История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Раскол по-польски

Обычно принято думать, что с тех пор, как от католичества отделились протестантские церкви, в самом католицизме никаких расколов не было. Это православные благодаря патриарху Никону извергли из лона русской церкви огромную группу верующих старообрядцев, а католицизм якобы сохранился в первозданном виде с того самого момента, когда разошлись навсегда западное и восточное христианство. Однако это не так.

Внутри католицизма тоже имелись и имеются собственные диссиденты. Некоторым из них, как мариавитской церкви, даже удаётся добиться признания Ватиканом.

Бог есть любовь

Под таким девизом уходили в бой за Гроб Господень рыцари-тамплиеры. «Бог есть милосердие и любовь, милость свою Он распространяет на всех, нужно только искренне верить», — возвестила в конце 19-го столетия сестра Мария Франциска, мать-настоятельница женского монастыря Святой Клары в Плоцке, — и учредила так называемую мариавитскую церковь.

Название это переводится дословно как «церковь жизни Марии». Появиться такая церковь могла только в католической Польше, где всегда был очень сильным культ Девы Марии. Быть мариавитом означает жить с такими же смирением, любовью и милосердием, в чистоте и молитве, как мать Иисуса. Никаких догматических изменений монахиня Франциска в новую церковь не вносила, напротив — пыталась вернуть накануне 20-го века силу и искренность веры первых христиан. Наступающий век ей не нравился, она видела в нём все признаки последнего времени. Чему тут удивляться? Конец 19-го века был неспокойным. По всей Польше вспыхивали бунты — то освободительные, во главе со шляхтой, то пролетарские, во главе с марксистами. Мария Франциска предвидела будущую кровь и молилась, чтобы милость Божья не оставила её страну и помогла выстоять в череде страшных грядущих событий.

Сестра Мария Франциска

В миру монахиня звалась Феликсой Магдаленой Козловской. Родилась она в хорошей дворянской семье, но рано потеряла отца — тот был борцом за независимость Польши, участвовал в восстании и погиб в бою под Венгровом в январе 1863 года. Феликсе тогда не исполнилось и девяти месяцев от роду. Сначала молодая вдова с дочкой жила в имении своего тестя, а позже перебралась в Варшаву, где девочка и получила образование. Учили её не только наукам и языкам, но и католической вере, которая в те годы была такой же крамолой, как и родной польский язык. Вера для Феликсы была всем. И в возрасте 17 лет она пыталась стать монахиней, но сделать это оказалось сложно — русский царь запретил католические монастыри. Тогда Феликса ушла в тайную францисканскую общину, основанную Гоноратом Козьминским и известную как убежище, ухаживала там за больными. Гонорат, спустя годы причисленный к лику блаженных, стал её духовником. Он и разрешил ей стать сперва послушницей, а затем и монахиней под именем сестры Марии Франциски.

В 1887 году в Плоцке она основала тайный монастырь Святой Клары. Для конспирации женщины занимались пошивом белья, а на самом деле вели насыщенную религиозную жизнь. 2 августа 1893 года сестре Марии Франциске было дано откровение во время молитвы. Она стояла на мессе и получала причастие, как вдруг непостижимый свет окутал всю её душу и она оказалась прямо перед престолом Божьим. Бог открыл ей тайну: человечество ждут тяжкие испытания, ибо мир утратил свою веру и чистоту, даже духовенство стало порочным. Ей показали картины божественного возмездия за грехи людей и объяснили, как грядущих кошмаров можно избежать. Спасутся только те, кто чист душой и телом, нужно чаще получать Святые Дары (то есть причастие) и постоянно пребывать в молитвах, обращённых к защитнице рода человеческого — Деве Марии. Сама Мария Франциска избрана небесами для особой миссии — основать новый монастырь, монастырь мариавитов, то есть тех, кто живёт под девизом «Все для восхваления славы Божьей и чествования пресветлой Девы Марии». А Бог не оставит своих верующих, и Дева Мария будет им вечной заступницей.

Борьба за признание

Храм Милосердия и Милости, Плоцк, Польша

Монастырская община Святой Клары была переименована в монастырь мариавитов. В декабре 1902 года сестра Мария Франциска получила ещё одно откровение.

