История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Мексиканский Прометей

Во главе пантеона ацтеков стоял верховный двуединый бог Ометеотль, иногда распадающийся на две сущности: Ометекутли - «Господина Двойственности», и Омесиуатль - «Госпожу Двойственности». На заре мира эта пара породила четверых сыновей: Уицилопочтли, Кецалькоатля, Шипе-Тотека и Тескатлипоку, а после - и других богов.

Божества-братья 600 лет бездельничали, потом занялись сотворением мира. Основную работу поручили двоим: Кецалькоатлю и Тескатлипоке (в поздней ацтекской версии - Уицилопочтли).

Строго по порядку

Сначала демиурги создали огонь и половину солнца, сотворили мужчину и женщину. После этого упорядочили календарь: разделили год на месяцы и дни. Затем создали преисподнюю с богами ада, небеса и, наконец, воду.

С творением боги управились быстро. Что подтолкнуло их на этот подвиг после веков праздной жизни?

Существует легендам поначалу боги жили в райском месте под названием Тамоанчан. В «раю» произрастало дерево, к которому было запрещено прикасаться. Одна из богинь нарушила запрет и сорвала цветок с ветки. Дерево раскололось. Ослушников изгнали из Тамоанчана.

Завершив дела, боги заметили, что половина солнца светит слишком слабо. Тескатлипока стал солнцем, чтобы дать миру свет. Его братья создали гигантов и заселили ими землю.

Прошло время, и другие божества тоже захотели стать светилом. Из-за их борьбы мир постиг ряд катастроф. Первая Эпоха завершилась истреблением гигантов. Землю населили людьми, но и те погибли из-за урагана в конце Второй Эры, а выжившие превратились в обезьян. Мир Третьей Эпохи погубил огненный дождь. Четвертая Эра завершилась всемирным потопом. Из-за ливней «небеса упали», а люди были «задавлены водой» и превратились в рыб. Демиурги создали четырех людей, после чего Тескатлипока и Кецалькоатль превратились в огромные деревья, и «боги, и люди, и деревья вместе подняли вверх небо и звезды». Однако земля оставалась безлюдной, и на ней царил мрак - солнца не было.

Создание Пятого солнца

Нанауацин

Боги собрались в Теотиуакане - древнем священном городе. «Кто из нас возьмет на себя это, кто позаботится о том, чтобы был день, чтобы был свет?» - вопрошали они друг друга.

Два бога решились стать солнцем - могущественный, надменный Тексистекатль и бедный, больной, покрытый язвами Нанауацин. Они разожгли священный огонь, который должен был пылать то ли 4 дня, то ли 4 года, и приступили к совершению обрядов. Тексистекатль принес в жертву ценности - перья птицы кецаль вместо цветов, золотые шарики вместо благовоний, иглы из драгоценных камней. Бедный и больной Нанауацин пожертвовал стебли тростника, окровавленные колючки агавы, соломенные шарики, пропитанные содержимым его ран.

Наконец, настало время главной жертвы. Богов облачили в соответствии с принесенными дарами: Тексистекатля - в пышные одежды из перьев кецаля, Нанауацина - в скромный наряд. В полночь боги выстроились в 2 ряда по обе стороны костра. Тексистекатль и Нанауацин стали между ними, лицом к огню. Боги стали ободрять Тексистекатля - именно ему прочили стать солнцем, так как его пожертвования были ценнее. «Ну, Тексистекатль, бросайся в огонь!» - кричали ему божества. Тот хотел это сделать, но так как огонь был очень большой и разгорался все сильнее, паля жаром, бог испугался и отступил. Он сделал 4 попытки, но не смог преодолеть свой страх. «Ну, Нанауацин, попробуй ты!» - сказали разочарованные божества. Тот закрыл глаза и рванулся в костер. Раздался треск. Тексистекатль, опомнившись, кинулся следом, однако прыгнул не в пламя, а в пепел.

Нанауацина подхватил орел и унес его прямо на небо. За Тексистекатлем в огонь бросились ягуар, ястреб и койот, на не смогли помочь ему подняться высоко, так как подпалили себе шерсть и перья. Трус смог попасть лишь на край неба, где его встретили демоны и облачили в лохмотья. А Нанауацину оказала почести верховная божественная пара. Его усадили на трон, украшенный драгоценными перьями, облачили в царские одежды.

Но вот небо начало краснеть, и появился бог, ставший солнцем. «Когда солнце взошло, оно казалось очень красным и раскачивалось из стороны в сторону, и никто не мог на него смотреть, потому что оно ослепляло глаза, сверкало и щедро испускало свет, разливающийся во все стороны», - повествует легенда.

