Лошади на рельсахЭтот вид общественного транспорта уже давно забыт нынешними жителями мегаполисов. А ведь в свое время с помощью двух лошадиных сил - в прямом смысле этого слова - по улицам российских городов перевозилось ежегодно по несколько миллионов пассажиров. Конка - или, как ее называли, конножелезная дорога, - была неотъемлемой частью повседневной жизни больших городов. Она становилась предметом шуток, темой для карикатур и газетных заметок. Что же это такое - конка? Вместо паровозаИдея поставить вагон на рельсы и запрячь в него лошадей появилась в ходе эксплуатации первой в России железной дороги - Царскосельской. Именно там первые поезда, следующие по маршруту Санкт-Петербург - Царское Село, вместо паровозов тянули лошади. Но затем паровоз показал свое преимущество, и вагоны, двигающиеся по рельсам на конной тяге, стали чисто внутригородским средством передвижения. В 1854 году в окрестностях Санкт-Петербурга, близ Смоленской слободы, инженером Полежаевым была устроена конная дорога из продольных деревянных брусьев, обитых железом. А в 1860 году инженер Домантович построил конно-железную дорогу на улицах Санкт-Петербурга. В 1863 году было принято постановление «Об устройстве в Петербурге публичных экипажей». И 27 августа того же года по Невскому проспекту на Стрелку Васильевского острова побежали первые вагоны конки с пассажирами. По улицам были проложены рельсы - только одна колея. Встречные вагоны конки разъезжались на специальных «разъездах» - местах, где были установлены раз и навсегда переведенные стрелки. Для пассажиров, которые пользовались конно-железной дорогой, действовали специальные правила. Так, входить в вагон конки и выходить из него разрешалось только на местах остановки, или когда он ехал не очень быстро, и обязательно справа по ходу движения. Такие порядки помогали обезопасить горожан от попадания под лошадей встречного направления. Сами вагоны выглядели внушительно. Лестницы вели на второй этаж - «на империал». Там во всю длину устанавливались двойные скамьи, на которых пассажиры сидели спинами друг к другу. По бортикам крыши шли легкие перильца, увешенные щитами с тогдашней, рекламой. Чаще всего рекламировали «несравненный коньяк Шустова» или «лучшие в мире швейные машинки компании "Зингер"». Пассажиров обслуживал кондуктор, который продавал билеты. За пять копеек можно было ехать внутри вагона, за три - на империале. Были еще и так называемые «пересадочные» билеты. Они стоили на копейку дороже, но с таким билетом можно было доехать до пересечения двух линий конки и там пересесть бесплатно в вагон другого маршрута. Опасен на любой скорости!Скорость, с которой конка следовала по дорогам, была чудовищно медленной - что-то около 7-8 км/ч. Даже была детская дразнилка того времени: «Конка, конка, догони цыпленка». Но при этом находились люди, ухитрявшиеся попасть даже под ползущий с черепашьей скоростью вагон конки. В газетах время от времени появлялись заметки: «Еще одна жертва городского транспорта!», «Пора обуздать наших коночных Гекторов!» Двух лошадиных сил не всегда хватало для того, чтобы преодолеть питерские мосты. Запряженные в вагон кони порой не могли осилить подъем. Для таких случаев у каждого моста был оборудован специальный загончик, в котором всегда стояла запряженная в постромки пара лошадей. У моста конка останавливалась, пара лошадей выводилась из загончика, и их припрягали к упряжке конки. Вчетвером лошади брали подъем. Если же и в этом случае им было не вытянуть вагон наверх, кучер просил пассажиров на время выйти наружу. Кучер конки не был обычным извозчиком. Он должен был уметь пользоваться не только вожжами, но и специальным тормозом, чтобы удержать вагон от наползания на лошадей. Тормоз представлял собой довольно сложное устройство: изогнутый штырь с рукоятью, при вращении которого натягивалась цепь, прижимавшая к колесам вагона конки тормозные колодки. На рукоять тормоза был насажен медный колокол, связанный с особым ползунком. При резком движении ползунка вверх-вниз раздавался звон, который предупреждал встречных о приближении конки. Несмотря на все свои несовершенства, конка в Петербурге оставалась крайне популярным видом траснпорта. Она приносила огромную прибыль владельцам, и именно из-за этого появление трамвая в Петербурге задержалось аж на 27 лет. Александр ЕГОРОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|