Дорогой свастикиТибет, или То-пё (д) - высокогорная и суровая земля. Заселившим ее племенам приходилось буквально сражаться за выживание. Неудивительно, что вера, которая могла родиться в таких условиях, была не менее суровой, чем сама жизнь... Когда в 1938 году из Берлина в столицу Тибета Лхасу прибыла немецкая экспедиция, немцы на удивление быстро нашли контакт и с далай-ламой, и с прочими тибетцами. Нашли они контакт и с жрецами тибетской религии бон (бонпо). Те даже разрешили немецким ученым не только исследовать родные горы и общаться с местным населением, но и вести киносъемку тайных ритуалов. Что же так подкупило жрецов, если они разрешили чужеземцам то, что обычно не позволялось даже соплеменникам? Гости прибыли из далекой северной страны, сделавшей свастику государственным символом. И не простую свастику, а такую же точно, какой веками поклонялись на Тибете. Боги и демоныДо того как в эти труднодоступные горы пришел индийский буддизм, тибетцы поклонялись многочисленным духам, богам и демонам. А у этих высших сущностей была одна задача - уничтожить людей. Человека терроризировали водяные демоны, духи земли, да и небесные боги тоже были достаточно бессердечны. Мир тибетцы представляли как трехчастную структуру: белые небеса населяли боги и благие духи лха, красная земля была заселена людьми и многочисленными кровожадными духами, которыми становились не нашедшие покоя воины, а синие воды были аналогом ада, откуда являлись самые безжалостные губители людей. Понятно, что доброту богов, чтобы те защищали человечество, следовало поощрять. Поэтому им возносились молитвы и приносились жертвы. Злобных духов и демонов следовало умилостивить, и им тоже молились и приносили жертвы. Тибетцы молили о защите Белого бога неба и его жену, которых почитали за милостивых к людям, молили о пощаде Черную богиню земли, свирепого Красного тигра и Неистового дракона. Природа Тибета и постоянные набеги врагов не позволяли людям расслабляться, и они верили, что после смерти окажутся в более благом месте и в новом молодом теле - на небесах, среди богов. Ученые считают, что современная религия бон сформировалась из языческого шаманского культа, иранского маздаизма и индийского буддизма. Но основой бон был именно шаманизм. Хотя вернее было бы называть его специальными жреческими практиками. К моменту утверждения в Тибете буддизма (VIII-IX века) бон была уже вполне сформированной религией, можно даже сказать - своего рода государственной религией Тибетской империи. Здесь имелся свой пантеон богов и героев, были созданы мифы о демонах и злых духах, а жрецы не только практиковали обряды погребения мертвецов, но и совершали всевозможные чудеса, в которые верил весь Тибет. Они даже излечивали больных и воскрешали мертвых. Ни один горец не решился бы отправиться в дальний путь, не испросив помощи у жреца бон. Ни одно событие в жизни людей не оставалось без внимания этих жрецов. Дар ШенрабаПо легенде, религию бон принес на Тибет Тонпа Шенраб Миво, который оказался там, преследуя демонов, укравших его коней. Жил этот Шенраб в XIV тысячелетии до нашей эры. Он пришел в Олмо Лунгринг (земли Западного Тибета) из царства Тазиг на востоке Ирана. Более того, Шенраб был царем Тазига. По другой версии, он как раз родился в стране Олмо Лунгринг у горы Юндрунг-Гутсег, также известной как гора Девяти свастик - якобы эта гора составлена из девяти расположенных одна на другой свастик, вращающихся против солнца, и стоит она точно на Оси мира. И вообще это случилось еще в те времена, когда индийские боги летали на виманах и вели космические войны. По третьей версии, все случилось несколько позже, ближе к нашим дням, но Шенраб также принес с собой священное оружие дордже, известное в Индии как ваджра (молнии, перекрещенные в виде свастики), и с тех пор в монастырях Тибета хранятся ритуальные дордже, изготовленные по образу и подобию первого оружия легендарного Шенраба. Ученые считают, что Шенраб Миво вполне мог быть исторической личностью, усовершенствовавшей правила и ритуалы религии бон, и что он был предшественником другого реформатора - Луги из клана