История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Непримиримые единоверцы

В VII веке на Аравийском полуострове родилась новая религия - ислам. Основателем этой религии стал Мухаммед, который считал себя пророком, посланным Аллахом для спасения человеческого рода, погрязшего в неверии и пороках. Новая религия быстро набрала приверженцев. Но спустя непродолжительное время после смерти пророка мусульмане раскололись на несколько враждующих лагерей. Этот раскол существует и сегодня.

Жизненный путь основателя ислама был непрост. На первом этапе своей жизни будущий пророк Мухаммед из племени курейшитов был в самом низу социальной лестницы. После женитьбы на богатой и уважаемой вдове Хадидже из простого пастуха он превратился в купца. Тогда он и начал проповедовать людям от имени Аллаха. Когда Хадиджа и дядя Мухаммеда Абу Талиб умерли, ему пришлось бежать из Мекки в город Медину. Там вокруг пророка стали сплачиваться люди. К 630 году соратники Мухаммеда обратили в ислам практически всю Аравию. К концу жизни авторитет Мухаммеда стал неоспорим. Многие яростные противники его в 631 году прибыли в Медину и приняли ислам. В 632 году Мухаммед совершил прощальное паломничество в Мекку и вскоре умер. После его смерти между бывшими соратниками началась борьба за власть.

В поисках наследника

Проповедь Мухаммеда

Приверженцы ислама организовались в государство, во главе которого стоял халиф. Одни считали, что халифом должен быть самый уважаемый человек. Другие - что только прямой потомок Мухаммеда. К сожалению, с прямыми потомками у пророка было плохо: все сыновья умерли. Потомство имела лишь дочь Фатима, которая вышла замуж за Али, кузена Мухаммеда. В итоге община избрала халифом Абу Бакра, тестя пророка. Он был немолод и скоро тоже отошел в мир иной. Своим преемником он назвал Умара - отца жены Мухаммеда Хафсы. А после смерти Умара начались выборы нового халифа.

На этот раз избрали мужа одной из дочерей пророка - Усмана. Но вскоре сформировалась партия, желавшая видеть халифом другого зятя пророка - Али. В ходе междоусобной войны Усмана убили, и власть перешла к Али. Он был и уважаемым человеком, и родственником пророка.

Али удалось распространить ислам на соседние земли, он восстановил покой в халифате, разбив войска своих противников. Но бороться с недовольными ему пришлось всю жизнь.

В 657 году против Али выдвинулось большое войско мятежников во главе с полководцем Муавией. Поначалу соратники Али одерживали верх, но противники накололи на копья свитки Корана, и битва тут же остановилась. В армии Али начался раскол - солдаты решили, что сам Аллах не на стороне халифа. В 660 году в Иерусалиме сторонники Муавии провозгласили его халифом. Так что у мусульман оказалось два халифа одновременно.

Окончательная победа не была достигнута ни одной из сторон. В 661 году враги составили заговор и послали к Али убийц. Он был смертельно ранен прямо в мечети во время утренней молитвы. Умер он вскоре после этого, завещав своим сыновьям Хасану и Хусейну следовать воле Аллаха. Похоронить себя он приказал в тайном месте, чтобы враги не предали его тело поруганию. И хотя Али передал власть своему сыну Хасану, Муавия открыто провозгласил несогласие м нашел немало сторонник» Хасан попробовал решить дело миром и предложил компромисс: он передаст власть Муавии, пока тот жив, а после его смерти снова станет халифом. Муавия согласился, не спустя какое-то время Хасана отравили. Хусейн же погиб в бою с недругами.

Так после смерти Али верующие разделились на две непримиримые группы - ижитов и суннитов. Первые считали Муавию узурпатором и желали ему смерти. Вторые проклинали Али в молитвах. Муавия положил начало целой династии халифов - Омейядов. Почти столетие правили Омейяды, и почти столетие имя Али было под запретом.

Под властью имамов

Шииты считали, что и Омейяды, и пришедшие им на смену Аббасиды отняли власть у законных наследников Мухаммеда. То есть пошли против воли Аллаха. Действительно, с потомками Али халифы обеих династий обходились весьма сурово. Особенной жестокостью отличался халиф Абу Джафар аль-Мансур из династии Аббасидов. Он преследовал заподозренных в родстве с Али по всему халифату, отправлял их гнить в темницах или же предавал мучительной смерти. В подвалах его дворца хранилось множество трупов с привязанными к ушам табличками, пояснявшими имя и степень родства казненного. Всего он казнил свыше тысячи человек.

