Врата богаВавилон - уникальный древний город, ставший символом богатства, роскоши и тайны. Он принадлежал разным империям и далеко не всегда был столицей. Но, даже находясь формально на вторых ролях, никогда не терял своего величия. Его несколько раз пытались стереть с лица земли, но он каждый раз возрождался. Победить Вавилон смогло только время. Вавилонское царство находилось в междуречье двух великих рек - Тигра и Евфрата. Эта местность называлась Месопотамия. Изначально здесь господствовал загадочный народ шумеров. Они и основали в III тысячелетии до нашей эры небольшое поселение под названием Кадингирра, что переводилось как «врата бога» (имелся в виду бог Амаруту, более известный нам как Мардук). С этого небольшого поселения началась история великого города, который на протяжении тысячелетий влиял на все события, происходившие на Ближнем Востоке. Отец законовШумеры постепенно перемешались с соседним и более многочисленным народом - аккадцами. И город стали называть по-аккадски - Вавилон. Вокруг лежали плодороднейшие земли, а торговые пути (как сухопутные, так и речные) удачно перекрещивались именно здесь. Ничего удивительного, что Вавилон неудержимо богател и разрастался. Когда в начале II тысячелетия до нашей эры племена амореев заселили Месопотамию, то именно Вавилон стал их столицей. Самым великим царем того времени был знаменитый Хаммурапи. Он активно воевал, подчиняя своему государству окрестности. Но что интересно - в дошедших до нас надписях его воспевают прежде всего за строительство оросительных каналов, храмов и крепостей. Война была нормальным состоянием для людей древности - все воевали со всеми практически непрерывно. А вот позаботиться о будущем, потратив деньги на орошение полей, мог только по-настоящему мудрый царь. Строительство было для вавилонян делом нелегким. В отличие от Египта, где буквально под ногами лежал ценный, красивый и прочный строительный материал мрамор, гранит и так далее, постройки Вавилона делались из кирпича-сырца. Для гигантских зданий его нужно было производить много, что требовало серьезной организации. К сожалению, древний кирпич не слишком стоек к воздействию времени. Именно поэтому от Вавилона до наших дней сохранилось так мало. Руины, расположенные на окраине современного иракского города Эль-Хилла, впечатляют далеко не так, как египетские монументальные постройки. Еще одно великое деяние Хаммурапи - первый из известных нам законодательных сборников. Законы были записаны (точнее, высечены на камне) около 1759 года до нашей эры. Можно сказать, что юриспруденция как наука начала свой путь именно тогда. Законы Хаммурапи были достаточно суровы - в 282 параграфах смертельный приговор предусматривался в 31 случае. Правда, сейчас ученые спорят о том, были ли это реальные законы, или просто трактат о правосудии, созданный для восхваления мудрости царя. Но в любом случае ничего подобного не создала ни одна цивилизация того времени. Законы Хаммурапи пережили государство, в котором они действовали. Их изучали ассирийцы и хетты. Через финикийцев они попали к грекам. А отсюда уже рукой подать и до римского права, наследницей которого в известной степени является современная юриспруденция. Тайна зиккуратаСозданная Хаммурапи держава продержалась около двух веков. А затем Вавилону впервые пришлось пережить серьезное поражение и падение. Приблизительно в 1595 году до нашей эры город был взят армией другой могущественной и агрессивной империи - Хеттской. Вавилон подвергся серьезным разрушениям и на некоторое время потерял свою передовую роль. Но к тому времени он уже превосходил по площади старую шумеро-аккадскую столицу Ур. А слава о вавилонских чудесах влекла к нему новых и новых завоевателей. Теперь главным народом, жившим в Вавилоне, стали касситы. Хотя население все равно продолжало оставаться смешанным, и на улицах звучала речь на многих языках. Город продолжал оставаться перекрестком культур, где разные народы и традиции умудрялись сосуществовать, создавая нечто новое. Именно здесь лежат корни знаменитого мифа о Вавилонской башне, который мы знаем из Библии. Хотя в библейском рассказе все происходит наоборот - люди, имевшие общий язык, в итоге потеряли возможность понимать друг друга. В