Секретное учениеКак правило, каждая религия кроме широкого слоя последователей имеет еще и узкий круг посвященных. Верующие, особенно не слишком образованные, попросту не способны полностью понять и оценить красоту учения, которое предлагает им основатель их веры. В буддизме тоже имелись свои простаки и свои посвященные. И сокровенный круг посвященных основал сам родоначальник буддизма. Буддизм появился в регионе, где существовало жесточайшее кастовое устройство общества, где земное будущее человека было предопределено его рождением. Лучше всех в том древнем мире жили жрецы (их называли брахманами) и воины (кшатрии). Они происходили из обеспеченных знатных семей и обладали всеми правами в своих государствах. Две низшие касты - вайшьи и шудры - были бесправны и не могли никогда перейти в высшие слои общества. Их уделом было трудиться до конца дней и умирать в том же статусе. Народ давно смирился с такой несправедливостью и даже не пробовал ситуацию изменить. Именно в такой несправедливый мир и явился примерно 2,5 тысячи лет назад будущий Будда - принц Гаутама. Современные исследователи считают, что он родился не в самой Индии, а в горном Непале в семье старейшины племени шакьев, которое относилось к касте кшатриев. Иными словами, основатель буддизма должен был стать воином. Таково было его предназначение, и так его воспитывали - с ранних лет обучали владению оружием. Дело ГаутамыМать мальчика умерла сразу после родов, и его воепитывала ее родная сестра, ставшая новой женой старейшины. Лет в семь на празднике первой борозды, когда его посадили в тень под огромным деревом, его сознание вдруг покинуло тело, и он очнулся после завершения праздника. То есть отсутствовал в мире людей с полудня до заката. Именно этот случай, когда время вдруг замерло и исчезло, и дал толчок духовным поискам в более старшем возрасте. Еще во младенчестве ему составили гороскоп, и уж так получалось, что либо наследник станет великим воином, либо откажется от всего и будет великим духовным учителем. Последнего отец боялся больше всего и постарался оградить чувствительного отрока от религиозных исканий. Его рано женили, он не знал ни в чем отказа, но за пределами дворца не бывал. Однако юношу интересовало, как устроена жизнь по ту сторону дворцовых стен. И он совершил несколько выездов в большой мир, где столкнулся со старостью, болезнью, смертью. После этих поездок он потерял всякий вкус к дворцовой жизни и размышлял лишь о том, что и сам состарится, будет болеть и страдать, и в конце концов умрет. Во время четвертой вылазки в мир он встретил странника с чашей для подаяний. Отказавшись от всех связей, вне всех каст и правил, странник был занят поиском истины. Молодой человек последовал его примеру. Он ушел из дворца, оделся в рубище и стал скитаться по учителям и заниматься практиками, умерщвляющими плоть. Занимался этим 6 лет и даже стал широко известен как аскет, пока не понял, что борьба с плотью к истине не приближает. И прекратил аскезу, после чего ученики его бросили. Вот тогда-то с ним и случилось мистическое преображение - он сел отдохнуть под деревом и просидел там целую вечность, поняв вдруг, как прекратить движение от жизни к смерти и череду страданий. Так Гаутама превратился в Будду. Три КолесницыГаутама прожил 80 лет и занимался тем, что рассказывал людям о принципах мироздания. Принципы излагались ищущим ответов по степени понимания и выполнения медитативных и тантрических практик. Так были сформированы основные ступени учения - Малая, Большая и Алмазная Колесницы. Малая Колесница была обращена ко всем мирянам, которые хотят совершенствовать свои тело и дух. Большая Колесница включала расширенный свод знаний и была обращена в основном к избравшим духовный путь. Но ближе к концу жизни Будда открыл своим слушателям принципы сокровенного учения - Алмазной Колесницы. Это учение могли понять и применить на практике только немногие, хотя ни самих практик, ни медитаций, ведущих к преображению, он не скрывал. В буддистской