Верные пророку2 января 2016 года в Саудовской Аравии произошла массовая казнь 47 последователей шиизма, среди которых был и главный апологет этого течения ислама ан-Нимр. Это не первое противостояние шиитов и суннитов. История их взаимоотношений окрашена веками неприязни. Откуда же происходит эта ненависть, которая не раз приводила арабский мир к расколу? Ответ нужно искать в истории ислама. Изначально ислам существовал как единое учение. Возникшее после смерти пророка Мухаммеда разделение на шиитов и суннитов связано не с расхождением в религиозных догматах, а со способом передачи главенства над верующими. Большинство последователей пророка считало, что власть должна передаваться наиболее достойным мусульманам из племени курайшитов, к которому принадлежал Мухаммед, а меньшинство - что ею должны обладать только имамы, духовные лидеры и прямые потомки пророка по мужской линии. Одни верили, что право руководить другими людьми дается благочестивой жизнью и смирением перед волей Аллаха, другие - что право это дано рождением: потомки пророка не могут не быть достойными и благочестивыми. Сегодня суннитов в мире около 80% всех мусульман, шиитов - около 20%. Однако некоторые страны - Иран, Ирак, Азербайджан и Бахрейн - считаются шиитскими, в Ливане и Кувейте примерно 30-35% шиитов, в Афганистане и Саудовской Аравии - от 15 до 20%, а в остальных мусульманских странах преобладает суннизм. Многовековая распряРаспря, положившая начало конфликту между исламскими верующими, была остра и актуальна только в первый век после смерти пророка. Мухаммед не оставил прямых потомков по мужской линии, все его сыновья умерли в раннем возрасте. Из всех его дочерей мужское потомство имела только Фатима. После смерти Мухаммеда халифами (то есть выбранными на руководящую должность лицами) становились поочередно его верные последователи и военачальники - Абу Бакр, Умар, Усман. Четвертым халифом стал кузен Мухаммеда, женатый на Фатиме, военный герой, «Лев пустыни» - Али ибн Абу Талиб. Али был харизматичным лидером, но сложным человеком. Не всем пришлась по душе его жесткая рука, его открытым текстом обвиняли в причастности к убийству предыдущего халифа Усмана. И хотя Али считался ближайшим родственником пророка, исламский мир раскололся: в Египте, Ираке и Йемене его власть признали, а в Аравии, где доживала свои дни жена Мухаммеда Айша, и в Сирии, где наместником был Муавия из рода Омейядов, родственник Усмана, - нет. Более того, Муавия выставил напоказ в мечети города Дамаска залитую кровью одежду Усмана и отрубленные пальцы его жены. Почти пять лет Али и Муавия вели непримиримую войну, пока в 661 году халифа Али не убили трое заговорщиков. По договоренности с Муавией, халифом после его смерти должен был стать сын Али - Хасан, но Муавия не желал отдавать власть. Хасан был убит. И хотя у Али был еще один сын, Хусейн, власть в халифате осталась у Муавии, и почти столетие эта власть не выходила из рук Омейядов. Не все мусульмане признали власть Муавии. Некоторые считали, что он получил ее незаслуженно, и хотели видеть во главе арабского мира Хусейна - духовного лидера, имама, сына Али и внука пророка. Его даже пригласили в Куфу после смерти Муавии, не желая видеть во главе халифата сына Муавии Язида. Хусейн был готов занять должное место в государстве, но против его сторонников бросили правительственные войска. Хусейн пал в бою - и теперь претендовать на власть могли только правнуки пророка. Они и претендовали, при этом число их сторонников хотя и не было преобладающим, но никогда не убывало. Себя они называли шиитами, то есть «приверженцами, последователями». Становление верыДоказывая первенство власти имамов над любой другой властью, сторонники Али ссылались на то, что однажды Мухаммед назвал его своим преемником. Сунниты не отрицали, что Мухаммед высоко ценил своего кузена, но не видели смысла в передаче власти по наследству хотя бы и потомкам Али. Это им казалось совершенно бессмысленным: достойного