«Барышня, дайте номер...»После того как в 1876 году американский профессор физиологии Александр Белл подал заявку на патент «Аппарата для передачи речи и других звуков по телеграфу с помощью электрических волн», началась эра телефонизации. И естественно, что основной проблемой стало соединение абонентов в единую сеть. Первым решить проблему телефонизации в США взялся владелец фирмы по производству сигнализаций, некто мистер Холмс. Он по арендованной у телеграфистов линии связи замкнул на пульт в своем офисе телефоны шести банкиров. Теперь, если одному из них необходимо было связаться с партнером, он звонил дежурному, и тот осуществлял соединение. «Пианино» для связиА принцип работы телефонной связи на рубеже XIX-XX веков был следующим. Абонент крутил ручку индуктора в аппарате, которая приводила в действие небольшой генератор, дающий напряжение 60 вольт. Электрический сигнал шел по проводам телефонной линии на коммутатор. При этом на пульте последнего, похожем на большое пианино, открывался бленкер - сигнальный клапан. Абонент произносил в трубку, например, следующее: «Барышня, Невский, 3-20». Это означало, что оператор должен был воткнуть штекер в третье гнездо 20-го ряда на панели, к которой были подключены аппараты в районе Невского проспекта. После этого оператор вставлял опросный штепсель в гнездо вызывающего абонента и, назвав свой личный номер, уточнял номер адресата. Затем второй штекер вставлялся в гнездо вызываемого абонента, после чего специальный ключ переводился в нейтральное положение. Первыми телефонистами стали мужчины, которым, впрочем, скоро пришлось уступить место дамам, так как они допускали неправильные соединения. Известны имена первых «барышень», которые сели за коммутатор 1 сентября 1878 года. Это были Эмма Миллс Натт и ее младшая сестра Стелла. Тогда от кандидаток в телефонистки требовалось происходить из приличной семьи, иметь приятный голос и крепкое здоровье, а также рост, позволяющий дотянуться рукой до верхних гнезд панели. Темнокожие и еврейки претендовать на эту работу не могли. Рунной трудРаботать девушкам приходилось от б до 10 часов за смену, шесть дней в неделю, причем осуществляя до 600 соединений в час. Вот что вспоминала одна из телефонисток тех времен: «У нас у каждой свой номер, мой номер - 407. Номер ставят на твоих карточках, и если будет допущена какая-то ошибка, сразу видно, кто виноват. Ты всего лишь инструмент, твое дело - набирать номер. Ну и сама ты - номер. Сидишь в помещении размером в спортивный зал на жестком стуле с закрепленной на груди железной гарнитурой микрофона и тяжелыми наушниками, а между мной и соседкой 15 сантиметров не будет. Ну и толкаемся все время локтями, особенно если она левша. Вот почему зимой у нас у всех насморк не проходит - из-за тесноты. Стоит одной чихнуть, и завтра все чихают... Руки еще не очень устают, а вот губы! Устаешь говорить, как это ни странно. Ведь говоришь почти без передышки. Есть 6-7 фраз, которыми мы пользуемся: "Добрый день (утро, вечер), чем могу помочь?", "Какой номер вам нужен?", "Повторите, будьте добры", "Вас вызывает такой-то, будете оплачивать?", "Разговор обойдется вам в доллар и двадцать центов". Вот и все, что положено нам говорить. Самое главное - не вступать в разговоры с клиентом. Если он расстроен, можно только сказать: "Мне очень жаль, что у вас неприятности". А больше - ни слова». В России телефонные станции появились одновременно, в 1882 году, в Санкт-Петербурге и Москве, и поначалу «барышни» обслуживали всего 246 абонентов, но уже к началу XX века количество владельцев телефонных аппаратов выросло почти до 3 тысяч. В основном абонентами были дирекции заводов, банков, контор, редакции газет и государственные учреждения. Тогда же был выработан стандарт для телефонисток: рост около 165 сантиметров, размах рук не менее 150 сантиметров, хорошее воспитание, незамужняя. Впрочем, если девушка собиралась выйти замуж, то она могла выбрать в качестве суженого только служащего почтового ведомства. Это требование диктовалось тем, что, несмотря на данную подписку о неразглашении, некоторое содержание даже случайно подслушанных разговоров могло стать достоянием чужих ушей. А вот войну «барышням» объявил в 1889 году владелец похоронного бюро и изобретатель первой АТС Элмон Строуджер, после того как узнал, что супруга его конкурента, работавшая телефонисткой, переправляла в контору мужу перехваченные ею заявки на ритуальные услуги. Шло время, и к 70-м годам прошлого века телефонистки стали востребованы только при соединениях в междугородних переговорах. Леонид ЛУЖКОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|