Ритуальные башни Чанкильо

Автор: Maks Июл 28, 2021

В пустынной части Перу, на территории археологического объекта Чанкильо, расположен загадочный каменный комплекс. И хотя известен он давно, только недавно установлено истинное предназначение этого объекта, возраст которого составляет, как минимум, 2300 лет.

Жители Перу, индейцы кечуа — потомки древних инков, не сомневаются в том, что их далекие предки произошли непосредственно от бога Солнца. Сыном Солнца (на языке кечуа Инти) был первый верховный Инка — Манко Капак. В долине Куско он основал столицу своей будущей империи, Тауантинсуйу. Место было выбрано не случайно: в землю Куско вошел золотой жезл, врученный когда-то самим Инти. По его же завету Манко Капак собрал людей, которые тогда жили в первобытной дикости, и велел им возводить «хижины и дворцы», обрабатывать землю, растить скот и почитать своего благодетеля.

Дети солнца

Столица инков стала главным религиозным центром страны. На площади Радости в Куско находился самый величественный храм Кориканча, посвященный Инти. Стены его сверху донизу покрывали золотые пластины, ибо золото символизировало Солнце.

В империи инков Тауантинсуйу проживало не менее 10 миллионов человек. Треть производимых людьми продуктов изымалась в пользу Инти, то есть шла на содержание его «имущества» на земле, на содержание армии, оказание помощи пострадавшим от стихийных бедствий, на освоение новых территорий и поддержание культовых объектов. Но вот что поразительно: храмы были наглухо закрыты для основной массы верующих. Туда допускались только правители-инки, местная знать и жреческая прослойка во главе с Верховным жрецом (Вильяк Уму). Последний входил в состав многочисленной императорской семьи. Ему подчинялись жрецы-мужчины и жрицы — мамакуны. Особую категорию составляли алькас — «девственницы Солнца», проживавшие в специальных храмах. Их набирали из клана Верховного Инки с девятилетнего возраста. Они становились хранительницами солнечного огня, и, кроме того, в их обязанность входило шитье золотой одежды для Инки и его приближенных и приготовление пищи и напитков для императорской семьи.

Праздничные мумии

Инкский календарный год начинался в декабре с праздника Капак Райми, посвященного императору. Шестой месяц (май) посвящался кукурузе, а в следующем месяце инки с большим размахом чествовали своего самого важного бога — светило Инти. В первый день праздника солнечные лучи собирались вогнутым зеркалом и с его помощью зажигался священный огонь. В сентябре отмечался праздник урожая и тогда чествовали Луну, и главную из многочисленных жен Верховного Инки. Праздник сопровождался шумным весельем.

В ноябре чествовали усопших — в эти дни останки умерших (мумии) извлекали из могил. Их наряжали в лучшие одежды, черепа украшали перьями и вместе с предназначавшимися им едой и напитками выставляли в самых людных местах. Снова звучали песни, повсюду люди водили хороводы. Заметим, что инки, в отличие от ацтеков, не столь ревностно почитали мертвых, так как культ смерти не был основным в их культуре. Они редко приносили в жертву людей. Как правило, богов угощали кукурузой и кокой, морскими свинками и ламами. Однако в дни празднования последнего месяца года, когда надо было сердечно отблагодарить Инти, чтобы заслужить его благосклонность на будущее, инки прибегали к человеческим жертвоприношениям.

Для этой цели ежегодно отбирались 500 непорочных мальчиков и девочек, которые около полугода жили отдельно от родителей под присмотром жриц. Все это время их накачивали кукурузной водкой и кокаином, а в момент кульминации праздника погребали бесчувственных заживо. Инки были уверены, что жертвам обеспечена посмертная жизнь на небесах.

Ритуальный комплекс ЧанкильоПочитание своего прародителя — Солнца — заставляло инков внимательно следить за перемещением светила по небу. Для этой цели они сооружали обсерватории, в которых определенные точки траекторий небесных тел регистрировались с помощью установки на земле колонн. Астрономия была опорой государственной политики и идеологии. И не только потому, что она позволяла предсказывать начало сельскохозяйственных работ. Почитая Солнце, простой народ утверждался в понимании доктрины, гласившей, что их правители — не от мира сего, а от небесного светила; они — посланники его воли, проявляемой на Земле.

