«Канон сыновней почтительности»Конфуцианство - сугубо китайское этическое учение, которое наилучшим образом отвечает национальному менталитету. И хотя с года смерти Конфуция прошло около 2,5 тысячи лет, это учение остается актуальным и по сей день. Стержнем этого учения является «доктрина сяо», или, как называл ее сам мудрец, «канон сяо»... О Конфуции можно без преувеличения сказать: этот человек выковал судьбу собственными руками. Хотя он происходил из очень знатного и древнего рода Кун, свою жизнь Конфуций начал в глубочайшей бедности. Бедный наследникОтец Конфуция, Шулян Хэ, был из среды военных. Большого достатка он не имел, к моменту рождения Конфуция ему перевалило за 60 лет - в то время, то есть в 500-е годы до нашей эры, это уже считалось старостью. Старый и небогатый - какое наследство он мог оставить сыну? Шуляну даже не довелось воспитывать мальчика. Он умер, когда тот был совсем еще маленьким. И все заботы о будущем ребенка легли на юную мать - младшую из жен Шуляна. Две другие дамы смотрели на нее косо, придирались ко всему, что она делала, и при жизни хозяина выказывали всяческое неуважение. После его смерти оставаться с ними под одной крышей стало и вовсе невозможным. Янь Чжэнцзай (так звали молодую мать) собрала нехитрый скарб и с ребенком вернулась в город, откуда ее полтора года назад увез Шулян. Семья овдовевшую Янь не приняла: по тогдашним законам она считалась не женой Шуляна, а наложницей, потому что жениться после 60 лет было запрещено. Конфуцию повезло хоть в одном: отец успел до смерти признать сына, но злые языки все равно называли его незаконнорожденным. Детство Конфуция прошло в Цюйфу, и было оно безрадостным. В годы, когда мальчики из богатых семей бездельничают, Конфуций уже трудился. Одновременно он должен был еще и получить достойное образование - бедность не служила оправданием для потомка аристократического рода, чтобы уклониться от учебы. Да и, по правде сказать, Конфуцию нравилось учиться. А еще он был очень хорошим сыном. Так старалась воспитать его мать. Она постоянно напоминала ему об отце, о предках отца, об их военных подвигах, о любви к ним императоров, о том, что он обязан достичь многого и не посрамить имени своего родителя. Тем более, говорила она, именно на него Шулян возлагал большие надежды, ибо другой сын от старшей наложницы рос болезненным и мог вообще не дожить до совершеннолетия. И Конфуций старался надежды оправдать. Он освоил все необходимые для продвижения по карьерной лестнице знания и искусства - счет, письмо, чтение, совершение ритуалов, стрельбу из лука и управление колесницей. К 20 годам он уже имел незначительную должность и женился, у него родились сын и две дочки. К 30 годам он получил должность в главной кумирне царства Лу, потом открыл собственную школу, куда ученики съезжались со всей страны. Круг интересов молодого человека был огромен, он рассуждал о государственных делах, вникал во все, что происходило вокруг, пытался влиять на политику - сначала консультировал властителя царства Ци, потом занимал высокую должность в судебном ведомстве царства Лу. Но дела в государстве шли нелучшим образом, слово императора давно потеряло вес, страна раздробилась на множество отдельных царств, народ голодал, чиновники были алчными и думали лишь о собственном обогащении. Конфуций заглядывал в будущее и видел там полнейший хаос и безысходность. Вот в такой атмосфере он стал разрабатывать свою философскую систему, пережившую тысячелетия. Свой трактат на эту тему Конфуций назвал «Сяо цзинь», или «Канон сыновней почтительности». Души мертвых и слава живыхВ том, что во главу угла своей философской системы Конфуций поставил именно понятие «сяо» («почитание предков»), виноваты не только его бедное детство и упорство его матери. Задолго до Конфуция в Китае сложился культ предков, разработанный буквально до мелочей. В китайцах воспитывалось с самого раннего возраста особое послушание. Родительского слова нельзя было нарушить, и даже взрослые люди соблюдали это правило неукоснительно. Самодисциплина детей по отношению к родителям была такой, как в армии, где любой, даже преступный приказ необходимо исполнять. Иерархическая система в государстве существовала и до Конфуция. Император