Речные катастрофы

Автор: Maks Апр 1, 2021

Считается, что самые крупные происшествия с судами случаются в морях и океанах. Достаточно вспомнить судьбу «Титаника». Между тем и на внутренних водах, то есть на реках и озерах, в одной только России не раз происходили трагедии с десятками и даже сотнями человеческих жертв. При этом обнаруживалось, что виной несчастий в подавляющем большинстве случаев становилось вовсе не коварство природной стихии. Причина крылась в обычных человеческих безалаберности и разгильдяйстве.

Последний рейс «Совнаркома»

Одна из первых серьезных речных катастроф в истории Советской России произошла с пароходом «Совнарком», который в ночь на 9 мая 1921 года шел по реке Оби. Это был колесный пароход, построенный в 1893 году на верфи Тюмени, и до революции он назывался «Кормилец». При новой власти судно национализировали и переименовали в «Совнарком». А весенний рейс в навигацию 1921 года для него стал первым и последним.

«Совнарком» вышел 8 мая из Барнаула вниз по Оби и следовал по направлению к Томску, имея на борту груз зерна и от 225 до 400 пассажиров. Точные данные о количестве людей так и остались неустановленными, поскольку должного их учета при посадке не производилось. Однако известно, что среди них были представители местного военного командования, которые очень спешили в Ново-Николаевск (ныне Новосибирск).

После полуночи пароход подошел к железнодорожному мосту через Обь, и здесь его капитан Снегирёв решил остановиться до утра, посчитав, что проходить под мостом в полной темноте — дело крайне рискованное. Однако находившиеся на борту военные, угрожая оружием, потребовали от капитана немедленно продолжить рейс, поскольку они опаздывали. Снегирёву ничего не оставалось, как отдать команду «Малый вперед». В этот момент на мосту горел только один фонарь, который рулевой принял за обозначение пролета для прохода судов, хотя на самом деле этот фонарь был предназначен для машинистов железнодорожных составов. В результате этой путаницы «Совнарком» в темноте столкнулся с четвертой опорой моста, после чего судно разломилось пополам и затонуло в течение пяти минут. На обломках парохода спаслись меньше 100 человек. И хотя спасательные работы начались еще до рассвета, многие пассажиры к тому времени уже погибли от переохлаждения в ледяной воде.

К трибуналу были привлечены лишь выживший капитан Снегирёв и дежуривший в ночь катастрофы на мосту служащий Индейкин, который не принял мер к освещению моста сигнальными огнями. Капитан в итоге был оправдан, а Индейкина приговорили к одному году принудительных работ, но он тут же попал под амнистию. Что касается военных, принудивших Снегирёва в темноте идти под мост, то их личности следствием даже не устанавливались, и потому к ответственности их не привлекли.

Трагедия на переправе

Это случилось 30 мая 1962 года на дебаркадере №435 Куйбышевской городской речной переправы. В тот выходной день директора сразу нескольких школ города по случаю окончания учебного года решили устроить массовую загородную поездку. В общей сложности на правый берег Волги нужно было перевезти 530 детей, а вечером всех вернуть обратно в город, о чем начальнику переправы из гороно сообщили в официальном письме.

Однако начальник отнесся к мероприятию, мягко говоря, формально. Увидев, что преподаватели не в силах сдержать напор школьников, он перекрыл вход с деревянных мостков на дебаркадер. Это и стало его главной ошибкой. Когда на сходнях скопилось более 200 пассажиров, доски не выдержали — и около 180 детей упали в воду. При этом четверо из них погибли, так как в точке соединения мостков с дебаркадером высота падения достигала трех метров. Еще пятеро детей и трое взрослых получили переломы рук, ног, тазовых костей, черепно-мозговые травмы и другие тяжкие повреждения, а около 70 человек отделались «всего лишь» ссадинами и ушибами.

Коллегия Куйбышевского областного суда признала виновными в служебной халатности троих должностных лиц Куйбышевского пассажирского агентства, которые были приговорены к лишению свободы на срок от 1 до 5 лет.

«Мясорубка» под Ульяновском

теплоход «Александр Суворов»Крупнейшая катастрофа за всю историю волжского судоходства произошла поздним вечером 5 июня 1983 года в районе Ульяновска, где теплоход «Александр Суворов» во время туристического рейса врезался в железнодорожный мост через Волгу. Вместо третьего пролёта, специально устроенного для прохождения судов, теплоход на полном ходу зашел под шестой несудоходный пролет, который был значительно ниже третьего.