реальности же Вавилон объединял, а не разъединял народы. Имелась в Вавилоне и конкретная постройка, которая могла стать прототипом легендарной башни. Это зиккурат Этеменанки. До нашего времени от него не сохранилось ничего, хотя ученым удалось довольно точно установить место, где он стоял. Первый вариант зиккурата возвели, скорее всего, еще при Хаммурапи. Потом он много раз перестраивался, а к VII веку до нашей эры стал самым высоким зданием в городе - высота грандиозной семиярусной постройки достигала 91 метра! На вершине башни находился храм. Самый известный зиккурат, сохранившийся до наших дней, находится среди развалин города Ура - главного соперника Вавилона. Его высота - всего 30 метров. Кроме того, он сильно пострадал от плохо проведенной реставрации, затеянной в свое время по приказу Саддама Хусейна. И тем не менее древний памятник впечатляет до сих пор. Трудно представить, насколько более сильное впечатление производил гигантский зиккурат Этеменанки! Несмотря на то, что Средневавилонский период (с 1595 по 1004 год до нашей эры) был для города скорее неудачным, его репутация священного и всеми почитаемого центра только укреплялась. Враги не раз брали Вавилон штурмом и подвергали опустошению. Но разрушать они осмеливались только военные укрепления. А многочисленные храмы и великолепный зиккурат продолжали стоять. Главной опасностью в это время были государства Элам и Ассирия. Их правители не раз пытались положить конец влиянию Вавилона, вывозя из него священную статую бога-покровителя - Мардука. Но проходило несколько лет (или десятилетий), и город снова возрождался в своем блеске. А по всей Месопотамии (да и за ее пределами) люди твердо знали, что центр мира находится именно в священном Вавилоне, где хранятся все главные тайны. С этим ничего не могла поделать никакая армия. Священная наукаСила Вавилона заключалась отнюдь не только в религиозных церемониях и авторитете жрецов. Наряду с Мардуком, Иштар и Энлилем в городе истово почитали еще одно божество. Имя ему было - наука. Задолго до великих открытий греческих и арабских астрономов вавилонские жрецы вели систематические наблюдения за небом и вычисляли закономерности движения светил. На основе этих наблюдений вавилоняне создали календарь, довольно близкий к современному, хотя и не настолько точный. Год был разделен на 12 частей (месяцев), по 29 и 30 дней попеременно. Также именно в Вавилоне изобрели семидневную неделю. Каждый день соответствовал одному из семи основных небесных тел (Солнце, Луна и пять планет, видимых невооруженным глазом, - Меркурий, Венера, Марс, Юпитер и Сатурн), а также одному из семи основных богов. Наблюдая за движением Солнца, вавилонские жрецы вычислили, что, двигаясь по небесному своду во время равноденствия, светило проходит расстояние, равное 180 своим диаметрам. Так любой полукруг они стали делить на 180 частей, а круг - на 360. Позднее эти знания перешли к древним грекам, которые создали и развили геометрию. И теперь каждый из нас знает, что круг делится на 360 градусов. Число 60, на которое делятся и 180, и 360, стало у вавилонян священным. На нем была построена их математическая система. Благодаря этому впоследствии европейцы стали делить час на 60 минут, а минуту - на 60 секунд.Также важными числами были 3,7 и 12. Собственно, высокие зиккураты были нужны жрецам не только для того, чтобы впечатлять верующих и быть «поближе» к богам, но и как площадка для наблюдений за небесными явлениями. Благодаря этому они научились довольно точно предсказывать солнечные и лунные затмения. Погибший и возрожденныйИнтересно, что Вавилон всегда существовал словно в двух параллельных реальностях. В политической сфере бушевали интриги, кипели войны, одна династия сменяла другую. Город то становился столицей огромной империи, то превращался в покоренную провинцию. В начале I тысячелетия до нашей эры Вавилон пережил свои «темные века» - во власти царила полная неразбериха, магнаты интриговали друг против друга, а сильные соседи (прежде всего Ассирия) все активнее заявляли свои права на владение священным центром Междуречья. Но вавилоняне то признавали власть ассирийцев, то поднимали восстания, избирая себе своих собственных царей. В конце концов