Во всяком случае, к такому выводу пришел первый исследователь археологического комплекса Чанкильо Айвен Гецци из Национального института культуры Перу. Он убежден в том, что объект представляет собой древнейшую в Америке астрономическую обсерваторию, или, скорее, огромный каменный инструмент для слежения за перемещениями Солнца. Гецци определил занимаемую памятником площадь (четыре квадратных километра) и установил возраст его основания — IV век до нашей эры. Он полагает, что в пустынной и малопригодной для обитания местности, где находится памятник, люди не жили постоянно, но приходили сюда в определенное время года для ритуальных священнодействий. Предметы, которые удалось найти Гецци, подтверждают церемониальное назначение Чанкильо.

Научный комплекс?

Археолога несколько озадачивает тот факт, что в целом комплекс представляет собой настоящую крепость: центральный храм окружен тройной стеной. И все-таки, по его мнению, укреплением это сооружение быть не могло, слишком много входов оно имеет, да и совершенно лишено водоснабжения и мест для хранения воды, а следовательно, те, кто приходил туда, не оставались надолго. Возможно, стены служили укрытием от песчаных бурь, а пространство между ними временно превращалось в помещения, где готовили еду, спали, держали животных.

Самая примечательная часть комплекса находится снаружи. Это возвышенность в нескольких сотнях метров восточнее храма. На гребне с севера на юг вытянулись в ряд 13 башен. Издалека они похожи на позвоночник гигантского ископаемого, торчащий из песка, протяженностью около 300 метров. Башни неодинаковы по высоте — от двух до семи метров. Горизонт через них видится зубчатым, с узкими равными промежутками от башни к башне. Пятиметровые промежутки между ними соблюдены точно. Каждая башня имеет пару лестниц, ведущих наверх. Они явно возведены для того, чтобы следить за солнечным диском. На расстоянии 230 метров, как на восток, так и на запад, находятся две точки наблюдения, с которых позиции восхода и захода солнца видны отстоящими друг от друга по горизонту на 300 метров.

Стоя на западной точке наблюдения, вы сможете видеть, как солнце восходит по утрам, но где именно оно окажется относительно башен, будет зависеть от времени года. Так, во время летнего солнцестояния, которое в Перу приходится на декабрь, вы увидите солнце справа от себя у самой правой башни, во время зимнего солнцестояния в июне солнце взойдет слева у самой левой башни, а между этими двумя событиями светило будет подниматься и опускаться на горизонте где-то перед вами. Работают и тени, отбрасываемые башнями. Первую часть года они указывают на север, тогда как вторую — в противоположную сторону — на юг.

Неподалеку расположена группа зданий, от них длинный 40-метровый каменный проход ведет прямо к западной точке наблюдения, причем никаких ответвлений или выходов из него не предусмотрено. Поскольку на точках наблюдения (западной и восточной) могут разместиться не более двух-трех человек, то, по мнению Гецци, это указывает на наличие специальных людей — жрецов, допущенных к наблюдениям за солнцем. Тогда как на площадке рядом с башней могла находиться ликующая толпа, которой тоже был виден восход солнца, но не с этой особой позиции.

На ритуальное назначение объекта указывают и многие другие его особенности. Башни Чанкильо — это солнечный календарь, по которому отмечались особые дни года. Попытки современных астрономов увязать постройки с Луной и, следовательно, с лунным месяцем, к успеху не привели, а это означает, что в Чанкильо найдена настоящая солнечная обсерватория, служившая также календарем, по которому земледельцы справлялись о посадках сезонных культур.

Ада МИХАЙЛОВА

Загадки истории » Невероятные артефакты » Ритуальные башни Чанкильо

, , , , ,   Рубрика: Невероятные артефакты 128 раз просмотрели

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒



Best-Hoster.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:34. Время генерации:0,181 сек. Потребление памяти:9.06 mb