История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Почитатели молний

С 700 года до нашей эры в мексиканской долине Оахака появились культовые сооружения, резные барельефы, письменность и календарь. К 500 году до нашей эры на священной горе Монте-Альбан был основан город, жители которого постепенно подчинили себе всю Оахаку. Так родились государство, культура и религия, прозванные позднее сапотекскими.

На юге Мексики, в долине Оахака, с древнейших времен поклонялись двум могущественным сущностям - Земле и Небу. Они были благоприятными для человека, но иногда проявляли свой гнев. Гневным ликом Земли был Шоо - Землетрясение, изображаемый в виде рычащей пасти ягуара с треугольной расселиной в черепе. А с Неба приходил Косийо, или Косихо-Молния. Он выглядел как змей с поднимавшимися от бровей языками пламени.

В конце II тысячелетия до нашей эры вожди окрестных племен стали вест род от Земли и Неба, от Землетрясения и Молнии, объявив себя посредниками между общиной и высшими силами.

Различие в происхождении вождей и простых смертных подчеркивалось элементами одежды, украшениями, а также деформациями черепа. Позже все эти верования влились в комплекс религиозных представлений народа сапотеков.

Храмы, обряды и гробницы

Монте-Альбан

Сапотекские храмы стояли на пирамидальных платформах, под которыми располагались тайники с дарами, а иногда - останки людей, принесенных в жертву перед началом стройки. Некоторые храмы имели любопытную конструкцию - они были открытыми со всех сторон. Крышу поддерживали массивные колонны. Жрецы проникали туда по секретному ходу и появлялись как будто из-под земли.

Строительство храмов являлось заботой правителей. Не менее важной для них была загробная жизнь. Некоторые дворцы после смерти царей превращались в мавзолеи, другие возводились над подземным склепом. Гробницы представляли собой помещения крестообразной формы под сводчатой крышей, с несколькими комнатами и нишами для даров.

После падения Монте-Альбана в 900 году религиозным центром сапотеков стала Митла. Сейчас там раскопаны несколько пирамид и погребальных склепов, а также остатки дворца с огромным залом, украшенным пышной колоннадой. Стены некоторых зданий украшают фрески, узорные фризы, мозаики. Сохранились легенды о подземном ходе, берущем начало в одной из гробниц и идущем в неизвестном направлении на 30 миль!

Культовые церемонии включали в себя подношение даров, жертвоприношения, воскурение благовоний. А также употребление наркотиков, обрядовые песнопения и танцы, вызывающие транс. Текущая, живая кровь была наилучшим даром для божеств. Им предлагались собственная кровь при кровопускании (особенно ценилась кровь правителей или жрецов), а также животные и люди. Хотя человеческие жертвы были не так часты, как у других народов древней Мексики. Сапотеки «отправляли к богам» знатных пленников, рабов при погребении владык или других важных ритуалах. А также карликов при затмении Солнца. Большинство военнопленных не отправлялись на алтарь, а становились рабами.

Жизнь пророка

Жрецы-профессионалы появились еще в Монте-Альбане. В храмах строили вторую комнату - для низших служителей-простолюдинов. Высшее жречество принадлежало к знати, проживало в собственных домах, а уихатао, их глава, обладал такой же властью, как светский владыка.

В Монте-Альбане правил царь. А вот Митла, вторая столица, представляла собой теократию во главе со всемогущим Великим пророком, которого никто не смел лицезреть под страхом смерти. По другим свидетельствам, пророк был не правителем, а медиумом, посредником между миром живых и миром духов, а также предсказателем и судьей. Кое-кто из испанцев-хронистов сравнивал его позднее с папой римским, а кто-то - с дельфийским оракулом.

Жил пророк в роскошной резиденции, которая сохранилась по сей день. Дворец был построен так, чтобы с комфортом разместить не только самого верховного жреца, но и его челядь и послов. Две большие колонны обрамляют проем, ведущий во внешнюю комнату, крышу которой поддерживают шесть крупных колонн из вулканического туфа. Оттуда узкий коридор в форме буквы L ведет в личные апартаменты уиха-тао из четырех комнат вокруг центрального дворика. Стены украшены замысловатыми мозаиками.

