Олимпиады в честь АфиныГреческим Олимпиадам повезло по самой простой причине: на время этих игр прекращались войны, и благочестивые греки стекались к Олимпу. Панафинеям, то есть праздникам в честь рождения богини Афины, покровительницы Аттики, не повезло - их забыли... Об античных праздниках большинство людей имеет очень смутное представление. За исключением Олимпийских игр. Современные Олимпийские игры родились из-за желания остановить войны в современном мире. А ведь в античной Греции Малые Панафинеи праздновались каждый год, а Великие Панафинеи - раз в четыре года, так же, как и Олимпиады. Заботливая хранительницаПоначалу культ богини Афины был сугубо местным явлением: она считалась хранительницей города Афины. Жители Афин, конечно, славили свою богиню на все лады, но у каждого города был «свой» бог-хранитель или богиня-хранительница. В их честь устраивались местные праздники, которые за пределы местных так и не выходили. Единственным общегреческим праздником были Олимпиады, которые установили Ифит, Клеосфен и Ликург (этолиец, пизанец и спартанец) в VIII веке до нашей эры. Да и то в играх поначалу принимали участие одни дорийцы. Участвовать в Олимпиадах афиняне стали лишь век спустя. Афины были первым недорийским полисом, присоединившимся к Олимпиадам. Но довольно скоро их уже стали чествовать среди победителей. Олимпия, где проводились игры, была известна, как и Дельфы, своим оракулом. Может, потому она и была выбрана как место для соревнований. Олимпийские игры шли во славу Зевса, верховного греческого бога. Афина, рожденная из его головы, пока что всеобщей славы не приобрела. Не было у афинян и знаменитого оракула. Был только городской праздник во славу богини-хранительницы, и был праздник довольно коротким и не самым пышным. Но чем богаче становились Афины, чем большее влияние они оказывали на другие греческие полисы, тем шире распространялся культ городской богини Афины на всю Грецию и за ее пределы - в далекие колонии, которые росли как грибы по берегам Средиземного моря. Олимпийские игры оказали огромное влияние на весь Пелопоннес, подобные состязания появились и в других городах: в Аргосе - Немейские игры, в Коринфе - Истмийские игры, в Дельфах - Пифийские игры. Всеобщего значения они не приобрели, но слава городов возрастала. Афиняне быстро смекнули, как возвеличить свой город и свою богиню - за образец они взяли структуру Олимпийских игр. Праздник для богини стал долгим, пышным, состоящим из множества состязаний - причем не только в силе и ловкости, но и в искусствах. Их афиняне считали не меньшим даром богов, чем воинская доблесть. Так в 566 году до нашей эры местный праздник, посвященный Афине, был превращен в Великие Панафинеи. По одним источникам, учредил его архонт Гиппоклид, по другим - царь Эрихтоний, по третьим - тиран Писистрат. Писистрат не мог похвастаться победами в общегреческих Олимпиадах, но мечтал о славе победителя - он был неплохим всадником и владел искусством управлять колесницей. Вот он и придумал отличный способ удовлетворить жажду победы и одновременно навсегда возвысить Афины. Гордость полисаХранительница города, которой прежде пели гимны, приносили в жертву быков и первые плоды нового урожая, каждый год даруя новый пеплос (тунику), получила великолепный праздник. Ежегодно ей оказывали честь на Малых Панафинеях, но раз в четыре года стали проводиться Великие Панафинеи, которые длились больше недели. Древний храм богини Афины был достроен и расширен, а потом ей возвели новое, замечательно богатое святилище и поставили огромную статую. Для бега с факелами вокруг Академии была возведена стена. На главной площади, где проходили народные собрания, построили алтарь для двенадцати олимпийских богов. Для поощрения победителей придумали награды - панафинейские чернофигурные амфоры с изображением Афины и надписью «приз из Афин». На другой стороне амфоры изображали тот вид состязания, за который вручается победа, а позже - церемонию награждения или богиню победы Нику. Век спустя чернофигурную керамику заменила краснофигурная, но изображение Афины и памятная