История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Укрывшиеся в катакомбах

Различных православных конфессий в мире немало. Одних только русских православных церквей несколько наименований. Только восемь лет назад в состав Московской патриархии вернулась Русская православная церковь за рубежом, которая долго была с московскими собратьями во вражде. С Киевским патриархатом и Украинской автокефальной православной церковью вражда, перемежающаяся яростной руганью, сохраняется и до сих пор. Но кроме официально признанных существуют и непризнанные церкви. Самая суровая и непримиримая из них - Русская катакомбная церковь истинно православных христиан.

Дети революции

Русская катакомбная церковь истинно православных христиан - организация неканоническая и не признанная церковными московскими властями. История ее возникновения такова. До 1927 года ее не существовало. Время в стране было сложное, большевики вели с православным духовенством систематическую борьбу.

В этой ситуации многие священники предпочли проявлять лояльность к государству, но были те, кто смириться с новой государственной политикой не мог. Среди отколовшихся групп духовенства были противники заместителя патриаршего местоблюстителя Сергия (Страгородского). Местоблюстителем был Петр (Полянский) - человек твердых правил и неколебимой веры. Он отказывался идти на сделки с властями и совестью.

А вот его заместитель проводил иную политику. Ради сохранения церкви и личной карьеры он готов был на многое. В том числе и на сотрудничество с большевиками, что выглядело как настоящая сделка с совестью. Пастве отец Сергий объяснял, что любыми способами стремится сохранить Православную церковь в Советском Союзе. От своего непосредственного начальника Сергий стремился отмежеваться. Он готов был сотрудничать даже с обновленцами, которых большевики поддерживали. А митрополита Петра обвинял в слишком хороших отношениях с «врагами отечества» - эмигрантами и Русской зарубежной церковью.

Своих взглядов Петр не скрывал. На допросе в 1925 году он открыто признал, что Церковь не может одобрить, революционные перемены. Неудивительно, что местоблюститель оказался в ссылке. А его место в 1927 году занял более лояльный Сергий. Вот тогда-то некоторые батюшки и пожелали уйти в подполье, надеясь таким образом спасти свою паству от лагерей и расстрелов.

Одна из ушедших в подполье групп разделяла взгляды архиепископа Андрея (Ухтомского), который прав заместителя местоблюстителя не признал и взгляды его раскритиковал. На него, конечно, сразу же ополчилась власть. Отец Андрей попал в тюрьму, потом в ссылку. Но успел создать жизнеспособную подпольную церковь. Именно он и придумал термин «истинно православные христиане».

Неистовый проповедник

Архиепископ Уфимский и Мензеленский Андрей (Ухтомский)

На фоне той эпохи Андрей (Ухтомский) выглядит мучеником и героем. Но взгляды архиепископа на мир были несколько специфическими. Мало того, что он был крайне консервативен в церковных вопросах, он был также консервативен и в вопросах общественно-политических. В начале духовного пути он мечтал о симфонии между Церковью и светской властью. Но в предреволюционные годы, полностью разочаровавшись в царской семье, перестал быть монархистом. А по поводу симфонии стал считать, что таковой со светскими институтами быть не может.

С годами он все больше стал склоняться к наиболее ортодоксальной пастве - черносотенцам. Ему казалось, что именно эти «русские патриоты» бережно хранят отеческую веру. В душе архиепископа жил дух верности традициям старины и огромный миссионерский пыл. Попав на Кавказ, он развил там бурную миссионерскую деятельность. Готов был лечь костьми, но не допустить «отуречивания» и исламизации местных абхазов! Вернувшись на просторы Средней полосы России, с тем же пылом стал искать точки соприкосновения со старообрядцами, чтобы вернуть их в лоно официального православия.

Во время революции и Гражданской войны в Поволжье выступал против расхитителей церковного имущества. Симпатизировал белым, вместе с армией Колчака дошел до Омска, гдё был схвачен красными и едва не расстрелян. Этот опыт ничему его не научил. И через десять лет он точно так же яростно выступал против власти, которая то сажала его, то ссылала. Единственным средством спасения он видел создание неподконтрольной, неофициальной церковной структуры. Иными словами: в постреволюционной России придется действовать так же, как в дни римского императора Нерона, когда христиане скрывались от преследований в катакомбах.

Архиепископ самовольно рукоположил ближайших подпольных помощников - епископов Аввакума, Вениамина, Иова. Подпольные филиалы незаконной церкви стали открываться по всей стране. А следом пошли аресты и процессы. Сам архиепископ Андрей кочевал из тюрьмы в тюрьму. В конце концов в 1937 году, так и не сумев сломить, его расстреляли в Рыбинске.

Путь под откос

Дальнейшие события в катакомбной Церкви вполне понятны. Многие были арестованы или уничтожены, но благодаря подпольной структуре Церковь истинно православных христиан сохранилась. Официально запрещенная и ругаемая, она дожила до Великой Отечественной войны. Увы, Отечество в этой войне «истинно православные» не поддерживали. Они действовали по принципу «враг моего врага - мой друг». Советская власть была злейшим и безжалостнейшим врагом. Так что катакомбники поддерживали Адольфа Гитлера. Они молились за здравие Адольфа, который придет и уничтожит гнездо «безбожников и кровопийц».

Поскольку среди паствы были сильны черносотенные настроения, то политика Гитлера в отношении евреев им даже импонировала. Однако «враг их врага» так и не победил. После войны Церковь истинно православных пребывала в глубоком подполье. Паства не стремились действовать открыто вплоть до развала СССР.

Тогда вдруг объявился духовный лидер этого союза верующих по имени Алексей Смирнов. Который предпочитает называть себя владыкой Амвросием фон Сиверсом и утверждает, что был рукоположен в сан последним епископом катакомбников Амфилохием (Шибановым) в 1994 году.

Увы, церковь в современном виде представляет собой организацию, близкую к неонацизму. 22 июня считается праздником, потому что 22 июня 1941 года началась «Вторая Гражданская война против режима коммунистов». В церкви владыки Амвросия имеется освященная им лично икона святого православного Атаульфа, вождя германской нации. О тех, кто имеет иудейскую кровь, Амвросий говорит с неприязнью. Их в его общине запрещено крестить наряду с гомосексуалистами, транссексуалами, гермафродитами и людьми, обладающими яркими физическими недостатками.

Межрасовые браки крайне не одобряются, но вступать в брак мужчинам разрешается с 13 лет, а девушкам - с 11. Пастве Амвросия запрещается брить или стричь волосы, вступать в «жидовские» организации, заниматься спортом, посещать развлекательные мероприятия, ходить в творческие кружки, а также служить в армии «звериного государства». Вступить в катакомбное братство несложно - нужно иметь относительно арийские черты внешности, отречься от прежних «заблуждений» и позволить окунуть себя трижды в ледяную купель.

За двадцать лет почти легального существования паства весьма приросла количеством. Головной центр современных катакомбников находится в Москве. Есть филиалы по всему Золотому кольцу, в Северной столице, на Кубани, на Кольском полуострове, в Перми, Тюмени, Чите и иных сибирских городах. Впрочем, о «владыке Амвросии» в церковных кругах, как отечественных, так и зарубежных, говорят с большой неприязнью и называют не иначе как самозванцем.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии     Следущая