История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Иди и больше не греши

Такие понятия, как исповедь и покаяние в грехах, сегодня кажутся нам неразрывно связанными с христианством. Однако обряды и традиции, которые мы знаем сегодня, возникли далеко не сразу. И тайна исповеди, которую сегодня охраняют даже светские законы, тоже соблюдалась не всегда. Отношение к исповеди менялось по мере того, как развивалась церковь.

Древние иудеи со своими грехами перед Богом поступали очень просто. Раз в году, в великий праздник очищения и искупления грехов, они собирались вместе и приводили к первосвященнику жертвенного козла. Первосвященник возлагал руки на голову животного и объявлял его виновником всех бед. Это называлось «исповедовать козла в беззакониях сынов Израилевых». Потом козла не то отправляли умирать в пустыню, не то сбрасывали со скалы. Называлась эта жертва «козлом отпущения». Но шло время. Общество дозрело до понимания, что козлом отпущения от собственных безобразий отделаться невозможно...

Тяжелое бремя грехов

В иудаизме определенного обряда покаяния не существовало. Если человек нарушал какие-то религиозные установления, он попросту прилюдно объявлял о своем проступке. Или не объявлял, ведь соплеменники были достаточно жестоки, и за многие грехи полагалась смерть.

Первые христиане руководствовались словами Иисуса, сказанными женщине, обвиненной в прелюбодеянии (по иудейским законам за это полагалось побитие камнями): «Иди и больше не греши». То есть - сознайся в своих грехах, раскайся и живи себе дальше, стараясь держать душу и тело в чистоте. Как они каялись и что говорили, история не сохранила. Ранняя церковь знала лишь два таинства — крещения и причастия. Но если при крещении все прежние грехи отпускались автоматически, то принятие причастия требовало уже совершенно безгрешного состояния. И христиане попросту объявляли о своих грехах всей общине. Или же сообщали о них Богу, слезно раскаивались, а потом, очищенные от греха, причащались. Но по мере распространения и развития христианства таинств стало семь (крещения, миропомазания, причащения, покаяния, елеосвящения, священства и брака).

Новая церковь постаралась превратить покаяние в обряд и максимально регламентировать. Исповедь в этом обряде стала играть очень важную роль. Ведь теперь объявленные грехи отпускали грешнику не сотоварищи по общине, а посредники между Богом и человеком - священники. Впрочем, до конца V века исповедь могла быть как тайной, так и публичной. Но с начала VI века исповедоваться стали только лично пресвитерам (священникам). А те обязались хранить тайну сказанного им на исповеди.

Первоначально правом исповедовать и отпускать грехи обладали только апостолы. Затем это право перешло к епископам. А за ними пришел черед простых священников. И понятно, почему: новая религия распространялась стремительно, епископов для каждой общины не хватало.

Правила покаяния

Право исповедовать и отпускать грехи получили простые священники. Многие из них не представляли, что делать с грехами прихожан. Ведь суровость наказания они должны были определять самостоятельно, но действуя как бы от имени Бога. Так что вскоре появились установления «стоимости» грехов. Один из составителей этого регламента Иоанн Постник считал, что человек по природе существо греховное и исправить его может только смерть. Наказания предлагались суровые: травившие плод женщины не допускались к причастию 10 лет, убийцы - 20 лет, прелюбодеи - 15 лет. А отрекшиеся от Христа - до конца своих дней. Это лишало их шансов попасть после смерти в рай.

Сам обряд покаяния был максимально строг: грешников облачали в черное платье, посыпали голову пеплом, надевали на них вериги и т.д. Кающиеся подразделялись на четыре категории: плачущие, которых не допускали в церковь, и они с рыданиями просили у входящих в храм помолиться за них; слушающие, которые стояли в притворе, но не могли войти внутрь; припадающие, которые стояли у амвона на коленях всю службу, и купностоящие, которые находились в церкви, но не могли причащаться. Константинопольские авторы правил запретили также исповедоваться «чужому» священнику, если он не монах. Неудивительно, что паства стремилась открывать душу в монастырях. Благо монастыри стали уже явлением обыденным. Русь, получившая восточное христианство в X веке, получила и весь «пакет» строгостей, связанных с грехами и покаянием.

Ценный источник сведений

Тайна исповеди

Правила западной (католической) церкви были не гуманнее константинопольских. Но отношение к исповеди варьировалось в зависимости от региона. В Италии она приживалась плохо, во Франции - отлично. Правда, в XIII веке стало понятно, что тайна исповеди очень полезна для воспитания послушного стада и выявления смутьянов. Из откровений, полученных в Лангедоке, исповедники быстро выяснили, что весь юг Франции пропитан альбигойской ересью. И в 1209 году был снаряжен крестовый поход против альбигойцев, который превратил цветущие земли юга в пустыню.

В середине XVI века таинство исповеди было объявлено Божественным законом, и теперь никто не мог от нее уклониться. Раз в год всем, кто был старше 14 лет, предписывалось исповедоваться. Те, кто не желал, автоматически попадали в еретики. Разработали и правила, как выявлять «скрытые грехи». То есть те, о которых на исповеди стремятся умолчать. Составили вопросники. Священник должен был буквально влезать в душу прихожанина и искать там укромные места, где гнездится грех.

Единственное послабление было лишь в том, что тайное покаяние в церкви со временем сделали внешне более комфортным - появились кабинки для отправления таинства. Теперь сознаваться в грехах можно было в изоляции от любопытных прихожан.

Лютеранство и вовсе желало превратить земную жизнь человека в вечное покаяние, но Лютер вовремя одумался и объявил, что раскаявшийся грешник все же получит прощение - иначе бы он потерял сторонников Реформации.

Восток и Запад

Принципиальных различий между исповедью в католицизме и православии не существует, но есть некоторые нюансы. Хотя в обеих конфессиях сегодня чаще практикуется общая исповедь, некоторые тяжелые прегрешения требуют индивидуального подхода и строгой тайны. В православных храмах верующему негде уединиться, чтобы открыть душу вдали от чужих глаз, - он на виду у прихожан. Католики отделены от исповедника полутьмой и решетчатой перегородкой исповедальни. В католицизме считают, что грех складывается из двух составляющих - вины и последствий. И если раскаяние полное, то полностью снимаются оба компонента. Если же раскаяние неполное, то от последствий можно откупиться раздачей милостыни, богоугодными делами или назначенным количеством молитв. В православии же «откупиться» подобным образом нельзя: необходимо полнейшее раскаяние.

От православных священник ждет полного обнажения души по собственной воле, а католический святой отец умело задает вопросы и препарирует душу. В обеих конфессиях нужно исповедоваться хотя бы раз в год, а желательно - чаще. И не только в смертных грехах (гордыне, чревоугодии, блуде, сребролюбии, гневе, зависти, унынии), но и в рядовых.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии     Следущая