традиции знания не передавались как лекции - скорее как действия, жесты. Нельзя рассказать о том, что ощутит ученик, пока он не испытает этого сам. Существовала, например, так называемая передача ума: учитель смотрит на ученика - и тот все понимает. Видьяхар - передача знания жестом: Будда держит в руке золотой цветок, и то, что это означает, понимают лишь те, кто может понять. Только на низшем уровне обучения знания передаются словами. И слова тщательно выверяются, записываются, пока не станут священными текстами. Все священные тексты говорят об одном - как полностью преобразовать свои тело и дух, чтобы достигнуть просветления, то есть - как стать буддой. Личности как таковой не существует, все - видимость, подмена. Путь буддиста - это путь превращения физического тела в чистое сознание, и достичь этого можно только долголетними практиками. Естественно, что выйти из Колеса Сансары, управлять энергией мира и уподобиться творцу могут лишь избранные, самые достойные. Алмазная Колесница и рассчитана на достойных. Калачакра-тантраПо легенде, свою Сутру Совершенной Мудрости Будда изрек в Мадрасе внутри огромной многоступенчатой ступы по просьбе царя Шамбалы Сучандры. Это и было самое сокровенное учение Будды, доступное пониманию немногих. Царь вскоре вернулся на родину и приказал записать слова Будды. Так появилась Калачакра-тантра. Последователи буддизма отправлялись в Шамбалу и привозили оттуда списки священного текста, обучались обрядам посвящения в Калачакру, вхождению в мистический транс, изображению мандал (сакральное схематическое изображение либо конструкция), медитациям и т.п. Весь мир в Калачакре уподобляется человеческому телу, а тело человека - всему миру. В мире и в теле циркулируют энергии, которые визуально представляются как отдельные капли. Очищая эти капли от всего негативного, мешающего созерцанию чистого духа, буддист превращает собственное тело в сгусток сияющего света. Это и есть абсолютно пустое тело, которое вмещает всю вселенную, в которой само растворяется целиком. Достигнув этого состояния, адепт превращается в будду. Алмазная Колесница стала практиковаться буддистами только через тысячу лет после смерти Гаутамы - в V-VI веках нашей эры. Калачакра-тантра стала достоянием буддистов и вовсе только к XI веку. Причем в самой Индии сокровенное учение не получило широкого распространения, зато стало основой для тибетских учений. В тайный круг разрешено войти всем желающим, но могут это сделать лишь единицы - те, кто способен управлять физическими процессами в теле и достигать пустоты сознания. Все ученики в буддизме переходят с уровня на уровень, получая посвящения - это своего рода знак, что адепт готов воспринять новые знания. Обычно при посвящениях они очищают свое тело и свой дух, медитируют, получают благословения. Так же происходит и при посвящениях в Калачакра-тантре. Но на последней ступени посвящения они получают последнее - тайное - посвящение. Их губы смазывают каким-то секретным составом, после чего адепты получают умение создавать иллюзорное тело, отделять тело, речь и ум, создавать новую реальность, воспринимать иллюзорное тело как яркий свет и входить в состояние свабхавикакая (всеобъемлющее тело Будды). Вероятно, это сильный галлюциноген, помогающий практикующим Калачакру переживать транс. Чего можно достичь с помощью Калачакра-тантры? Полного просветления. И не только - полного управления телом и сознанием. На Тибете, где Калачакра наиболее распространена, монахи умеют не замерзать без теплой одежды в самый сильный мороз, полностью отказываться от пищи, путешествовать в теле иллюзорного двойника, зависать в воздухе, нарушая законы гравитации, и даже прекращать сердцебиение и снова запускать сердце... Самые достойные достигают конечной цели - становятся буддами. Проще говоря, покидают навсегда бренное тело. Их останки с клекотом пожирают хищные птицы. Или это мы, непосвященные, думаем, что это так? Николай КОТОМКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|