Война вокруг талмудаДревнеегипетский жрец Манефон известен тем, что составил династические таблицы правителей и написал «Историю Египта». К сожалению, от его текстов остались жалкие ошметки. Но современники очень охотно Манефона цитировали. Ругались, правда. Ни христианам, ни иудаистам (по разным причинам) жрец не пришелся по душе. Древний историк и писатель Иосиф Флавий, представитель иудейского племени, гораздо позже ознакомился с текстом Манефона, который ему очень не понравился. В результате Флавий написал своего рода критику на сочинение египтянина. Трактат называется «О древности еврейского народа», но получил известность по названию второй, полемической части - «Против Апиона». Апиона, грека из Александрии, соотечественники отправили в Рим с доносом на евреев. Флавий как раз работал над своим трактатом и восхвалял обычаи своего народа, так что он разразился язвительной отповедью. «Замаскированные» гиксосыМанефон происходил из жреческой среды и мог пользоваться утраченными или неизвестными остальным текстами. Он считал, что во времена Туммоса (или Яхмоса) на Египет напал безжалостный восточный народ, который египтяне называли гиксосами. Название «гиксосы» он переводил как «пленные пастухи» и считал этих завоевателей семитами. По Манефону, гиксосы правили Египтом около 500 лет. И это было тяжелейшее для египтян время. Завоеватели желали полностью уничтожить египтян и вели жестокие войны, не жалея ни стариков, ни детей. Основным их занятием был грабеж. Одному египетскому царю удалось очистить страну от врагов, но те закрепились в области Аварис, обнесли свою землю высокой стеной и засели там со всем награбленным добром. Только когда египтяне собрали большое войско и осадили завоевателей, те согласились уйти, взяв огромный выкуп. Гиксосы оставили Египет и двинулись в Сирию, но, испугавшись мощи ассирийцев, осели в Иудее, где построили город Иерусалим. Далее жрец рассказал историю какого-то древнего бунта. Один из царей получил пророчество, что изгнанные им в Аварис прокаженные соединятся с бунтовщиками, и на 13 лет страна попадет под власть иноплеменников. Манефон писал, что так и случилось - иудеи снова захватили власть. Властителем Авариса стал Осарсиф (Иосиф), который связался с соплеменниками в Иерусалиме и попросил военной помощи против египтян. Военная помощь тут же подоспела. Перепуганный египетский царь вместе с войском отошел в Эфиопию. А завоеватели захватили страну. С покоренными египтянами они обращались жестоко - жгли города и селения, грабили храмы, убивали людей, но хуже всего обходились с египетскими жрецами, заставляя их ради потехи закалывать священных животных и приносить в жертву своему богу, а потом раздевали жрецов донага и прогоняли вон. Превратившись в правителя, как сообщал Манефон, Осарсиф стал называть себя Моисеем. Понятно, что упоминание имени священного патриарха Иосифа Флавия возмутило. Иосиф Флавий ничуть не возражал ни против причисления иудеев к гиксосам, ни против пятисотлетнего правления Египтом. Напротив, ему даже льстило, что эти события Манефон отнес к глубокой древности - за тысячу лет до Троянской войны, как писал он с придыханием. Но Моисей? Как он посмел оскорбить самого Моисея?! Не понравилось ему и то, что написал Манефон об обычаях еврейского народа. Прокаженные и золотая голова ослаА написал он то, что иудеи, осевшие в Аварисе, смешивались там с прокаженными, изгнанными египетским царем. Нет, яростно возражал Иосиф Флавий, не смешивались. Скорее всего, больные и прокаженные так и погибли в каменоломнях Авариса от тяжелой работы и недоедания. И не Моисей был предводителем несчастных. Мало того, что он жил как раз при первых гиксосах, так еще он запрещал прокаженным жить в городах, им вменялось ходить в разодранных одеждах и бродить в одиночестве, и всякий, кто даст им кров или даже прикоснется, по закону Моисея сам становился нечистым. Более того, Моисей запрещал участвовать в священных обрядах даже людям, имевшим какие-то физические изъяны. Какие уж там прокаженные! «Начало клевете против нас положили египтяне. У них было много причин ненавидеть нас и завидовать нам», - такой вывод сделал Иосиф Флавий. Первая причина в том, что семиты овладели Египтом и правили в нем, а потом удалились и жили в своей земле счастливо. Вторая причина - в особенностях веры: Иосиф Флавий называет благочестие египтян «так называемым благочестием», а их самих - легкомысленными и неразумными людьми, имеющими о богах неверное представление. Египтяне положили начало, а греки продолжили. Писатель Лисимах дополнил сведения Манефона так: еврейский народ, больной чесоткой и проказой, стал стекаться в храмы за подаянием, разразилась эпидемия, это повлекло за собой неурожай, и царь Египта повелел изгнать нечестивцев из храмов, а прокаженных утопить. Нечестивцы были высланы в пустыню на смерть, но им удалось спастись. С Моисеем во главе они выбрались к селениям и стали грабить и убивать. Так они добрались до Иудеи, где основали город Иеросила, что означает «грабить святыни», который потом переименовали в Иерусалим. Другой противник Иосифа Флавия, Апион, рассказывал, что в Иерусалимском храме иудеи поместили ослиную голову из чистого золота, которой поклонялись, пока ее не похитил Антиох Епифан (царь Сирии), а еще этот Антиох нашел в храме молодого греческого пленника, которого иудеи откармливали, чтобы потом принести в жертву. На это Иосиф Флавий возражает, что, по его мнению, ослы ничуть не хуже кошек, которым поклоняются египтяне, но ни один завоеватель не находил в иудейском храме никакой золотой головы. Что же касается человеческих жертвоприношений, то иудейский бог их запрещает с глубокой древности. И иудеи не питают ненависти к иноплеменникам, хотя Апион убежден, что они клянутся своему богу в вечной ненависти ко всем иноземцам, в особенности к эллинам, и что они дурной и жестокий народ с дурными законами, из-за чего и пребывают постоянно в рабстве то у египтян, то у вавилонян, то у римлян. Плохие законыЗаконы плохи, когда они не соблюдается самим законодателем. А Моисей, объяснял Иосиф Флавий, законы соблюдал. Он распространил богопочтение на все области жизни. Это сплотило народ и сделало его единодушным и в образе жизни, и в обычаях, и в вере. Даже к врагам, отдавшимся на милость победителей, Моисей обязал быть такими же милосердными, как к животным, просящим человеческой защиты. Но к преступающим законы пощады быть не должно. Для тех суровых времен наказание было одно - смерть. Смерть за прелюбодеяние, смерть за обман, смерть за святотатство, смерть за сексуальные извращения и т.п. И народ добровольно принял эти законы и стал их блюсти, поскольку это были законы Бога, хотя возвестил их человек Моисей. И предками заповедано, добавил Иосиф Флавий, хранить собственные законы и не нападать на чужие. Этот призыв историка услышан не был. Оппоненты Иосифа Флавия давно сошли в гроб, но на смену Лисимахам и Апионам явились другие. Споры о древней египетской истории уже не трогали их умов. Ни Моисей, ни законы Моисея их тоже не интересовали. Зато очень волновали слухи о кровавых человеческих жертвоприношениях, сговоре против чужеземцев и желании подчинить себе весь мир. А когда появилось христианство, иудаистов обвинили и в самом страшном и кровавом грехе - распятии Иисуса Христа. Николай КОТОМКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|