Шен. Если от Шенраба остались лишь приписываемые ему сочинения, то Шенчен Луга реально существовал. Он родился в 996 году, получил посвящение от бонского жреца Рашага и занимался поисками древних сокровищ (то есть священных текстов). Ему посчастливилось отыскать три древних свитка, которые и легли в основу модификации тогдашней религии бон, сильно искаженной после гонений и преследований Трисонга Децена - тибетского царя, насаждавшего буддизм. Отношения с буддистами у жрецов бон складывались отвратительно. Подчинив себе Тибет, буддисты пытались искоренить местные обычаи и верования. В менее труднодоступных местах это даже получилось. Правда, буддизм на Тибете был воспринят специфически и оказался несколько непохожим на индийский. Однако противостояние с последователями бон достигло такого накала, что буддистам пришлось срочно вводить установление, что погибшие в бою за утверждение правильной веры избавляются от кармического наказания за пролитую ими кровь и убийства иноверцев! До XI века придерживаться религии бон запрещалось под страхом смертной казни. В результате приверженцев религии бон загнали высоко в горы, иначе их бы попросту вырезали. Ситуация улучшилась только в XVII веке, когда на роль пончен-ламы был избран мальчик из рода Дру - ярых последователей религии бон. Он отказался от практики перевода всей своей семьи и родных в буддизм и разрешил исповедовать им свою веру и жить в тех местах, где они родились. С тех пор отношение к жрецам религии бон улучшилось. Их оставили в покое. Странные ритуалыНикто не знает, как выглядели ритуалы и практики религии бон в древности. Древние тексты, на которые ссылаются последователи бон, - это всего лишь списки XIV века. А к тому времени в бон уже проникли веяния маздаизма и буддизма. Однако некоторые ритуалы все же имеют очень давнее происхождение. Обычай совершать небесные похороны берет начало из тьмы веков, когда последователи бон стремились как можно успешнее достичь небес и оказаться рядом с богами. Считалось, что земля, в которой хоронят мертвецов, или склепы в горах - не лучший способ оказаться именно на небесах. И жрецы практиковали другой способ погребения - оставляли тела на горных вершинах, чтобы птицы полностью очистили кости от плоти, ведь родина людей - небо, и так они могли вернуться домой. Другой ритуал - воскрешение с помощью тайных текстов. Жрецы, как пишут, могли возвращать жизнь в мертвое тело и пользовались этим, когда в боях погибало много отважных воинов. Правда, воскрешенные становились только телами, призванными исполнить незаконченную работу, то есть отлично могли биться с врагами, но более ни на что не были пригодны. Немецкие исследователи, оказавшись на Тибете, засняли такое воскрешение на кинопленку. Поскольку в Третьем рейхе верили в мистику, пленка имела большой успех. В ритуалах использовалось и священное оружие дордже. Но - увы! - оно больше не производило ударов молниями. Дордже стало всего лишь частью облачения жреца, его вплетали в диадему из стилизованных черепов и костей, которую носил жрец. Барабан дамара, в который он бил, тоже был отделан черепами. Конечно, внешне это выглядело устрашающе, но чудеса жрецов основывались на умении виртуозно управлять своим телом и чужой психикой. Свастики, которые так изумили и обрадовали немцев, тоже имели простое объяснение - не следовать за солнцем, достигать всего самим, избегая легких путей и простых объяснений. С этого, собственно, начинался путь ученика религии бон. Правда, сами жрецы бон так и не поняли до конца, какого северного товарища внезапно обрели. Они поддерживали самые дружеские отношения с гитлеровской Германией вплоть до конца 1943 года. Очевидно, жрецы считали немецкого лидера своим учеником, и некоторые из них даже добрались до далекой Германии, где в конце концов нашли свою смерть. От гитлеровской вехи в истории религии бон современные жрецы предпочитают открещиваться. Сегодня последователей этой религии насчитывается примерно 10% от всего населения Тибета, им принадлежат 264 монастыря и множество скитов. Николай КОТОМКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|