Невинные распутникиСогласно христианству, каждый человек - грешник. И вся наша жизнь - это стремление к искуплению накопленных грехов. Безгрешными до поры до времени были лишь первые люди на Земле - Адам и Ева. Одной из попыток вернуться в этот золотой век стала секта адамитов, частично существующая до сих пор. Адамиты - это, наверное, уникальный случай в истории, когда религиозное течение с относительно небольшим количеством адептов трансформировалось во всемирное общественное движение, объединяющее людей различных вероисповеданий. А основателем этого направления в христианстве стал во II веке гностик Продик. Жертвы гоненийСуть концепции этого течения крайне проста: возвращение к святости и невинности первых людей в раю, Адама и Евы. Которые до грехопадения «были оба наги... и не стыдились» (Быт. 2:25). Собственно говоря, философский смысл наготы пытались постичь еще древние греки. Например, известно высказывание историка Геродота: «Вместе с одеждой женщина совлекает с себя стыд». А вот Плутарх придерживался диаметрально противоположного мнения: «Не прав был Геродот; напротив, женщина целомудренная, снимая одежду, облекается в стыд, и чем больше стыдливости между супругами, тем большую любовь это означает». Так или иначе, Продик создал в древней Александрии общину, члены которой, «люди благочестивые, любящие Бога», назвав себя адамитами, проводили службы в обнаженном виде. Дошли до наших дней сведения и о других составляющих концепции. Так, в апокрифическом «Евангелии от Фомы» говорится: «Иисус сказал: Не заботьтесь с утра до вечера и с вечера до утра о том, что вы наденете на себя». И далее: «Ученики его сказали: В какой день ты явишься нам, и в какой день мы увидим тебя? Иисус сказал: Когда вы обнажитесь и не застыдитесь и возьмете ваши одежды, положите их у ваших ног, подобно малым детям растопчите их, тогда вы увидите Сына того, Кто жив и вы не будете бояться». В общем, адамиты не только считали одежду препятствием для общения с Богом, но и проповедовали атрибуты райского, по их мнению, состояния человека: общность имущества и непостыдность чувственных отношений. К сожалению, история сохранила мало фактов об адамитах. Например, известно, что они в XIV веке обосновались в Болгарии, основав общину богумилов. А в 1418 году из Германии в Богемию явился некий Пикард, назвавший себя сыном Бога и Адама, и своими чудесами приобрел много последователей, называвших себя пикартами, или адамитами. Обосновались они в чешском городе Табор, но за протесты против католицизма были изгнаны оттуда и поселились на небольшом острове на реке Лужница у замка Пшибенице. Судя по всему, не только противостояние Ватикану, но и образ жизни адамитов вызывал раздражение у местных жителей. Он был больше похож на образ жизни в коммунах хиппи середины XX века. В частности, обобществление женщин, нежелание «ангелов Божьих и братьев Иисуса Христа» заниматься земледелием и скотоводством, привычка питаться только дикими плодами и, конечно же, пребывание в наготе. В результате в 1421 году таборитский гетман Ян Жижка устроил карательную операцию, и изгнал адамитов с острова, убив многих членов секты. Однако часть адамитов спаслась и потом обосновалась в Германии, создав там полулегальное «Общество свободного духа». По всему светуИз подполья адамиты вышли в 1782 году, после издания указа короля Германии и императора Священной Римской империи Иосифа II «О терпимости вероисповедания». Но очень скоро опять стали подвергаться гонениям. Последний раз в Европе адамиты появились в 1848 году, облюбовав для своей общины пять деревень, опять же на территории Чехии. Почему-то называли они себя марокканами и стращали коренное население тем, что скоро придет войско из Марокко, уничтожит всех католиков, а они станут полновластными хозяевами земель. Понятно, что подобные амбиции местных жителей не устроили, и они погнали пришельцев куда подальше. Но эстафета была подхвачена в Новом Свете, где некий Ройес в конце XIX века в городке Ленокс основал адамитскую общину «Онеида». Община жила