Древние индейцыОбычно, говоря о древней Америке, в первую очередь вспоминают об ацтеках, майя и инках. Но на Американском континенте задолго до этих, всем известных народов жили и другие. Они во многом и сделали этот дикий континент вполне пригодным для жизни... Самые первые «американцы» занимались охотой на мамонтов и других крупных животных. Опасный промысел часто кончался трагически. Останки одного из неудачливых охотников обнаружили ученые в 1947 году в Мексике, в местечке Тепешпан. Он погиб примерно 11 тысяч лет назад. Со скульптурной реконструкции на нас глядит пещерный житель с мощными надбровными дугами и низким лбом. Охотник был, по меркам древности, довольно стар - старше 50 лет! Под воздействием климатаК VIII тысячелетию до нашей эры климат стал более сухим и теплым, луга превратились в полупустыни. Некоторые виды крупных животных вымерли, другие переселились на север. Вместе с ними мигрировала и часть охотников. Их потомки сохранили древний уклад вплоть до исторических времен. Другие предпочли остаться на месте и приспособиться к новым условиям. Главное значение приобрел сбор растений, а охота служила лишь подспорьем. От собирательства - один шаг к земледелию, но многие племена его так и не сделали. Благоприятные для сельского хозяйства области находились в Мезоамерике и в Центральных Андах - в Перу и Боливии. Именно в этих регионах образовались древние цивилизации. Переход занял тысячелетия. Первой - около 7 тысяч лет назад - «одомашнили» тыкву-горлянку. За ней последовали кабачки, перец чили, хлопок, фасоль, авокадо. Наконец, пришел черед маиса. Самым древним початкам, обнаруженным археологом Ричардом Мак-Нейшем в Мексике, 5600 лет. Примерно в это время - IV-III тысячелетия до нашей эры - начали культивировать маис и в Андах. Окончательно культура земледельцев сформировалась в III-II тысячелетиях до нашей эры. Возникли постоянные поселки, появились ткачество, керамика. Люди лепили посуду и терракотовые статуэтки, которые сохранили облик их создателей. Появление глиняных фигурок свидетельствовало о зачатках верований - вероятно, культа предков. Поклонялись земледельцы и природным силам. Существовали шаманы и вожди, которые стали наследственной знатью. На исходе II тысячелетия до нашей эры и возникли первые цивилизации. Головы ольмековНа берегах рек мексиканского штата Веракрус комбинация двух систем обработки земли - подсечно-огневой и пойменной - позволяла собирать 3-4 урожая в год. Разливы рек, как и Нила в Египте, породили цивилизацию ольмеков. Между 1350 и 1250 годами до нашей эры жители одного из поселений создали террасы и платформы на одном из плато. Возникает протогород Сан-Лоренсо. Между 1150 и 900 годами до нашей эры он стал церемониальным и административным центром, контролирующим бассейн реки Коацакоалькос. Там были созданы система искусственных водоемов, водопровод, множество монументальных каменных скульптур и «визитная карточка» цивилизации - 10 гигантских каменных голов. Самой выдающейся постройкой Сан-Лоренсо был так называемый «Красный дворец» - длинное здание со стенами из утрамбованной земли, известняковых и песчаниковых плит и крышей из пальмовых листьев. Постройку украшали 4-метровые колонны, а под полом находился акведук из базальтовых желобов. Вероятно, здание служило резиденцией вождя. Представители элиты жили в облицованных камнем домах на наиболее высокой части плато, общинники - в хижинах на террасированных склонах. Они занимались земледелием, гончарством, ткачеством, ловили рыбу, охотились. Были и профессиональные ремесленники, работавшие по заказам правящей верхушки. После 900 года до нашей эры изменились русла рек, и Сан-Лоренсо постепенно утратил значение. Главным ольмекским центром стал другой археологический комплекс - Ла-Вента, расцвет этого города пришелся на VIII-IV века до нашей эры. В Ла-Венте были обнаружены несколько каменных голов, пирамида, каменные троны, гробницы, стелы с изображениями правителей и ягуароподобных божеств, мозаика в виде ягуарьей головы. Ягуар был для ла-вентцев священным животным: его высекали на статуэтках, украшениях, придавали владыкам черты этого зверя. Здесь же нашли рельефы, передающие миф о связи божественного ягуара с земной женщиной или, по другой интерпретации, - превращение шамана в ягуара. «Ягуарий стиль» ольмеков распространился по Мезоамерике, а их иероглифические надписи и даты долго считались древнейшими. Ученые