После столкновения у теплохода заглохли двигатели, но он по инерции прошел за мостом еще около 300 метров. У судна оказались полностью срезаны дымовые трубы, снесены расположенные на верхней палубе рулевая рубка, танцплощадка и кинозал, где многие пассажиры в это время смотрели фильм «Возвращение Святого Луки». Находившиеся здесь люди попали в настоящую мясорубку, так как корабельные надстройки сминались с огромной силой, перемалывая людей и разрывая их на части. Многие из тех, кто находился на нижних палубах, побежали вверх по трапам и увидели страшную картину. По лестницам рекой лились потоки крови, а верхняя палуба представляла собой кошмарную мешанину из металлических обломков и кусков тел.

В момент катастрофы по мосту следовал грузовой поезд с 53 вагонами, из которых 11 сошли с рельсов и опрокинулись, а находившийся в них груз (уголь, зерно, бревна) посыпался на теплоход. При этом в фермах моста застряла цистерна с бензином, которая только чудом не рухнула на покореженное судно и не вызвала пожар.

В этом происшествии погибли, по разным данным, не менее 176 человек. Неопределенность была связана с тем, что во время рейса на «Александр Суворов» попало невыясненное число безбилетников, в основном родственников членов экипажа и обслуживающего персонала. Спасатели работали без сна и отдыха в течение пяти суток, разбирая завалы. Пострадавших доставляли в ульяновские больницы, где благодаря героизму медиков удалось вытащить из объятий смерти многих пассажиров.

В ходе расследования эксперты пришли к выводу, что к трагедии привела, во-первых, невнимательность штурмана Митенкова и рулевого Уварова, но оба они погибли при аварии. Во-вторых, на мосту в тёмное время суток отсутствовали сигнальные огни. Третьей причиной посчитали будку путевого обходчика на шестом пролете, которая в темноте своими очертаниями походила на сигнальный щит, обозначавший судовой ход.

По итогам следствия и суда на 10 лет лишения свободы был осужден капитан теплохода Клеймёнов, который во время столкновения с мостом не был на капитанском мостике, а отдыхал в своей каюте, поскольку должен был выйти на дежурство в полночь. Из положенного срока он отсидел только 6 лет и был досрочно освобожден по состоянию здоровья, так как страдал гипертонией. В 1990 году капитан умер от сердечного приступа. А «Александр Суворов» впоследствии был восстановлен и еще несколько лет возил туристов.

Утонувшая «Булгария»

Еще одна жуткая трагедия на Куйбышевском водохранилище произошла с двухпалубным дизель-электроходом «Булгария» 10 июля 2011 года. Судно было построено по советскому заказу на верфи города Комарно (Чехословакия) в 1955 году и первоначально носило название «Украина».

В тот раз «Булгария» вышла в прогулочный круиз по маршруту Казань — Булгар — Казань. Днем 10 июля, когда она проходила по водохранилищу в районе села Сюкеево, разыгрался шторм и начался сильный ливень с грозой. Из-за того, что в этот момент «Булгария» входила в левый поворот, угол ее крена составил 9 градусов, а через открытие иллюминаторы правого борта внутрь судна поступало около 50 тонн воды в минуту. Чтобы выровнять теплоход, капитан решил лечь курсом «на ветер», но в результате крен увеличился еще больше. В результате всего за несколько секунд теплоход опрокинулся на правый борт и затонул.

В этот момент мимо проходили два судна — сухогруз «Арбат» и толкач «Дунайский 66», однако они не остановидись и помощи терпящим бедствие не оказали. Первым тонущих стал спасать экипаж теплохода «Арабелла». А затем в течение пяти суток силами МЧС, Минтранспорта, МВД и других структур проводилась операция по подъему «Булгарии» со дна Куйбышевского водохранилища и по поиску тел погибших. В итоге было установлено, что из 201 человека, находившегося на борту, спаслось лишь 79, а остальные 122 человека погибли, включая капитана «Булгарии» Александра Островского.

Решением суда главным виновником этой катастрофы была признана Светлана Инякина, генеральный директор ООО «Аргоречтур», субарендатора теплохода «Булгария», которая была приговорена к 11 годам лишения свободы. Еще четыре работника надзорных органов, выдавших разрешение на эксплуатацию этого судна, получили от 5 до 6 лет лишения свободы. Что касается капитанов сухогруза «Арбат» Юрия Тучина и толкача «Дунайский 66» Александра Егорова, которые не оказали помощи тонущим людям, то они были приговорены к крупным штрафам.

Валерий ЕРОФЕЕВ

, , ,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы 101 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:33. Время генерации:0,238 сек. Потребление памяти:9.08 mb