Упавший в золу Тексистекатль получил меньше блеска. Ему предопределили стать луной, но поначалу и он светил ярко. «Трус недостоин такой чести!» - возмутились боги. Один из них бросил в луну то ли чашу с изображением кролика, то ли самого ушастого зверька. Светило уменьшило блеск, а кролик... стал лунным обитателем.

Солнце взошло, но не двигалось. Боги рассердились. Покровительствующий Венере бог выпустил в светило стрелу, чтобы заставить шевелиться. Солнце направило на обидчика лучи. Звезда стала невидимой - как и по сей день с восходом солнца.

Последовал приказ главных богов: чтобы помочь светилу двигаться по небу, все должны пожертвовать собой.

Боги не хотели расставаться с жизнью. Кое-кто отчаянно сопротивлялся. Бог Шолотль пытался убежать от ветра, выполняющего повеление солнца. Он укрылся в кукурузном поле, превратившись в сдвоенный початок. Когда ветер обнаружил его там, пес превратился в двойную агаву, после - в другие чудовищные двойные существа. Ветер и солнце настигли Шолотля в воде, где он обратился аксолотлем (разновидность саламандры).

После жертвоприношения богов солнце сдвинулось с места. Луна начала свой путь позднее - когда первое светило уже зашло на западе. С тех пор солнце светит днем, а луна - ночью.

Между землей и небом - война!

Трактовка мифа неоднозначна. Интересен образ Нанауацина - покрытого язвами бедного бога, превратившегося в светило, управляющее миром. Некоторые исследователи полагают: его прообразом послужил жрец с рубцами от ритуальных самоистязаний. У ацтеков, как и у многих народов, умерщвление плоти и бедность были признаками благочестия. За праведную жизнь, служение богам должно было последовать вознаграждение.

Существует и другая точка зрения: Нанауацин - солнце предыдущей эры, которое возрождается в Пятую Эпоху. Он олицетворяет воскресающего бога, сохранившего на теле следы тления.

Другой важный момент - принесение в жертву богов.

Жертвоприношение - один из главных постулатов религии и философии ацтеков. Они верили, что, убивая людей на алтарях, спасают мир - помогают солнцу двигаться по небу. Чтобы обеспечить светило жертвами, нужна была война. Эта концепция, прозванная «военно-мистической», служила «оправданием» экспансии ацтеков и помогла им захватить контроль над большей частью современной Мексики. Рядовые воины искренне считали, что действуют по примеру богов. Ведь те отдали жизнь на заре мира по приказанию солнца-Нанауацина! Да и сам он - разве не показал своим прыжком в костер, как нужно поступать?

Но, может, миф призывает не к убийству, а к ДОБРОВОЛЬНОМУ самопожертвованию? Поступок Нанауацина - осознанный, свободный выбор - не рабская покорность беззащитной жертвы. С гибелью остальных богов тоже не все однозначно. Если они были убиты, то потом воскресли, так как действуют, живые и здоровые, в последующих мифах. Божества ацтеков умеют регенерировать - или же... с жертвоприношением что-то не так?

Может быть, они не отдавали жизнь, а совершили ритуальное кровопускание - обычный в древней Мексике обряд, а ацтеки «скорректировали» древний миф, придав ему необходимое для их идеологии звучание?

Существует и другая интерпретация сюжета о Нанауацине. По словам историка Мишеля Гролиша, бог после смерти на костре спустился в ад, где убил повелителей ночи, создал счастливые загробные обители для всех достойных людей и лишь потом вознесся и стал солнцем.

Нанауацин искупил грехи богов и заслужил им прощение Создателя. Его жертвоприношение помогло вернуть рай, преодолеть смерть и обрести надежду на вечную жизнь.

Бог-солнце сознательно сжег оболочку, мешающую оторваться от земли. И людям не стоит дорожить бренным телом. Отсюда - ритуальные посты, кровопускания, постоянное умерщвление плоти. Ацтеки, как индийские аскеты, видели в этом возможность, освободившись от всего ненужного, увеличить внутренний огонь и получить надежду на бессмертие.

Такая трактовка легенды возможна, но слишком уж отдает христианством.

Миф можно интерпретировать по-разному. Несомненно одно: прыгнув в костер, бедный бог подарил миру свет и стал древнемексиканским Прометеем.

Татьяна ПЛИХНЕВИЧ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии     Следущая