решили, что ольмеки - «материнская культура», прародительница всех цивилизаций региона. Дальнейшие исследования показали - они были одними из многих. Другие народы начали путь к цивилизации одновременно с ними, а кое в чем шагнули даже дальше. Загадка сапотековВо времена расцвета Сан-Лоренсо в Оахаке стали почитать Землю и Небо. Грозные силы Земли представляли в виде рычащей пасти ягуара. Возможно, ягуар -влияние ольмеков, но в остальном культура шла своим путем. Между 850 и 700 годами до нашей эры возникли платформы для недолговечных храмов-мазанок, а жители Сан-Хосе-Моготе создали первое вождество. Через пару столетий образовались и другие. Сперва они стремились разрешать конфликты миром, потом начали воевать. Однажды враги сожгли храм в Сан-Хосе-Моготе. Нечестивцев ждала кара, память о которой сохранилась на века. На резной плите изображен принесенный в жертву пленник. Знаки между его ступнями: точка (цифра 1) и иероглиф - первый образец сапотекской письменности, датируемый... 600 годом до нашей эры! Вероятно, запечатлено имя «Герострата». Письменность сапотеков до сих пор не дешифрована. Ее одно время считали древнейшей - старше даже ольмекской! В наше время перевес вновь у ольмеков, хотя не исключено, что две культуры пришли к данному открытию одновременно. Вместе с письменностью, календарем, резными барельефами в Сан-Хосе-Моготе появились храмы, гробницы вождей и первые фигурные сосуды - так называемые урны. Примерно в 500 году до нашей эры жители селения перебрались на вершину священной горы Монте-Альбан. Там во время расцвета Ла-Венты возник первый настоящий город - столица государства сапотеков. К I столетию до нашей эры цари Монте-Альбана подчинили Оахаку, а потом шагнули за ее пределы. Следующие 300 лет были периодом экспансии царства, а потом - пять веков процветания. Угас Монте-Альбан на исходе I тысячелетия - незадолго до центров «классических» майя. Первая попытка создать цивилизацию в долине Мехико закончилась трагически. Жители поселка Куикуилько незадолго до начала нашей эры научились многому. Они изготовляли изящную посуду, строили глинобитные жилища и даже возвели пирамиду - усеченный конус из песка и глины, облицованный камнями и адобами (то же, что и саман). Но произошло извержение вулкана Шитле, и дома земледельцев со всей утварью оказались погребены под слоем лавы. Ученые предполагают - погибли не все. Часть сбежала в Теотиуакан. Возможно, именно они ускорили его развитие и вдохновили теотиуаканцев на создание огромных пирамид Солнца и Луны. Расцвет Теотиуакана пришелся на первые века нашей эры и совпал по времени с расцветом Монте-Альбана и образованием первых царств майя. С сапотеками теотиуаканцы жили мирно, разделив сферы влияния. С майя дело обстояло по-другому. В 378 году военачальник Сиях-Как предпринял далекий поход, захватил власть в майяском Тикале и основал новую династию, подчиненную Теотиуакану. Как ни странно, завоевание пошло на пользу майя, а Тикаль в V столетии стал их самым крупным государством. Теотиуаканцы вскоре позабыли о «вассалах», а в конце VII века первый «мегаполис» погиб. Предшественники инковДревняя история Южной Америки известна меньше. Кроме того, там зафиксировано несколько археологических рекордов. Первый - эквадорский «человек из Отовало» и самым древним в Америке останкам - 33 тысячи лет! Второй - мумии Чинчорро на чилийском побережье. Самые ранние из них датируются... VIII тысячелетием до нашей эры! Они - древнейшие в мире. Эту традицию наследовали создатели культуры Паракас. Они также прославились экспериментами над черепами: изменяли их форму, проводили трепанации... Их преемники, знаменитые наска, перестали делать мумии в большом количестве, однако продолжали игры с черепом. Северное побережье континента предлагает не меньше сюрпризов. В Эквадоре был поставлен очередной рекорд - обнаружена древнейшая в Америке керамика, начала III тысячелетия до нашей эры. В ней нашли сходство с японской, и с этих пор бытует версия о контактах между этими странами. Традицию гончарного искусства развили другие культуры побережья. Самая яркая из них - культура мочика, существовавшая в Перу, поблизости от современного Трухильо. Мочика сооружали города, в которых возводились пирамиды, жилые и общественные постройки, прокладывали оросительные системы, акведуки. Земледелие основывалось на ирригации и использовании заливных земель. Они выращивали