Почитатели молнийС 700 года до нашей эры в мексиканской долине Оахака появились культовые сооружения, резные барельефы, письменность и календарь. К 500 году до нашей эры на священной горе Монте-Альбан был основан город, жители которого постепенно подчинили себе всю Оахаку. Так родились государство, культура и религия, прозванные позднее сапотекскими. На юге Мексики, в долине Оахака, с древнейших времен поклонялись двум могущественным сущностям - Земле и Небу. Они были благоприятными для человека, но иногда проявляли свой гнев. Гневным ликом Земли был Шоо - Землетрясение, изображаемый в виде рычащей пасти ягуара с треугольной расселиной в черепе. А с Неба приходил Косийо, или Косихо-Молния. Он выглядел как змей с поднимавшимися от бровей языками пламени. В конце II тысячелетия до нашей эры вожди окрестных племен стали вест род от Земли и Неба, от Землетрясения и Молнии, объявив себя посредниками между общиной и высшими силами. Различие в происхождении вождей и простых смертных подчеркивалось элементами одежды, украшениями, а также деформациями черепа. Позже все эти верования влились в комплекс религиозных представлений народа сапотеков. Храмы, обряды и гробницыСапотекские храмы стояли на пирамидальных платформах, под которыми располагались тайники с дарами, а иногда - останки людей, принесенных в жертву перед началом стройки. Некоторые храмы имели любопытную конструкцию - они были открытыми со всех сторон. Крышу поддерживали массивные колонны. Жрецы проникали туда по секретному ходу и появлялись как будто из-под земли. Строительство храмов являлось заботой правителей. Не менее важной для них была загробная жизнь. Некоторые дворцы после смерти царей превращались в мавзолеи, другие возводились над подземным склепом. Гробницы представляли собой помещения крестообразной формы под сводчатой крышей, с несколькими комнатами и нишами для даров. После падения Монте-Альбана в 900 году религиозным центром сапотеков стала Митла. Сейчас там раскопаны несколько пирамид и погребальных склепов, а также остатки дворца с огромным залом, украшенным пышной колоннадой. Стены некоторых зданий украшают фрески, узорные фризы, мозаики. Сохранились легенды о подземном ходе, берущем начало в одной из гробниц и идущем в неизвестном направлении на 30 миль! Культовые церемонии включали в себя подношение даров, жертвоприношения, воскурение благовоний. А также употребление наркотиков, обрядовые песнопения и танцы, вызывающие транс. Текущая, живая кровь была наилучшим даром для божеств. Им предлагались собственная кровь при кровопускании (особенно ценилась кровь правителей или жрецов), а также животные и люди. Хотя человеческие жертвы были не так часты, как у других народов древней Мексики. Сапотеки «отправляли к богам» знатных пленников, рабов при погребении владык или других важных ритуалах. А также карликов при затмении Солнца. Большинство военнопленных не отправлялись на алтарь, а становились рабами. Жизнь пророкаЖрецы-профессионалы появились еще в Монте-Альбане. В храмах строили вторую комнату - для низших служителей-простолюдинов. Высшее жречество принадлежало к знати, проживало в собственных домах, а уихатао, их глава, обладал такой же властью, как светский владыка. В Монте-Альбане правил царь. А вот Митла, вторая столица, представляла собой теократию во главе со всемогущим Великим пророком, которого никто не смел лицезреть под страхом смерти. По другим свидетельствам, пророк был не правителем, а медиумом, посредником между миром живых и миром духов, а также предсказателем и судьей. Кое-кто из испанцев-хронистов сравнивал его позднее с папой римским, а кто-то - с дельфийским оракулом. Жил пророк в роскошной резиденции, которая сохранилась по сей день. Дворец был построен так, чтобы с комфортом разместить не только самого верховного жреца, но и его челядь и послов. Две большие колонны обрамляют проем, ведущий во внешнюю комнату, крышу которой поддерживают шесть крупных колонн из вулканического туфа. Оттуда узкий коридор в форме буквы L ведет в личные апартаменты уиха-тао из четырех комнат вокруг центрального дворика. Стены