История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Кто убил генерала Сикорского?

Поздним вечером 4 июля 1943 года в Гибралтаре потерпел крушение тяжелый бомбардировщик Б-24 «Либерейтор». На борту самолета находился премьер-министр эмигрантского польского правительства генерал Владислав Сикорский и еще несколько пассажиров. Все они погибли.

За минувшие десятилетия эта загадочная катастрофа породила множество вопросов. И главный из них: был ли здесь только несчастный случай? Или это было убийство? А если так, то кому оно было выгодно?

Официальная версия

Итак, что гласит официальная версия гибели Сикорского? Проведя инспекцию польских подразделений на Ближнем Востоке, 4 июля 1943 года генерал должен был вылететь из Гибралтара в Лондон. В 23 часа 07 минут бомбардировщик «Либерейтор» 511-й эскадрильи Королевских ВВС пошел на взлет. На борту находились сам Сикорский, его дочь Зофья, пять польских офицеров и четыре представителя британских спецслужб. Однако через 16 секунд после взлета самолет рухнул в Атлантический океан. Все пассажиры и пять членов экипажа погибли.

Единственным, кто выжил в авиакатастрофе, был пилот чешского происхождения Эдуард Прхал. Он рассказал, что сразу после взлета штурвал самолета заклинило, и он рухнул в море.

Версия о технической неисправности самолета и стала основной. Опираясь на показания Прхала и техническую экспертизу, британская следственная комиссия пришла к выводу, что авария была вызвана неисправностью руля высоты. Однако расследование так и не ответило на вопрос - почему руль оказался неисправен.

Сторонники версии о «несчастном случае» высказывают следующее предположение. При перелетах члены экипажей самолетов Королевских ВВС часто перевозили контрабандные грузы. Так, в обломках самолета Сикорского, помимо личных вещей и дипломатической почты, были обнаружены новые фотоаппараты, меха, футляр с драгоценностями, сигареты и ящики с коньяком и виски. Все это, без сомнения, являлось контрабандой. Возможно, причиной катастрофы стал контрабандный груз, сорвавшийся с креплений и заклинивший систему управления.

Следствие также установило, что самолет был перегружен. Дело в том, что, помимо контрабанды, все возвращающиеся в Лондон пассажиры (как поляки, так и англичане) везли огромные чемоданы и коробки, набитые колониальными товарами. Перегрузка самолета сама по себе не могла вызвать его гибели, но могла существенно усугубить ситуацию в случае какой-либо неисправности.

Нет человека - нет проблемы

Владислав Сикорский

Генерал Сикорский был крупной политической фигурой, поэтому сразу же после катастрофы появились слухи о его преднамеренном устранении. И надо сказать, что слухи эти были основаны не на пустом месте. Скрытая, но упорная борьба между союзниками (Англия, США и СССР) за послевоенное будущее Польши, наличие подозрительных обстоятельств в Гибралтарской трагедии - все это заставляло предполагать, что генерал мог пасть жертвой спецоперации. Но чьей?

Первым, кого обвинили в случившемся, был, конечно, Иосиф Сталин. Как раз тогда, после Сталинграда, когда поражение Германии в войне стало очевидным, советский вождь стал всерьез задумываться о послевоенном устройстве Европы. Естественно, что освобожденные страны Европы, по замыслу Сталина, должны были войти в сферу влияния Кремля. Либо прямо в качестве сателлитов с коммунистическим режимом, либо как «дружественные» державы, координирующие свою политику с желаниями «большого брата».

Польше в этих замыслах отводилась весьма важная роль. Но как раз главным препятствием к их осуществлению и был Владислав Сикорский! Он был самым авторитетным политиком для поляков. Но при этом генерал Сикорский был известен своей непримиримой позицией по отношению к СССР. Он однозначно не собирался признавать присоединение к СССР «исконно польских земель» (Западной Украины и Западной Белоруссии).

Кроме того, Сталин отдавал себе отчет, что генерал не простит большевикам Катынь. Хотя советская сторона и утверждала, что это злодеяние - дело рук гитлеровцев, но сам Сикорский был убежден, что ответственность за катынские расстрелы несет СССР.