Откровение нужно было донести до всех людей земли, и Мария Франциска возвестила его не только своим прихожанам, но и сообщила в Ватикан, смиренно испрашивая признания мариавитских монастырей и течения мариавитов у папы римского. Верующие подписывали петиции в поддержку мариавитов. Их были уже не единицы, а тысячи. Но в Ватикане от мариавитов отшатнулись в ужасе. Они не только не получили официального статуса, но и стали преследоваться католическими иерархами как диссиденты, и в 1904 году решением святой инквизиции Ватикан распустил конгрегацию, а в 1906 году, когда недовольные верующие засыпали иерархов гневными письмами, и вовсе отлучил последователей Марии Франциски от римской католической церкви! С тем же рвением преследовали мариавитов сначала и наместники русского царя. Однако, поразмыслив, царское правительство пришло к мысли, что католическое сообщество в Польше неплохо бы расколоть. В том же 1906 году мариавитская церковь получила высочайшее благословение на существование. Воистину неисповедимы пути Господни!

За несколько предвоенных лет количество прихожан увеличилось до 200000 человек, мариавитам удалось обзавестись собственным архиепископом (им стал Ян Ковальский) и типографией, где печатались журналы и книги, основать новые общины (числом около 90) и построить несколько собственных храмов. Главный из них — храм Милосердия и Любви — Мария Франциска успела открыть в Плоцке летом 1914 года. Четыре года строился этот костёл на участке, выкупленном матерью-настоятельницей. И как только закончилось строительство — разразилась Первая мировая война. Как сестра Мария Франциска, так и основанная ею церковь войну благополучно пережили. Мир всей земли, если она желает милосердия, был заключён в 1918 году. Сестра Мария Франциска успела ещё увидеть, как сбывается мечта её отца — Польша обрела независимость. Умерла основательница мариавитской церкви в 1921 году.

Испытания веры

Архиепископу Яну Ковальскому выпали более суровые испытания. Он дожил до начала Второй мировой войны. Ковальский стал руководителем церкви после смерти Марии Франциски. В память о ней он издал книгу афоризмов и откровений умершей — «Дело великого милосердия». Но он оказался более радикален, чем Мария Франциска. Некоторые важные догматы католицизма Ковальский попросту отменил — разрешил брак духовенства, отказался от внутрицерковной иерархии, упростил церковные ритуалы, полностью ликвидировал пост, отменил исповедь и освящение даров и воды, но самое спорное — он возвестил, что как Бог Отец воплотился в Деву Марию, так и Святой Дух — в сестру Марию Франциску, а архангел Михаил — в него самого, Яна Ковальского, и что дети в браке между мариавитскими монахами и монашенками рождаются от непорочного зачатия. Более того, Ковальский стал призывать перенести святой престол из Рима в Плоцк! Многие верующие этого принять никак не могли и отшатнулись и от Ковальского, и от мариавитской церкви. Церковное руководство забило тревогу, ряды верующих поредели. В 1935 году Ковальского попросту сняли с должности. Часть прихожан вернулась в римское католичество, часть осталась в очищенной от Ковальского церкви, а часть пошла за своим пастырем, образовав Католическую мариавитскую церковь. С началом немецкой оккупации Ян Ковальский отправил Гитлеру возмущённое письмо. Он обвинил диктатора в том, что, захватив Данциг, тот начал гонения против мариавитов. Само собой, Гитлер, никогда прежде не слышавший о мариавитах, взял строптивую церковь на заметку. А сам Ковальский был в январе 1940 года арестован и отправлен в концлагерь Дахау. Заключённый 24542 (такой ему дали номер) жил в бараке вместе с католическими священниками, которые безуспешно пытались вернуть его в лоно родимой церкви. Ни на какие уловки Ковальский так и не поддался. Умер он в газовой камере концлагеря под Линцем, куда был перевезён из Дахау, в 1942 году.

После смерти и Мария Франциска, и Ян Ковальский были причислены к лику святых мариавитской церкви.

Мариавиты возобновили унию с Польской национальной и Польской Старокатолической церквями. Смягчил к ним своё отношение и Ватикан. Заново пересмотрев откровения сестры Марии Франциски, католические иерархи не нашли в них ничего крамольного.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии     Следущая