украшены замысловатыми мозаиками. Когда Митла перешла под власть миштеков, Великий пророк превратился в арбитра в спорах между миштекскими и сапотекскими вождями, а его дворец стал местом погребения владык. Верховный жрец поздних сапотеков уже не был настолько могущественен. Однако и он имел право спорить с царем и даже отменять его указы! За роскошь и власть приходилось платить. Верховный жрец не имел права жениться. Однако наследовать ему мог лишь родной сын! Казус решали оригинальным способом: после особой церемонии в апартаменты уихатао заносили избранную девушку, одурманенную наркотиками. Ритуал мог повторяться много раз - до достижения результата. Что случалось с девушкой, не выполнившей «священную обязанность», неясно - скорее всего, ничего хорошего. Посредники между мирамиСчитается, что в основе сапотекской религии лежал аниматизм - представление о безличной сверхъестественной силе в живых и неодушевленных предметах. Разница между «живым» и «неживым» состояла в особой субстанции - лее («ветер», «дыхание», «дух»), которая заставляла вещи двигаться. Все, что двигалось, было «живым»: стрела молнии, облака, земля во время землетрясения, пенка шоколада, ветер в волосах, биение сердца, текущая кровь. Время было тоже живым и цикличным. Сапотеки пользовались двумя календарями: ритуальным 260-дневным и земледельческим 365-дневным. Вселенная разделялась на 4 четверти, каждая из которых ассоциировалась с определенным цветом: красным, черным, желтым или белым. Центр мира был сине-зеленым, а главная ось, разделяющая мир, соответствовала пути солнца с востока на запад. Сапотеки признавали существование некоей безличной высшей сущности, «которая создала все, но сама не была создана». Она имела несколько имен - Коки-Шее, Коки-Силла, Пихе-Тао - и считалась прародителем Вселенной. Наиболее почитаемыми богами были уже знакомые нам Косихо Питао («Великая Молния») и Питао-Шоо («Великое Землетрясение»), Подземный мир считался обиталищем мертвых. Там правили бог преисподней Коки-Беселао и его супруга Шонаши-Кекуйа. Из всех сверхъестественных владык больше всего почитали Молнию. У него была свита: Облака, Дождь, Ветер и Град. Существовали в сапотекском пантеоне и другие божества: бог Солнца, бог кукурузы в облике летучей мыши, бог удовольствий и наслаждений, бог примет, бог бедности и прочие. Некоторые исследователи называют до 40 сапотекских богов. Миссионеры насчитали еще больше, однако пантеон разных областей не совпадал. Сейчас ученые склоняются к тому, что некоторые «божества» - это древние цари, ставшие после смерти посредниками между земным и небесным. Сапотеки верили, что знать и простолюдины имели разное происхождение. Простолюдины рождались от себе подобных. Владыки же вели род от Молнии и могли ходатайствовать за свой народ перед сверхъестественными силами. О покойных правителях думали, что они превращались в облака - свиту бога грозы. На одной из глиняных скульптур представлен промежуточный момент подобной трансформации: на крыше макета гробницы распростерта летящая фигура в длинном плаще, с жезлом в руке и в маске Молнии. Ее тело еще человеческое, а лицо уже подверглось изменению. Одной из форм почитания предков были так называемые погребальные урны - сосуды в форме гротескных фигур в пышных головных уборах и причудливых костюмах, лица которых спрятаны под масками. Они представляли собой то ли самих погребенных властителей, то ли их легендарных предшественников. Некоторые храмы также посвящались не богам, а царским предкам-героям. Кроме того, сапотеки поклонялись мумиям царей! Причем продолжали делать это и при испанцах. В 1570 году колонизаторы узнали, что сапотеки города Оселотепека тайно совершали обряды перед забальзамированным телом своего вождя Петелы, умершего за 10-12 лет до этого. Администратор Бартоломе де Писа разыскал останки Петелы и сжег их. Через 6 месяцев, будто в отместку за святотатство, Оселотепек поразила чума. Тогда сапотеки начали приносить жертвы над золой от костей правителя, умоляя богов отвести от них чуму. Татьяна ПЛИХНЕВИЧ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|