виде фигурки слона, что говорит о том, что это животное тогда бродило в здешних бамбуковых рощах. В исторических записях периода Чжаньго («Сражающихся царств», V-III века до нашей эры) рассказывается история некого богача Мэнчана, подданного государства Ци. Он «покинул свою родину ради путешествия за границу, а когда прибыл в государство Чу, преподнес кровать из слоновой кости, стоившей тысячи золотых слитков. Малейшее повреждение кровати дорого обошлось бы тому, кто его причинил».

Настоящий взлет в искусстве резьбы по кости произошел во времена империи Сун (960-1279). Китайские мастера впервые достигли невероятной виртуозности и художественного совершенства в изготовлении тончайших сфер или трехслойных шаров, вложенных друг в друга, каждый из которых мог свободно вращаться независимо от других. Каждый шар был украшен витиеватыми ажурными узорами и при этом вырезан из той же самой части материала, что и предыдущие. Постепенно мастера совершенствовали свое мастерство, и на свет явились «матрешки», состоящие из семи сфер. Блистательные шедевры представлялись неискушенным людям невероятной головоломкой, поэтому из-за сложной техники исполнения их называли «работой демона». А европейцы называли эти шедевры китайского искусства «дьявольскими шарами», ведь трудно было представить, как можно из цельного куска кости вырезать почти идеальные по форме шары.

То, что подобная работа ценилась очень высоко, подтверждает и страшная легенда, которую в те времена передавали из уст в уста. В ней рассказывалось о том, что каждого мастера, познавшего тайны изготовления «дьявольских шаров», после их изготовления казнили — обладатели уникальных шаров не хотели, чтобы о секретах производства подобных изделий мог узнать кто-то еще.

Искусство резьбы по кости развивалось и в дальнейшем, в эпоху династии Мин (1368-1644), когда из кости начали вырезать всевозможные шкатулки, подносы, рамки для картин, курительные трубки, нюхательные бутылочки, клетки для птиц и сверчков. Процветало оно и в следующий период Цин (1644-1912).

В XVII веке среди разбогатевших феодалов возрос спрос на изделия литейных мастеров, изделия из яшмы, нефрита и жадеита, а также на предметы из кости — фигурки людей, птиц, зверей. Тогдашние правители, видные литераторы и ученые поддерживали развитие косторезного искусства в связи с установлением торговых связей между Китаем и странами Южной Азии и Африки, откуда ввозили слоновую кость. В самом Китае к этому времени слоны уже давно исчезли. Их веками истребляли крестьяне, расширявшие рисовые поля, и губили бесконечные войны, которые вели китайские бонзы.

Творчество вслепую

Китайские волшебные шарыКак же все-таки шары-головоломки сделаны? Прежде всего, необходимы терпение и хладнокровие. Не обходится и без «демона» — таланта, данного резчику от природы. Мастер должен принять во внимание не только свою собственную задумку, но и особенности расположения ядра в бивне. Как правило, сначала ремесленник «обтесывает» кость, придавая ей грубую форму, потом приступает к обработке более тонкими инструментами для придания завершенного вида. Для крупных работ, когда выполняется не только шар, но и подставка к нему или что-то вообще фантастическое, прежде лепится макет из глины, затем, если он одобрен, мастера приступают к работе. Еще более масштабные проекты предполагают отдельную обработку частей композиции и соединение их в одну на заключительном этапе.

Первым шагом к шедевру является изготовление идеального шара на токарном станке. В нем на необходимом расстоянии просверливаются несколько отверстии конической формы, чьи вершины сходятся точно в центре шара. Затем мастер с помощью линейки отмечает в каждом отверстии, сколько шариков он хочет выгравировать внутри первого. Теперь он может приступать непосредственно к вырезанию сфер, начиная с наименьшей, в самом центре — сердце главного первоначального шара. Китайские мастера, используя специальный нож в форме буквы L, начинают отделять сферы во внутренней части друг от друга. Мастеру приходится полагаться лишь на собственное чутье, годы опыта и острое лезвие, так как проделанные отверстия не позволяют ему видеть, что происходит внутри шара. Другими словами, он работает вслепую. При этом ошибись мастер хоть на волосок — и все дело пойдет
насмарку. Даже самый легкий щелчок рукой может вдребезги разбить внутренние слои.

Рекорды виртуозов

В XVII столетии в Поднебесной империи сформировались две национальные школы косторезов — Кантонская (Гуанчжоуская) и Пекинская. В XX веке искусство, веками удивлявшее людей, вновь заговорило о себе. В 1977 году мастер-виртуоз Вэн Жунбяо, работник завода народных ремесел Даси в Гуанчжоу, вырезал из слоновой кости диаметром 15 сантиметров головоломку, состоящую из 42 вложенных друг в друга подвижных сфер. На каждой из них был выгравирован пейзаж (павильоны и башни, облака и горы), а центральный шарик имел толщину всего лишь с бумажный лист.

Вэн Жунбяо — резчик по кости в четвертом поколении. В 1915 году его отец получил международное призвание на международной ярмарке в Панаме, вырезав из куска слоновой кости многослойную шаровую композицию из 28 сферических слоев, при диаметре внешней сферы в 10 сантиметров. Сам Вэн Жунбяо превзошел отца.

В Китае верят, что «волшебные шары», как они иногда именуются, относятся к предметам с положительным зарядом из-за своей формы бесконечного круга и тех символических украшений, которыми они обладают. Число сфер может символизировать разные стихии — от четырех направлений сторон света до природных элементов, а резной декор на внешнем шаре обычно напоминает дракона или феникса, соответствующих инь и ян. Считается, что шар-головоломка, декорированный только этими двумя элементами, способен укрепить брак и принести удачу и процветание.

В настоящее время основными центрами косторезного искусства Китая по-прежнему остаются Пекин и Гуанчжоу. Слоновая кость ввиду запрета на добычу бивней используется все реже, в ход идут намного более доступная кость верблюдов и волов, синтетическая слоновая кость, смола, дерево, нефрит и другие материалы. Тем не менее изделия китайских мастеров продолжают поражать необычайным изяществом, сложностью и совершенством.

Ада МИХАЙЛОВА



, , ,   Рубрика: Невероятные артефакты

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:47. Время генерации:0,138 сек. Потребление памяти:8.1 mb