ассирийский правитель Синаххериб в начале VII века до нашей эры взялся за Вавилон всерьез, решив подчинить его грубой силой. Это оказалось не так-то легко. Поэтому, когда в 689 году до нашей эры город был все же взят ассирийской армией, разъяренный сопротивлением Синаххериб решил полностью стереть его с лица земли. Жители были проданы в рабство или переселены в другие регионы империи. Все богатства были вывезены, постройки - разрушены до основания и сожжены. В завершение разгрома Синаххериб приказал пустить по улицам Вавилона воды ближайшей реки. На месте богатейшего прекрасного города возникло зловонное болото. Казалось, что это конец тысячелетней истории. Однако жестокая расправа над Вавилоном в конечном итоге сыграла против Синаххериба. Его деяния настолько шокировали всех жителей Месопотамии, что он растерял свою популярность и в конце концов был убит в результате заговора. А уже при его наследнике Асархаддоне началось возрождение великого города. Вавилон, по сути, был отстроен заново. Причем даже с большей пышностью, чем ранее. Через 20 лет город снова стал мощным политическим центром. Вавилонская знать немедленно снова начала интриговать против Ассирии. И уже к концу VII века до нашей эры возникло Нововавилонское царство, а Ассирия навеки утратила былое могущество. Так город словно бы отомстил своим врагам и разрушителям. Последняя осадаПика своего развития Вавилон достиг при царе Навуходоносоре II, который тоже упоминается в Библии. Там он предстает как жестокий и безнравственный правитель. Действительно, границы Нововавилонского царства расширялись агрессивно, и милосердия окружающим народам от вавилонян ждать не приходилось. Особенно жестоким было покорение Иудеи, увенчавшееся в 586 году до нашей эры взятием Иерусалима и разрушением Храма Соломона. Поэтому в иудаизме и христианстве Вавилон навсегда стал символом разврата и угнетения. Подчинить своей власти Навуходоносор II пытался даже Древний Египет. Но на это у него не хватило сил. Однако Египет понес в войне с Вавилоном такие большие потери, что вынужден был уступить ему свои азиатские провинции - Сирию, Палестину и Финикию. После смерти Навуходоносора II Вавилонское царство вступило в очередной (и, как оказалось, последний) период нестабильности. В результате серии дворцовых переворотов к власти пришел один из знатных вельмож по имени Набонид. Он всерьез мечтал о том, чтобы стать в один ряд с великими правителями прошлого. А потому провозгласил себя потомком ассирийских царей и всячески подчеркивал свое величие. Набонид претендовал на особую связь с богами. А потому многие свои решения (особенно самые странные и непопулярные) объяснял тем, что ему во сне явился тот или иной бог и выдал инструкции. Все это крайне раздражало вавилонскую знать, и вскоре царство было сильно ослаблено внутренней борьбой. Этим воспользовалась Персия - новая великая империя, пришедшая на смену цивилизациям древности. В 539 году до нашей эры Вавилон был взят армией Ахеменидов и потерял независимость, теперь уже навсегда. Набонид был убит (по другой версии, сослан в отдаленную ссылку), а город стал столицей одной из персидских провинций. Последней попыткой вернуть себе независимость стало восстание, которое вспыхнуло в Вавилоне в 482 году до нашей эры. Персидский правитель Ксеркс I организовал многомесячную осаду мятежного города, которую тот не смог выдержать. Укрепления были срыты, вавилонская знать разогнана, жрецы казнены, храмы и зиккураты разрушены. Разгром увенчала переплавка огромной золотой статуи бога Мардука, которая весила около 600 килограммов. То, чего не смогли добиться завоеватели прежних времен, удалось Ксерксу - Вавилон уже не смог подняться после этого разгрома. Утратив статус священного центра, он постепенно пришел в упадок и стал обыкновенным заштатным городом. Хотя впоследствии Александр Македонский хотел сделать его своей азиатской столицей. В целом же Вавилон уже не отличался от десятков других городов Ближнего Востока. Главным его сокровищем было лишь великое прошлое, которое постепенно забывалось. Ко времени арабского завоевания на месте некогда грандиозного города осталась лишь небольшая деревня. Виктор БАНЕВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|