В начале IX века халиф Абдуллах аль-Мамун начал активное сближение с приверженцами шиизма. Велел заменить официальный цвет династии Аббасидов (черный) на зеленый, принятый у шиитов. Затем породнился с потомком Али, имамом Али ибн Мусой, и дал ему новое имя - ар-Риза. Более того, приказал выпускать монеты с его именем. А еще он открыто назвал Муавию узурпатором власти. Недовольные родственники тут же поспешили его свергнуть и заменили Ибрагимом ибн аль-Махди. Однако благодаря нововведениям Абдуллаха аль-Мамуна шиизм распространился по огромной территории - от Марокко до Малой Азии.

Шииты признают, что власть в мусульманском государстве должна принадлежать духовным лицам - имамам, которые происходят из потомства пророка Мухаммеда. Существует двенадцать имамов: Али, два его сына, а затем девять шиитских лидеров, живших в период с VIII по конец IX века. Причем последний имам - Мухаммед аль-Махди - еще ребенком таинственным образом скрылся от враждебного мира и до сих пор пребывает в сокрытии.

Шииты не признают такого государственного устройства, как халифат, и власти халифа. Из всех четырех первых халифов они признают законным только одного - Али ибн Абу Талиба. Остальные, по их мнению, занимали этот пост незаконно, поскольку легальна только власть имама - он получает ее из рук Аллаха.

Цитата на любой случай

В первые века распространения ислама власть получили последователи суннизма. И сегодня их насчитывается гораздо больше, чем шиитов. Сунниты считают, что должны следовать Сунне пророка - его высказываниям по разным поводам и его поступкам. Они признают власть халифа как человека, избранного волей общины, а не получившего свою должность благодаря происхождению. Признают подлинными шесть сводов хадисов (изречений Мухаммеда), составленных уже после смерти пророка. Также они считают, что все четыре первых халифа - Абу Бакр, Умар, Усман и Али были праведными.

Это направление в исламе довольно сильно привязано к юридическим вопросам. Оно ориентировалось на существовавшее в каждой общине патриархальное право - сунну, которое предписывало совершение тех или иных поступков и назначение тех или иных наказаний. Сунниты считают, что одного Корана для решения мирских проблем недостаточно. Решить юридические вопросы может только судья, который использует как Коран, так и примеры из жизни Мухаммеда, а также суждения знатоков шариата.

Сунна, в широком понимании этого слова, стала отличительным признаком правоверности в исламе. Сунниты точно следовали всем предписаниям и стремились жить, уподобляясь пророку Мухаммеду. Впрочем, сунниты включают в понятие Сунны не только путь и высказывания Мухаммеда, но также путь и высказывания четырех праведных халифов. Все, что каким-то образом касалось жизни пророка и праведных халифов, тут же приобщалось к Сунне. Так были «прикреплены» хадисы - изречения пророка и предания о его жизни. Ведь сама история жизни Мухаммеда ярко демонстрировала, что вера и справедливость побеждают неверие и порочность.

В результате сборники хадисов пророка стали настолько обширны, что вполне понятно - большую часть этих изречений Мухаммед никогда не произносил. Специалисты считают одним из наиболее достоверных сборник хадисов Мухаммеда аль-Бухари, который касается правил поведения мусульманина. Их около 7400 - не так уж и мало. Другие сборники содержат хадисы на все случаи жизни. Хотя все высказывания приписываются пророку, порой трудно представить, чтобы он высказывался по столь незначительным поводам. Но как бы то ни было, в суннизме хадисы занимают особое место, и на их основе была сформирована модель поведения верующего человека. Все поступки расцениваются по пятибалльной шкале - обязательные, рекомендуемые, дозволенные, неодобряемые, запрещаемые. Наказание за плохие поступки назначается согласно Сунне. В суннизме к решению светских и религиозных вопросов не привлекают богословов (улемов). Они занимаются только толкованием священных текстов.

Николай КОТОМКИН





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии     Следущая