маис, фасоль, картофель, юкку, чили, томаты, другие растения. Поля удобрялись гуано и мелкой рыбешкой. Рыбаки в тростниковых лодках часто выходили на промысел. Мочика были искусными ювелирами - умели плавить, паять, покрывать медь позолотой. Из металлов изготовлялись украшения и некоторые орудия труда. Занимались мочика и ткачеством, однако известность культуре принесли гончарные изделия - расписные и фигурные сосуды. Благодаря мифологическим сюжетам и «жанровым сценкам» на них мы и узнаем о жизни мочика. Их культура не оставила ни надписей, ни каменных скульптур. Летопись этого народа - «глиняная». «Владыка Сипана»«Визитная карточка» мочика - так называемые «портретные» сосуды, с потрясающей реалистичностью передающие черты живших когда-то людей: то ли царей древнего народа, то ли их поверженных врагов. О богатстве и могуществе древних царей свидетельствует нетронутое погребение «Владыки Сипана», датируемое примерно 290 годом. На груди почившего правителя были уложены медные диски, несколько десятков золотых, медных и серебряных орешков - элементы, украшавшие истлевшую одежду. Погребальное покрывало было расшито позолоченными медными пластинками и усыпано множеством раковин. Здесь же находились носовые вставки, нагрудные и ушные подвески из золота, веер из перьев с медной ручкой. Россыпью лежали тысячи жемчужин. В правой руке покойного были золотой брусок и скипетр-нож, в левой - тоже брусок и скипетр, только медные. У шеи лежали два ножа: золотой - справа, медный - слева. Поверх головы находилась большая золотая диадема в форме полумесяца. Сопровождали царя в загробный мир несколько слуг или рабов и, возможно, супруги, принесенные в жертву и похороненные тут же. В исторические времена на землях мочика расположилось царство Чимор - самый могущественный соперник инков. Чиморцы тоже были искусными ювелирами и гончарами. Кто знает, может, мочика - их предки? Самой древней цивилизацией Перу считается культура Чавин, чьи центры разбросаны вдоль Тихоокеанского побережья. Главный, Чавин-де-Уантар, находится в горах - в 100 километрах от берега. Эта культура процветала с 1500 года до нашей эры по 400 год и оказала огромное влияние на все цивилизации Андского региона. Некоторые считают ее «культурой-прародительницей», подобно мезоамериканским ольмекам. Здесь существововало теократическое общество под властью царей и жрецов. Церемониальной столицей считался Чавин-де-Уантар, а на обширной подчиненной территории располагались менее значимые центры, вокруг которых селились общинники. Пригодная для обработки земля находилась лишь в речных долинах, поэтому развилась ирригация. Хорошим подспорьем было скотоводство и традиционные промыслы - охота и рыбная ловля. Знали чавинцы и ремесла. Именно с них началась традиция лепки «фигурных сосудов», изображавших людей и животных. Сосуд часто выполнялся в виде головы ягуара или пумы. Культ кошачьих - ольмекская черта. Может, два народа контактировали? Жили они в одно время... Чавин-де-Уантар - вытянутый прямоугольник, сочетание платформ, храмов и площадей. Самые известные памятники - храмовый комплекс «Кастильо» и две загадочных стелы: «Лансон» («Копье») из белого гранита высотой 4,5 метра, а также «Камень Раймонди» с рельефом существа с кошачьей мордой и жезлом в каждой руке-лапе. Назначение как этих, так и других чавинских памятников до сих пор осталось неизвестным. Еще больше вопросов вызывает загадочная культура Тиауанако, существовавшая в Андах во II-I тысячелетиях до нашей эры. Ее церемониальный центр располагался на берегу высокогорного озера Титикака - более 3 тысяч метров над уровнем моря! Культура Уари еще меньше изучена. Есть мнение, что две цивилизации создали одно государство с двумя столицами: религиозной - Тиауанако и светской - Уари. После падения Тиауанако культура Уари распространилась на все области - повсюду ее центры с характерными постройками. Архитектура этой культуры отличалась правильностью, симметрией, прямоугольной планировкой, символизируя централизацию власти и силу. Улицы, площади, дома окружались мощными каменными стенами. Возводились административные здания и «мастерские» из сотни комнат. На ступенчатых платформах размещались скульптурные изображения божеств. Один из городов культуры Уари находился в Куско. В конце I тысячелетия он был заброшен, а через несколько веков в долину пришли инки... Татьяна ПЛИХНЕВИЧ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|