Что такое человек, можно узнать не путем размышлений над самим собой и даже не посредством психологических экспериментов, а только лишь из истории




Художество дьякона Карпа

Религиозная жизнь в России никогда не протекала спокойно. Особенно часто бурные всплески случались на севере страны, где в былые времена жители древнейших русских городов Новгорода, Пскова, Твери даже сами избирали священников и владык и сами их сменяли. Беспокойный дух владел этими людьми, и движение стригольников стало проявлением этой тревожной атмосферы...

B XIII-XIV веках горожане отличались столь вольным духом и свободомыслием в вопросах веры, что долгое время их не могли унять ни наставления патриархов, ни царские репрессии.

Многие тверяки, псковичи и новгородцы, мужчины и женщины, были не просто грамотными, но и весьма начитанными, образованными людьми. Особой эрудицией в хитросплетениях различных религиозных течений и толков отличались, естественно, монахи. Зачастую, не удовлетворяясь рутинностью повседневного культа, они ставили перед собой цель найти свой собственный путь к истинной вере.

Стихийные сектанты

В 1371 году в псковских и новгородских землях открылась первая и значительная ересь на Руси - движение стригольников. Взбаламутившая народ, блещущая кажущейся новизной, проповедь стригольников получила сочувственный отклик у большей части населения.

Первые сектанты (а лучше сказать - несогласные) появились в среде духовенства еще в 20-е годы XIV века. Низшие чины - дьяки и простые монахи - поначалу тихо роптали между собой, возмущаясь тем, как на их глазах, говоря современным языком, происходило коррумпирование высшего клира.

В житии святого митрополита Киевского Петра, составленном сразу после его смерти в 1326 году, упоминается некий еретик, которого митрополит «препре, приехавши на прю и прокля и». Этим еретиком был новгородский протопоп, который, как известно из упомянутого жития, обвинял митрополита пред константинопольским патриархом Афанасием в симонии, то есть покупке духовного сана.

Симония широко практиковалась в Средние века папством и королями в Западной Европе. Название этого грешного дела произошло от имени самарянского волхва Симона, предложившего некогда деньги святым апостолам Петру и Иоанну за «секрет» их чудес. И вот настало время, когда подобные «волхвы» размножились в православных землях. «Поставление на мзде» было одной из главных причин возникновения сектантского движения.

Бунт стригольников прорвал нарыв, беспокоивший множество людей - тех, кто остро чувствовал несправедливость и общественное неравенство. Выступив против мздоимства духовенства, против его многочисленных «поборов с живых и мертвых» и против тех, кто «дурно живет», то есть греховных поступков отдельных лиц, наделенных духовным саном, стригольники утверждали, что ни проповеди, ни священнодействия таких пастырей не являются действительными.

Главари сектантов, выступая на городских площадях, призывали к полному разрыву с церковью. Они отвергли все церковные предания, церковную иерархию, которая как прежде, так и доныне «поставлялась на мзде». В конце концов, они пришли к выводу, что только ранняя апостольская церковь есть истинная христианская, только апостолы и были истинными пастырями и учителями, и только апостольские писания должны служить людям источником духовной истины.

Стригольники призывали оставить православные храмы - на основании слов Священного Писания, что «Всевышний не в рукотворенных храмах живет». Они крестили новообращенных по-своему, все остальные таинства церкви отвергали или понимали их своеобразно. Так, вместо исповеди у священника стригольники учили людей каяться самих, припадая к земле. Наиболее радикальные из них отрицали воскресение мертвых.

У стригольников сложилась чуть ли не «партийная организация», разделенная на ячейки - общины, возглавляемые учителями, причем учителем мог быть самый «простой человек», обладающий необходимыми для этого моральными и интеллектуальными качествами. Все они отличались неподкупностью, и пример Иисуса Христа был для них идеалом.

Пострижение волос

Организатором и «локомотивом» первого на Руси сектантского движения стал некий псковский дьякон Карп. Именно он решился на открытый гласный протест. Ремесло, или, по-церковному, «художество» дьякона Карпа состояло в пострижении новопоставляемых дьяков: им выстригали волосы на темени крестом (что-то наподобие латинской тонзуры). Занимавшиеся этим лица назывались стригольниками. Хотя по столь заметному внешнему признаку сектантов можно было бы легко вычислить и переловить, а ересь существовала достаточно долго и успешно скрывалась. Так что, по другой версии, Карп был вовсе не дьяконом, а собственно стригольником - это слово переводится на современный русский язык то ли как «суконщик», то ли как «парикмахер». Конечно, сами парикмахеры себя так не называли никогда - кличка «стригольники» была прилеплена их оппонентами. Как бы то ни было, по названию этих «художеств» секта и получила наименование, вошедшее в историю.

Как стригольник, Карп мог лучше других знать быт ставленников и слышать их сетования о тяжести ставленнических пошлин и сопряженных с ними злоупотреблениях. Впечатлительный, грамотный и энергичный Карп столь шумно возмущался, что скоро был лишен сана, но не прекратил своих смелых речей, за что был предан проклятию, а это было равносильно отлучению. Тогда-то он задумал образовать подобие церкви в Пскове из своих последователей, мирян и клириков, которым казалось, что за их интересы пострадал Карп.

Принужденный оставить Псков, Карп со своими сторонниками объявился в Новгороде и вновь открыто проповедовал, резко критикуя церковные власти. К ужасу последних, в храмы стало ходить меньше народу, а прихожане, не стесняясь, поносили духовенство. Попытки священников вразумить еретиков пастырским словом успеха не имели.

В 1375 году ситуация настолько накалилась, что новгородский архиепископ Алексей решился на крайние меры. Он демонстративно оставил Новгород и удалился в Деревяницкий монастырь, предоставив жителям выбор: или он, или Карп с мятежниками. Этот поступок популярного в городе владыки отрезвил многих.

Несостоявшаяся Реформация

Вече отправило делегацию с челобитьем к владыке. Алексей уступил просьбам новгородцев и вернулся. Обрадованный возвращением архипастыря народ кинулся расправляться с сектантами. Главных из них - дьяков Карпа и Никиту - и еще нескольких стригольников торжественно утопили в Волхове.

Казалось бы, жестокая расправа должна была прекратить сектантское движение, но оно вскоре приняло такие широкие размеры, что потребовалось содействие московского митрополита и самого константинопольского патриарха. В Новгороде собрался чуть ли не поместный собор, который занялся вопросом о противодействии ереси стригольников.

Деятельность прибывших в Новгород архипастырей сопровождалась успехом. Некоторые сектанты повинились, более упорные бежали в Галицию. Лишь в Пскове секта продолжала держаться, и в начале XV века заявила о себе вновь с прежней силой. Несмотря на все уговоры и увещевания, стригольники не поддавались раскаянию и, как свидетельствует преподобный Иосиф Волоцкий, по указанию совета князей и святителей псковичи наконец схватили всех мятежников и заключили в темницы, где те и закончили свою жизнь.

Однако это вовсе не означало, что в духовной жизни людей наступили мир и покой. Ереси еще не раз и не два будут угрожать основам православной веры.

Новгородско-московское религиозное движение представляло собой начальный, подготовительный этап будущей возможной русской Реформации. Если бы эта Реформация состоялась, то она, вероятно, не только предотвратила бы русский раскол XVII века, но и изменила бы весь ход российской истории.

Ирина СТРЕКАЛОВА





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Мировые религии