Когда Митла перешла под власть миштеков, Великий пророк превратился в арбитра в спорах между миштекскими и сапотекскими вождями, а его дворец стал местом погребения владык. Верховный жрец поздних сапотеков уже не был настолько могущественен. Однако и он имел право спорить с царем и даже отменять его указы!

За роскошь и власть приходилось платить. Верховный жрец не имел права жениться. Однако наследовать ему мог лишь родной сын! Казус решали оригинальным способом: после особой церемонии в апартаменты уихатао заносили избранную девушку, одурманенную наркотиками. Ритуал мог повторяться много раз - до достижения результата. Что случалось с девушкой, не выполнившей «священную обязанность», неясно - скорее всего, ничего хорошего.

Посредники между мирами

Считается, что в основе сапотекской религии лежал аниматизм - представление о безличной сверхъестественной силе в живых и неодушевленных предметах. Разница между «живым» и «неживым» состояла в особой субстанции - лее («ветер», «дыхание», «дух»), которая заставляла вещи двигаться. Все, что двигалось, было «живым»: стрела молнии, облака, земля во время землетрясения, пенка шоколада, ветер в волосах, биение сердца, текущая кровь.

Время было тоже живым и цикличным. Сапотеки пользовались двумя календарями: ритуальным 260-дневным и земледельческим 365-дневным. Вселенная разделялась на 4 четверти, каждая из которых ассоциировалась с определенным цветом: красным, черным, желтым или белым. Центр мира был сине-зеленым, а главная ось, разделяющая мир, соответствовала пути солнца с востока на запад.

Сапотеки признавали существование некоей безличной высшей сущности, «которая создала все, но сама не была создана». Она имела несколько имен - Коки-Шее, Коки-Силла, Пихе-Тао - и считалась прародителем Вселенной.

Наиболее почитаемыми богами были уже знакомые нам Косихо Питао («Великая Молния») и Питао-Шоо («Великое Землетрясение»), Подземный мир считался обиталищем мертвых. Там правили бог преисподней Коки-Беселао и его супруга Шонаши-Кекуйа.

Из всех сверхъестественных владык больше всего почитали Молнию. У него была свита: Облака, Дождь, Ветер и Град. Существовали в сапотекском пантеоне и другие божества: бог Солнца, бог кукурузы в облике летучей мыши, бог удовольствий и наслаждений, бог примет, бог бедности и прочие. Некоторые исследователи называют до 40 сапотекских богов. Миссионеры насчитали еще больше, однако пантеон разных областей не совпадал. Сейчас ученые склоняются к тому, что некоторые «божества» - это древние цари, ставшие после смерти посредниками между земным и небесным.

Сапотеки верили, что знать и простолюдины имели разное происхождение. Простолюдины рождались от себе подобных. Владыки же вели род от Молнии и могли ходатайствовать за свой народ перед сверхъестественными силами. О покойных правителях думали, что они превращались в облака - свиту бога грозы. На одной из глиняных скульптур представлен промежуточный момент подобной трансформации: на крыше макета гробницы распростерта летящая фигура в длинном плаще, с жезлом в руке и в маске Молнии. Ее тело еще человеческое, а лицо уже подверглось изменению.

Одной из форм почитания предков были так называемые погребальные урны - сосуды в форме гротескных фигур в пышных головных уборах и причудливых костюмах, лица которых спрятаны под масками. Они представляли собой то ли самих погребенных властителей, то ли их легендарных предшественников. Некоторые храмы также посвящались не богам, а царским предкам-героям. Кроме того, сапотеки поклонялись мумиям царей! Причем продолжали делать это и при испанцах.

В 1570 году колонизаторы узнали, что сапотеки города Оселотепека тайно совершали обряды перед забальзамированным телом своего вождя Петелы, умершего за 10-12 лет до этого. Администратор Бартоломе де Писа разыскал останки Петелы и сжег их. Через 6 месяцев, будто в отместку за святотатство, Оселотепек поразила чума. Тогда сапотеки начали приносить жертвы над золой от костей правителя, умоляя богов отвести от них чуму.

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии     Следущая