в соответствии с принципами равенства: отречение от собственности, перевод имущества в общее пользование, а также обобществление жен и детей. Как закончилась история этой коммуны, история умалчивает. После этого об адамитах не было ничего слышно, пока в 1994 году она не возродилась... в России, в городе Рыбинске. Основателем общины стал учитель истории Лев Мошенский, к которому у правоохранительных органов скоро возникли вопросы, поскольку ритуалы, проводимые во время служб, мягко говоря, воспринимались достаточно неоднозначно. Ну еще ладно, что адепты в количестве около 50 человек во время молитв полностью обнажались. Но во время главного праздника на день Ивана Купалы они не только купались в чем мать родила, но и устраивали сексуальные оргии. Причем этот «свальный грех» воспринимался ими как «элемент природной магии». Не возбранялось замужней женщине вступать в интимные отношения с другими мужчинами, но с согласия супруга. Духовный наставник обосновывал это тем, что ветхозаветный царь Соломон имел тысячу любовниц, а Авраам изменял жене. Понятно, что такую трактовку Русская православная церковь не одобряла, но, видимо, сделать ничего не смогла. Так что, судя по всему, эта община просуществовала вплоть до смерти ее основателя, последовавшей в 2004 году. Кое-где в мире небольшие общины адамитов существуют и сегодня. Назад, к природе!Как религиозное течение адамитизм широкого распространения не получил, зато лег в основу вполне светского всемирного движения, начавшегося в конце XIX века. Название ему - натуризм, или нудизм. Официальное определение было дано на XIV Всемирном конгрессе Международной федерации натуристов при ЮНЕСКО, состоявшемся в 1974 году: «Натуризм - это образ жизни в гармонии с природой, внешним проявлением которого является обнаженность людей в обществе с целью создания благоприятных условий для уважения человеком самого себя, других людей и окружающей среды». Говоря другими словами, без одежды исчезают оценки социального положения, профессиональной и религиозной принадлежности, чувство уникальности. В результате политики, банкиры, известные актеры, мелкие служащие, рабочие и крестьяне оказываются просто одинаковыми, созданными природой людьми без классовых, религиозных и сословных различий. Оригинальную трактовку этому движению, в котором только по официальным данным участвуют более 20 миллионов человек, дал в свое время натурист-юморист Марк Твен в «Письмах с Земли»: «Адам и Ева явились в мир нагими и не знающими стыда - нагими и чистыми душой; и также приходили и приходят в мир все их потомки. Приходят нравственными. Безнравственность к ним приходит со стороны в лице матери-христианки, "гражданский долг" которой внушить своим детям мысль о наличии у них грязных помыслов. Ее ребенок вырастает, становится миссионером и отправляется к простодушным дикарям или цивилизованным японцам внушать им те же грязные мысли. Тут и они оказываются безнравственными, начинают прятать свое тело под одеждой и перестают купаться вместе нагишом». Кстати, Твен был не единственным натуристом в среде известных писателей. Этим же «грешили» Альбер Камю, Лев Толстой, Оскар Уайльд, поэтессы Анна Ахматова и Марина Цветаева. А Максимилиан Волошин, имевший дачу в Коктебеле, организовал на черноморском побережье первый в России нудистский пляж. В этом же списке можно упомянуть ученых Гульельмо Маркони и Альберта Эйнштейна, композитора Рихарда Штрауса. Поклонниками «свободного тела» были известные политики - германские канцлеры Отто фон Бисмарк и Конрад Аденауэр, борец за независимость Индии Махатма Ганди и премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль. Даже воинствующий атеист Владимир Ленин во время жизни за границей настолько проникся идеями натуризма, что по возвращении в Россию принимал солнечные и воздушные ванны на пляжах Крыма в «костюме Адама». А еще, скрываясь от полиции на даче соратника Владимира Бонч-Бруевича, написал «Устав российского общества нудистов». Леонид ЛУЖКОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|