Всего этого было вполне достаточно для устранения Сикорского. Однако это все теоретические рассуждения. А была ли у Сталина возможность осуществить диверсию на другом конце Европы? Да, такая возможность была.

Дело в том, что шефом британской контрразведки на Пиренеях в 1941-1944 годах был не кто иной, как Ким Филби. Этот знаменитый советский разведчик был разоблачен в 1963 году и тогда же заявил, что уже с 1940 года работал на СССР. То есть в момент гибели Сикорского Ким Филби уже являлся двойным агентом!

Стоит учесть, что Филби начал свою карьеру с отдела «специальных операций», занимавшегося диверсиями и саботажем. Так что организовать диверсию с самолетом Сикорского для него было не так уж сложно. Но где же находился Ким Филби в день катастрофы? Поразительно, но 4 июля 1943 года он находился в Гибралтаре! Совпадение или нечто большее?

Он был слишком принципиальным

Однако имя Кима Филби заставляет пристально присмотреться и к другому объяснению трагедии, даже еще более популярному, чем версия о «советском» следе. Может быть, Ким Филби действительно устранил Сикорского. Но действовал он вовсе не в интересах Кремля, а по приказу... Уинстона Черчилля!

Казалось бы, абсурд! Зачем премьер-министру Британии убивать польского генерала-эмигранта, которому само же английское правительство и предоставило убежище на территории своей страны? Но на самом деле все не так однозначно.

Именно к лету 1943 года недовольство Черчилля деятельностью главы польского правительства в изгнании достигло своего апогея. Причина тому - резкое осложнение польско-советских отношений, вызванное «дуболомной» (по мнению Черчилля) политикой Сикорского. Вызывающая политика польского эмигрантского правительства ставила в сложное положение и Англию. Не будем забывать, что именно Британия считалась (и действительно была) главной покровительницей польского правительства в изгнании. Штаб-квартира польских министров-эмигрантов располагалась не где-нибудь, а в Лондоне.

Летом 1942 года - в тяжелейший момент для СССР! - Сикорский отзывает из СССР сформированную там армию генерала Андерса. А в 1943 году немцы обнародовали результаты раскопок в Катыни. Сикорский был вне себя. Генерал объявил о разрыве отношений со Сталиным. В ответ на это советский вождь стал создавать прокоммунистические польские части - Гвардию Людову (в противовес подчинявшейся эмигрантскому правительству Армии Крайовой). Сикорский поставил на грань развала всю союзническую коалицию. Черчилль признавался, что он не может в этом конфликте встать однозначно на сторону СССР, так как это оттолкнет Польшу от Британии. Но и выступить, по понятным причинам, целиком на стороне поляков против СССР, который нес на себе основную тяжесть войны с Германией, Черчилль тоже не мог. Британского премьера вполне устроил бы какой-нибудь более гибкий в вопросах политики польский лидер. Но Сикорский-то как раз проявлять гибкость и идти на компромиссы не хотел. Он стал явно «лишним человеком» в британо-советских отношениях.

Наводит на размышления и ряд подозрительных обстоятельств. Известно, что после катастрофы подводники тщательно обследовали затонувший самолет. Они нашли личный портфель Сикорского и передали его губернатору Гибралтара. С тех пор этот портфель больше никто не видел. Что содержалось в нем? И почему он так таинственно исчез?

Кстати, вся документация, связанная с крушением Б-24 в июле 1943 года, в Великобритании до сих пор находится под грифом «Секретно».

Серьезные подозрения вызвал и единственный выживший после крушения пилот Эдуард Прхал. Спасение Прхала объяснялось наличием у него спасательного жилета. Однако загвоздка в том, что этот чешский летчик никогда не надевал спасательных жилетов (это подтвердили его сослуживцы). Но именно в этот роковой день он почему-то решил изменить своему правилу.

Как бы то ни было, в деле о смерти генерала Сикорского пока больше вопросов, чем ответов. Остается надеяться, что рано или поздно исследователи смогут прикоснуться к засекреченным документам британского правительства, и обстоятельства гибели польского генерала наконец-то перестанут быть загадкой...

Денис ОРЛОВ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Историческое расследование     Следущая