слушает повеление небес, сановники слушают повеления императора, стоящие ниже рангом - повеления сановников, стоящие еще ниже - повеления тех, кто стоит выше, в самом низу лестницы находится простой народ, взрослые мужчины - их слушают женщины и дети. Но существовала и вторая линия послушания: каждый живой внимает голосам мертвых, и от того, как он заботится о своих мертвецах, зависит, удачно или неудачно сложится его судьба. Покойника следовало похоронить по всем правилам языческого мира. Для погребения выбиралось лучшее место, которое определялось при помощи искусства фэн-шуй. Мастер с помощью специального компаса и составления гексаграмм находил подходящий для захоронения участок земли, а родные должны были обеспечить мертвеца всем, что необходимо на том свете. Родственники изготавливали для умершего гроб из самых ценных пород дерева, одевали мертвеца в лучшие одежды, укрывали дорогим саваном, ставили в могилу специальные дорогостоящие сосуды и прочие земные вещи, которые должны были сопровождать предка в мир мертвых, проводили пышную погребальную церемонию - с поминальной тризной, пением, танцами, состязаниями, играми. После смерти заботы об умершем тоже не прекращались. Существовали ежегодные обряды поминовения: дважды в год родственники поминали покойного в храме предков и предавались размышлениям перед табличкой с его именем. Особое внимание уделялось и состоянию могилы - его старались не просто поддерживать, но и улучшать. Если в жизни что-то не складывалось, считалось, что потомки нарушили покой мертвеца или ухудшили состояние его погребения. Им прежде всего предлагалось проверить, не выросло ли рядом дерево, которое бросает тень на могилу, не подмыла ли вода холм, где лежит предок, не провели ли, случаем, дорогу, испортившую форму погребения... В основном, конечно, детализация исполнения культа предков касалась родовой аристократии и правителей. Это им полагалось иметь храмы предков. Причем даже было расписано, сколько и кому. Царькам предписывалось обладать одним главным храмом для родоначальника и самых древних предков, и шестью - для более близких по времени прадедов и дедов. Родовитым сановникам нужно было иметь пять храмов, а менее родовитым и людям не столь значительного положения - по три. Простой народ в своем почитании предков был гораздо скромнее, ограничиваясь поминовением мертвецов на могилах и последующей трапезой. Ко времени Конфуция исполнение культа стало всего лишь данью традиции. Но Конфуций увидел в этой традиции средство и способ снова объединить страну. Именно на базе почитания родителей и почитания предков и построил он свой трактат «Сяо цзинь». «Сяо цзинь»Конфуций говорил, что благородный муж должен обладать пятью добродетелями - человеколюбием, справедливостью, правдивостью, мудростью и руководствоваться нормами морали. Отсутствие хотя бы одной добродетели не только делает ущербным самого человека, но и нарушает принципы устройства справедливого государства. А Конфуций считал, что государство должно быть справедливым, все чиновники и правители - честными и заботливыми, как отцы по отношению к детям. Главный отец в государстве - император, которого слушаются правители областей, то есть те царьки, которые во времена Конфуция относились к Сыну Неба просто как к раскрашенной кукле. Но эти правители для стоящих ниже рангом - тоже отцы, и именно от них зависит благосостояние тех, кто властью не облечен. Зная, каковы эти «отцы» на деле и как они разрушают, а не строят государство, Конфуций особо обращал внимание на то, что и «дети» должны быть не абсолютно послушными ослами, а видеть последствия действий своих «отцов». Если они видят, что «отцы» совершают ошибки, они должны иметь смелость указать на эти ошибки «отцам», а «отцы» должны их выслушать и либо признать свою неправоту, либо объяснить «детям», в чем те просчитались. Иными словами Конфуций учил, что строгое следование принципам морали ведет к социальной справедливости. Однако за тысячелетия тексты Конфуция были переосмыслены, и социальную справедливость подменила государственная целесообразность. Современное конфуцианство придерживается именно этой парадигмы. Николай КОТОМКИН Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|