Тет-а-тет с БогомМолитвы, то есть обращение словами или мыслями к Высшим силам, которые как-то могут повлиять на жизнь человека, известны с глубокой древности. Еще в совершенно языческие времена люди постоянно беседовали со своими богами и богинями. И во многих культах имелись формулировки, которые нужно было произносить для успеха дела. Эти древние взывания к богам донесли до нас египетские папирусы и клинописные таблички. Однако христиане убеждены - все это не молитвы. Христианские пастыри утверждают, что узнать настоящую молитву очень просто: она должна быть обращена к Единому Богу и идти не от ума, а от сердца. Под Единым Богом христиане, конечно, подразумевают описанного в Библии триединого всемогущего и вездесущего Творца. А «от сердца» верующим желательно говорить устоявшимися и заученными наизусть текстами. Ведь кто знает, какими собственными словами человек начнет разговаривать со Всевышним?! Наследие язычестваВ буддизме тоже существуют специальные тексты, адресованные Высшим силам, которые устоялись за тысячи лет использования. Но христианские священники считают, что это не молитвы, а просто инструмент для того, чтобы войти в особое медитативное состояние. Христианину же не положено входить в такое состояние. С него хватит и простого повторения одобренных церковью текстов. Так человек способен постигать волю Божью. А что делает буддист? Сидит и постигает границы собственного разума, а еще пытается их расширить. Во время медитации буддист говорит с собственным умом. Христианин же должен испытывать любовь и благодарность к Богу, раскаиваться в проступках и молить о прощении. Традиционно христианские молитвы разделяют на молитвы прошения, благодарения, покаяния, прославления, испрошения воли Божией, исповедания. У баптистов также имеются молитва с постом, молитва духом и некоторые другие. Нередко так их и располагают в сборниках. Чем же одна молитва отличается от другой? Хвалебные молитвы, молитвы прославления - это такие, в которых верующий высказывает почтение к Богу, святым и восхваляет их за то, что они существуют. Хвалебные молитвы идут еще от тех языческих времен, когда люди совсем не полагались на собственную силу и ждали от будущего только бед. Добрым богам они возносили хвалу за то, что те их защищают, а злым - за то, что не делают жизнь еще хуже. И как бы ни отмежевывались священники от язычества, хвалебные молитвы - это самое настоящее наследие далекого прошлого. Благодарственные - тоже разновидность хвалебных. Но в них люди благодарят Бога за конкретные дела, то есть за полученную от него помощь. Покаянные молитвы (а их немало) служат для того, чтобы человек мог признаться в своих ошибках и проступках, попросить о прощении. А вот если человек просит не о прощении, а о помощи, молитвы называются уже просительными. А если он просит не за себя, а за другого человека - ходатайственными. Богов всегда либо хвалили или благодарили за то, что они помогают. Либо умоляли их помочь, а потом снова благодарили. И не имеет значения, кто был адресатом молитвы - Иисус Христос, Ахура-Мазда, Тенгри или же какой-нибудь западнославянский Свентовит. Трудности переводаПравославные молитвы были переведены с греческого на церковнославянский и в таком виде застыли навсегда. Современному человеку стоит огромного труда уяснить смысл старинных слов, не то что заучить эти слова наизусть. Надо ли объяснять, что советы священников прочувствовать молитву сердцем, чтобы чужие слова врезались в память и приобрели личную окраску, при непонимании языка текстов совершенно бессмысленны? Однако большинство людей заучивает молитвы, даже и не пытаясь понять смысл. Если молитва одобрена церковью и вошла в Молитвослов - сборник молитв для постоянного использования верующими, - то ее можно смело использовать. Некоторые современные батюшки, отлично понимая казусы русского православия, советуют прихожанам заучивать самые простые и понятные молитвы. А вместо таких, где язык запинается на каждом слове (что в иудаизме считалось, например, нехорошим знаком и предвещало неудачи в делах), говорить от собственного лица. Благодарить Бога или просить его о чем-то можно и своими словами. Слова некоторых молитв перекочевали в христианство из Ветхого Завета - там они представлены в виде псалмов. И эти псалмы использовались в иудаизме. Только в христианской традиции во время чтения молитв человек осеняет себя крестным знамением. В иудаизме верующий раскачивается взад-вперед. А мусульманин простирается ниц и отбивает поклоны лицом к Каабе. Но произносят они приблизительно одни и те же тексты, только на разных языках. Некогда христианские молитвы были более унифицированы. В западной церкви они звучали на латыни (поэтому простолюдины в церкви слушали, как молится клир, и только в нужное время вставали на колени, крестились и отбивали поклоны). В восточной церкви традиционно молились на греческом. Древней Руси в плане языка богослужения повезло. Богослужебные книги для славян были переведены на церковнославянский. Старославянский и древнерусский были к нему достаточно близки. И всем все было понятно. Выбор аскетовВ ранней христианской церкви личных молитв практически не было. В церковной общине люди собирались и молились сообща. Так они чувствовали свое единение во враждебном мире. Возникало то самое чувство, которое принято называть соборностью. Церковь была для людей домом. Можно сказать, что они не посещали церковь, а пребывали в ней постоянно. Каждый день происходило восемь церковных служб: вечерня (после захода солнца), повечерие (в древности - после ужина, теперь - сразу после вечерни), полунощница (в полночь), утреня (ночью, теперь - после вечерни или полунощницы), первый час (7 часов утра), третий час (9 часов утра), шестый час (12 часов дня ), девятый час (15 часов дня). Самым безопасным временем для службы в первые века христианства была утреня, поэтому она длилась дольше других служб. Во время трех постов (Петрова, Успенского и Рождественского) собирались на молитву еще в так называемые междочасия. То есть в промежутки между 7-9 часами утра, 9-12 часами утра, 12-15 часами дня, 15 часами дня и вечерней. День верующего целиком был занят молитвами. Из молитв практически состояла и литургия, которая предшествовала Евхаристии. В монастырях, кроме общих молитв, монахи читали частные молитвы в своих кельях, в уединении. Частные молитвы произносились либо словесно, либо мысленно. Но существовало обязательное правило - слова должны проходить через сердце. Молитва, которую воспринимает только рассудок - это не молитва. В XIV веке в православии появилось течение, названное исихазмом. Его адепты практиковали так называемую «умную молитву». Это была мысленная молитва, соединенная с крайним аскетизмом - со строгим постом и нередко обетом молчания. Благодаря такой практике дух адепта должен был подниматься к Богу «как по лествице». Главной задачей адепта было достичь состояния высочайшей святости, стать святым не после смерти, а в живом теле и на земле. Миряне, конечно, таких подвигов не совершали. Их церковное поведение во время молитв было расписано церковными иерархами. Немалое значение, например, придавалось положению тела. Если душа во время молитвы трудится, то и тело должно трудиться и помогать душе. Во время службы священник произносил определенные слова, после которых каждый верующий знал, что он должен делать - перекреститься, встать на колени или же простереться ниц. В ранней церкви люди еще периодически воздымали руки к небу (жест этот был взят из рассказа о Моисее). Но со временем этот обычай ушел в прошлое. Простирание рук осталось только у священников. Молитвенные практики у разных христианских ветвей несколько отличаются. Самые простые различия видны сразу: в православной церкви на службе стоят, в католической и протестантской - сидят на скамьях. Существует много других, скрытых различий - в употреблении слов, порядке чтения молитв, выборе самих молитв и так далее. Однако православные, католики и протестанты хоть и молятся на разных языках, но все-таки одинаково начинают день с молитвы и молитвой же его завершают. Михаил РОМАШКО Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|