должны избрать среди достойных. Шииты же считали, что даже избрание первых трех халифов было нарушением воли пророка, поэтому до сих пор они не признают ни Абу Бакра, ни Умара, ни Усмана, называя их узурпаторами. Только Али был, по их мнению, достоин получить власть над всеми мусульманами. Смерть Али, а также мученическая или героическая смерть его сыновей и ближайших родственников пророка сделала образ самого Али еще привлекательнее, озарила неким трагическим ореолом. Буквально за 10 лет династическая борьба превратилась в духовное противостояние двух группировок, которые не имеют в целом никаких догматических расхождений, но тем не менее никогда не смогут договориться по основному вопросу - вопросу о правах потомков Али. Их, между прочим, в мире не так уж и мало. Некоторые даже занимают высокое положение. Периодически на всем протяжении истории, от VII века до наших дней, между сторонниками и противниками Али возникали кровавые столкновения. Первое такое столкновение произошло в VIII веке, когда к власти пришла династия Аббасидов. Аббасиды начали охоту на потомков Али - множество людей оказалось в темницах, и их казнили. Возмущенные люди в некоторых районах страны подняли восстание в защиту Алидов (потомков Али). Правнуку Хасана Идрису на пике народного возмущения удалось основать на севере Марокко шиитское государство. К X веку шиизм распространился во многих областях Ирака, Басре и Куме, а на севере Африки и западе Аравийского полуострова сложился Фатимидский халифат, где шиизм стал государственной религией. В XI-XII веках шиизм утвердился в Йемене и Горном Бадахшане, но подавляющее большинство территорий осталось верно суннизму. Под сенью властиШииты, как и сунниты, верят в одного и того же Бога - Аллаха - и его пророка Мухаммеда. Их учение базируется на пяти столпах: вере в Единого Бога, в его справедливость, в пророков и пророчества, в имамат (то есть духовное и государственное руководство 12 имамов, счет которых ведется от Али ибн Абу Талиба и заканчивается Мухаммедом аль-Махди, который стал так называемым «сокрытым имамом» и пребывает в этом «сокрытии» до нынешнего дня,) а также в загробный мир. Среди шиитов есть умеренные течения, предпочитающие согласие с остальным исламским миром (шииты-двунадесятники, зайдиты и т.д.), и радикалы (исмаилиты, алевиты, алавиты и тщ.), которые трудно идут на контакт со своими оппонентами-суннитами. Рвущиеся к власти узурпаторы престолов отлично использовали религиозную рознь в собственных целях. Именно таким образом в начале XVI века в Персии захватил власть шейх Исмаил, который объявил шиизм государственной религией и тут же приступил к поголовной ликвидации суннитов - предписывалось при выражении протеста тут же рубить им головы. За два века потомки Исмаила Сефевиды извели практически всех суннитов. Вот почему в современном Азербайджане, некогда входившем в государство Сефевидов, суннитов почти нет. Столкновения шиитов и суннитов сотрясали мусульманские страны и в прошлом столетии. Страшный бухарский погром 1910 года удалось подавить только при помощи русской армии. Революция 1979 года в Иране сопровождалась столкновениями между суннитами и шиитами, в результате шиизм стал государственной религией Ирана. Шииты составляли ядро оппозиционного движения «Исламский призыв» в Ираке, именно на их восстание надеялся аятолла Хомейни, и именно шииты выступили против иракской армии в 1991 году, но были рассеяны правительственными войсками, а зачинщики безжалостно казнены. В суннитских странах, где сунниты и шииты представлены в соизмеримых пропорциях, власти и сегодня боятся переворотов, организованных шиитской оппозицией. Поэтому шиитов преследуют в Бахрейне, Кувейте, Омане, Саудовской Аравии. Иногда в назидание недовольным религиозной политикой проводятся акции устрашения - вроде той казни инакомыслящих в Саудовской Аравии, с которой мы и начали наш разговор. Николай КОТОМКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|