Первая ступеньВ буддизме существует несколько путей достижения освобождения от мирских страданий и постижения абсолюта: хинаяна, махаяна и ваджраяна. Каждый из путей сугубо индивидуален, поэтому считается, что нет «хорошей» или «плохой» яны («колесницы» - так именуются эти пути), но все мы выбираем тот путь, который нам под силу. Три яны, или «колесницы» индийского буддизма, называются хинаяна («малая колесница»), махаяна («большая колесница») и ваджраяна («алмазная колесница»). Ход «малой колесницы»«Малая колесница» обращена к отдельному человеку и приносит ему освобождение от всего, что мешает ощущать себя счастливым. «Большая колесница» приводит к полному просветлению и помогает группам людей и целым народам освободиться от страданий. «Алмазная колесница» позволяет достичь состояния Будды. То есть, по сути, эти три пути, три яны, являются этапами одного пути к одной конечной цели. Поскольку конец каждого этапа дает человеку определенные умения и качества. В конце первого этапа человек становится монахом-архатом - то есть он перестает воспринимать страдания любого плана (физические, духовные) и вырабатывает к ним своего рода иммунитет; попутно он начинает жить праведной жизнью, и беды, которые могли его настичь прежде, теперь его не тронут. В конце второго этапа человек получает просветление, его духовный кругозор расширяется, он овладевает умениями, которые казались ему недостижимыми, он становится мудрецом. А в конце третьего этапа, исходив все земные тропы знания и изведав все тайны собственного тела, человек достигает полного покоя, физического и духовного, - то есть становится Буддой. У истока долгого путиПервый этап этого пути и есть хинаяна. Проще говоря - период ученичества и постижение основ буддизма. Хинаяна, по легенде, была дана людям принцем Сиддхартхой Гаутамой, который достиг уже состояния Будды. Сначала Сиддхартху увидели его сотоварищи по занятиям буддизмом. Они нашли его в Оленьем парке, где тот надеялся немного отдохнуть. Товарищи всегда его задирали, решили посмеяться над ним и на этот раз. Но подошли они к принцу, а он... весь светится. Все желание зло подшутить над Сиддхартхой тут же у них прошло. Они сразу поняли, отчего принц весь светится, - он достиг состояния Будды. Сиддхартхе нечего было скрывать. Он поделился с сотоварищами своим знанием. Впрочем, поделился он знанием не только с такими же учениками, но и со всеми теми страждущими, которые ходили за ним по пятам. Посмотрев на этот изможденный народ, явившийся к нему с болезнями и душевными муками, Сиддхартха озвучил им хинаяну - способ, как достичь исцеления от физических и душевных ран. По легенде, Будда открыл товарищам по ученичеству Четыре благородные истины. Первая истина звучала так: вся наша жизнь есть страдание. Несмотря на то что мы прекрасно видим и оцениваем все, что находится вокруг нас, мы не можем посмотреть на себя со стороны. А чтобы увидеть себя в истинном свете, нам требуется избавиться от созданных нами же иллюзий. Вторая истина такова: у наших страданий всегда есть причины. Третья истина: страдания не вечны, у них всегда есть конец. Корень страданий таится в нашем непонимании происходящего вне и внутри нас. Чувствами, которые вызывают в нас муку, можно и нужно уметь управлять, и чем просвещеннее ум человека, тем меньше мучительных чувств он испытывает. У достигшего состояния Будды нет чувств, вызывающих страдания. Четвертая истина: существует путь, позволяющий полностью избавиться от страданий. Сиддхартха предложил своим сотоварищам так называемый Восьмеричный путь избавления от страданий. Восьмеричный путьСуть Восьмеричного пути - в достижении мудрости, благородства и внутреннего сосредоточения. На первой ступени ученику нужно сформировать правильные воззрения и правильные намерения. Сразу же ему дается установка, что освободиться от страданий можно только путем освобождения собственного сознания, то есть что все наши страдания создает наш собственный мозг. На второй ступени нужно избавиться от страданий, которые возникают из-за наших собственных безнравственных поступков, поэтому хинаяна называет свод правил, которые нельзя нарушать - эти правила очень похожи на библейские 10 заповедей. В буддизме нельзя красть, убивать, насиловать, впадать в наркотическое опьянение. Третья ступень - самая сложная, она связана с развитием мышления и практикой медитации. Мало поставить правильные приоритеты и вести благонравную жизнь, нужно еще и научить свой ум правильно работать. Для этого поколения буддистов разрабатывали специальные психотехники, помогающие сделать сознание полностью свободным. Важно, что эти упражнения позволяют прекратить воспринимать страдание как страдание. На самом деле все в мире и сам мир - иллюзия. И ничего, кроме нашего сознания, в нем не существует. Однако не нужно забывать о таком понятии, как карма - это своего рода воздаяние за наше плохое или хорошее поведение в прошлом, а также (что немаловажно) в прошлых жизнях. В эту жизнь мы приходим уже с каким-то багажом прошлого, и за прошлые ошибки наших воплощений приходится расплачиваться сегодня. Прошедшие курс хинаяны могут продолжать жить в мире, а могут переселяться в монастыри. Монахи из них получаются хорошие. Но на этом этапе продвижение к высшему уровню сознания не заканчивается. За хинаяной следует махаяна, а для немногих избранных за ней - ваджраяна. За века существования буддизма, когда махаяна распространилась по всей Индии, к хинаяне стали относиться снисходительно, как к низшему уровню буддизма. На самом деле это вовсе не так. Без овладения хинаяной невозможна и более продвинутая махаяна. Хинаяна - древнейшая часть буддизма, потому она и кажется такой простой и такой легкой. Однако если вы начнете заниматься буддизмом всерьез, вам сразу же станет ясно, что хинаяна совсем не проста в освоении, но тем не менее в нашей жизни, чтобы почувствовать себя защищенным от несчастий, иногда вполне достаточно хинаяны. Николай КОТОМКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|