История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Святые пещеры

На протяжении многих столетий гордо стоит на правом берегу Днепра неповторимый ансамбль Киево-Печерской лавры. Это один из первых по времени основания монастырей в Древнерусском государстве. Его стены помнят немало тайн прошлого.

Впервые Киево-Печерский монастырь упоминается в Повести временных лет в записи за 1051 год. Но тогда это были простые пещеры, выкопанные монахами, искавшими уединения. Основателями монастыря стали преподобные Антоний и Феодосий Печерские. Когда число братии увеличилось до 100 человек, князь Изяслав Ярославич подарил монахам всю гору над пещерами. Были построены деревянная церковь Успения Божией Матери и множество келий. С той поры монастырь начал называться Печерским, поскольку ранее монахи жили в пещерах (печерах).

Оплот православия

Киево-Печерский монастырь сыграл важную роль в утверждении и распространении христианства на территории Древнерусского государства. Здесь развивались многие науки и искусства. Родилась самобытная печерская иконописная традиция. Ее основателем стал преподобный Алипий - первый русский иконописец, о котором упоминают летописи. Монастырь можно считать и центром медицины Киевской Руси. Известными врачами были монахи Дамиан, Агапит и Петр Сирианин (родом из Сирии). Здесь жил и творил легендарный Нестор Летописец, создавший Повесть временных лет, благодаря которой мы знаем историю тех далеких времен.

В конце XI столетия авторитет Печерского монастыря был очень высоким. Обитель имела огромные хозяйства. Земельные владения и финансовое могущество монастыря постоянно увеличивались за счет пожертвований и подарков от князей и знати. Но монголо-татарское нашествие не щадило никого. В конце осени 1240 года большинство сооружений были сожжено и разграблено. Монахи, которые остались в живых, вынуждены были по несколько месяцев прятаться в лесах. На много десятилетий замерло церковное строительство, прекратилось иконописание, пришли в упадок традиции многих ремесел.

Но в этих тяжелых условиях Киево-Печерский монастырь объединил вокруг себя поклонников православной веры, стал хранителем культурных традиций Киевской Руси. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря. В XIV веке он был уже восстановлен. Однако бедствия от нашествия татар повторялись в Киеве не раз. Набеги происходили в 1300 и 1399 годах. В 1470 году киевский князь Симеон Олелькович возобновил и украсил монастырскую Великую церковь (Успенский собор), которая стала усыпальницей многих княжеских родов. Но в 1482 году крымское войско хана Менгли I Гирея сожгло и ограбило монастырь. От этого ему тоже удалось оправиться.

С конца XVI века Киево-Печерский монастырь стал ставропигиальным, то есть подчинялся напрямую Вселенскому патриарху из Константинополя. После Брестской унии в 1596 году была предпринята попытка подчинить монастырь униатскому митрополиту. Но монахи оказали вооруженное сопротивление. А в 1598 году состоялась вторая попытка униатов овладеть монастырем - тоже тщетная. В 1688 году обитель приобрела статус лавры и стала «ставропигионом царским и патриаршим Московским». А в 1786 году лавра была переподчинена киевскому митрополиту, который стал ее священноархимандритом.

Храмы и могилы

Киево-Печерская лавра погибала и возрождалась несколько раз

Время с конца XVII по XIX столетие - это период наибольшего расцвета Киево-Печерской лавры. Активно работала основанная в 1616 году типография. В рамках борьбы с униатством началось печатание богослужебных и полемических книг. Гетман Иван Самойлович обвел Лавру земляным валом, гетман Иван Мазепа - каменной стеной. При Петре I укрепления Самойловича были расширены и образовали современную Печерскую крепость.

В ночь с 21 на 22 апреля 1718 года в келье наместника лавры возник огромный пожар. Сгорели библиотека с ценными книгами, колокольня, типография и другие ценности. Отстройка монастыря началась в 1720 году и продолжалась почти полстолетия. В ходе этих строительных и восстановительных работ в лавре и появился великий архитектурный ансамбль, который в основном сохранился до наших дней.

В 1731-1745 годах к юго-западу от Успенского собора была построена Великая Лаврская колокольня. Ее высота вместе с крестом - 96,5 метра. Первые работы по возведению звонницы были начаты в 1707 году на средства гетмана Мазепы. Она выполняла роль часовой башни, где был механизм с боем. Вблизи главных ворот лавры расположен Троицкий больничный монастырь, основанный в XII веке черниговским князем Николой Святошей.

В Великой церкви находилась чудотворная икона Успения Божией Матери. В ней также почивали мощи святого Феодосия и первого киевского митрополита святого Михаила, хранилась глава святого равноапостольного князя Владимира. Есть и захоронения мирян. Например, премьер-министра Российской империи Петра Столыпина и фельдмаршала Петра Румянцева. Успенский собор был разрушен во время Великой Отечественной войны, но потом полностью отстроен.

Пещеры Киево-Печерской лавры - это сложная система взаимосвязанных подземных ходов. Комплексов два: Ближние и Дальние пещеры. Общая длина их - около 800 метров. Ближние и Дальние пещеры на берегу Днепра разделены между собой оврагом и хребтом горы. Постепенно они превратились в монастырское кладбище. В Ближних находятся мощи 80 святых угодников, в Дальних - 45.

В XVII веке монастырь постоянно реконструировал пещеры, чтобы облегчить паломникам доступ к мощам. Самый известный святой, чьи мощи хранятся в Ближних пещерах, - это, разумеется, Илия Печерский, монах XII века, которого принято отождествлять с былинным богатырем Ильей Муромцем.

Одним из самых древних храмов, сбереженных на территории монастыря, считается Троицкая надвратная церковь. Это единственное двухъярусное монастырское сооружение XII века, сохранившееся на Украине до наших дней. Росписи интерьера Троицкой церкви выполнялись в 20-30-е годы XVIII века.

«Музейный городок»

С 1917 года жизнь монастыря становилась все сложнее. В начале 1918 года возле лавры был убит митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). А 29 сентября 1926 года советские власти приняли постановление «О признании бывшей Киево-Печерской лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Началось изъятие церковных сокровищ, ценностей, предметов церковного быта. К началу 1930-х годов монашеская братия была разогнана. Кто-то попал в лагеря, кто-то был расстрелян. Монастырь в очередной раз пришел в упадок и запустение. В период немецкой оккупации Киева в лавре был организован полицейский участок, где оккупационными властями было убито около 500 мирных граждан.

После освобождения Киева в 1943 году советские власти не решались вновь закрыть лавру. Монастырь был закрыт лишь в ходе хрущевской антирелигиозной кампании в 1961 году. В 1988 году, во время празднования 1000-летия крещения Руси, значительную часть территории монастыря передали в пользование Украинской православной церкви. Сегодня Киево-Печерская лавра - это не только центр изучения исторического наследия, но и просветительский центр, где проходят стажировку музейные работники со всей Украины.

Виктор ВОЛЫНСКИЙ





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии     Следущая