надпись - остались. Амфоры наполняли первосортным оливковым маслом, которое использовалось атлетами для умащения кожи и очищения ее от грязи. Наряду с амфорами (аналог наших медалей) ввели и денежные призы, а также голову победителей увенчивали лавровым венком, сначала - сплетенным из живого растения, а затем - изготовленным из золота. День рождения Афины приходился на 28 гекатомбеона (греки отсчитывали время по лунному календарю), то есть в пересчете на наш календарь - примерно 13 августа. Год греков начинался с гекатомбеона или с 15 июля. Малые Панафинеи проводились 25-28 гекатомбеона, Великие Панафинеи - 21-29 гекатомбеона. Двадцать восьмой день месяца приходился на новолуние. Месяц назывался иначе месяцем жертвоприношения и был посвящен трехликой богине Луны - Гекате, той, что скрыта в ночи. Именно поэтому праздник Афины начинался с жертвы козлят богине Гекате и бега с факелами вдоль стены Академии на Акрополь. Факельный бег посреди ночи из святилища Гекаты за стенами полиса приходился не на самый день рождения Афины, а проводился в канун начала Великих Панафиней. Факелы несли юноши, в первый раз участвовавшие в Панафинеях. Они добегали до древнего храма Афины и от огня своих факелов зажигали храмовые светильники. Кроме этой юношеской лампадодромии существовала и эстафета с факелами, проводившаяся в самый день рождения Афины. Великие ПанафинеиКак уже сказано, на Великих Панафинеях соревновались не только в силе, ловкости и меткости. Первые несколько дней проводились театрализованные представления и выступали музыканты, от храма к храму перемещались шествия. В отличие от Олимпиад, на Великих Панафинеях состязались между собой музыканты, игравшие на авлосе, флейте, кифаре, а также рапсоды - певцы, исполнявшие под аккомпанемент кифары поэтические тексты. Пишут, что на одной из Панафиней выступал с чтением своей Истории Геродот. Афинские общины (филы) боролись за победу в хоровом пении - как в мужском, так и в женском. Затем наступала пора атлетов. Они делились на три возрастные группы - мальчики с 12 лет, юноши 16-20 лет, взрослые мужчины. Два дня атлеты состязались в кулачном бою, борьбе, беге, прыжках в длину, метании копья или диска и т.п. Утром четвертого дня толпа перемещалась на ипподром. На ипподроме выступали конные всадники, гоплиты. Но самыми зрелищными были состязания на квадригах (колесницах, запряженных четверкой коней). Весь пятый день между собой состязались только полноправные афинские граждане. На шестой день праздника выпадала дата рождения богини. Особо торжественно было обставлено приношение богине Афине новой одежды. Целый год лучшие мастерицы ткали для нее новое платье, а утром после бега с факелами нарядная толпа, выстроившаяся в колонну по занимаемому в обществе положению, начинала идти к храму Афины: желтый (шафрановый) пеплос колыхался над головами, девочки в белом несли подношения богине, а за ними двигались весь афинский народ и гости города. Когда подходили к ступеням храма, пеплос передавали жрице Афины, и она наряжала старую деревянную статую. Юноши участвовали в эстафете с факелами - лампадодромии. От факела победителя зажигался жертвенный огонь в храме Афины. В жертву богине приносили сотню специально отобранных и украшенных цветами молодых бычков. В последний день праздника проходили состязания апобатов - воинов, которые соскакивали с несущихся колесниц, соревновались в беге и снова заскакивали на колесницу. В афинской гавани устраивали гонки кораблей. А весь следующий день вручались призы и чествовали победителей. Николай КОТОМКИН Час расплатыНесмотря на всю славу Великих Панафиней, этот праздник не стал общегреческим. Хотя на него и приезжали гости из других городов, жители колоний и иностранцы, пальму первенства всегда держала Олимпия. А известность Великие Панафинеи получили не только за спортивные и мусические состязания, но еще и потому, что во время праздника двое заговорщиков попробовали убить Гиппия и Гиппарха - афинских тиранов. Ведь дни большого праздника - такое прекрасное время для убийства! Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|