Роковой круиз «Суворова»

Автор: Maks Фев 7, 2019

Более 35 лет назад, 5 июня 1983 года, недалеко от Ульяновска пассажирский круизный теплоход «Александр Суворов» на полном ходу врезался в железнодорожный мост через Волгу. В страшной катастрофе погибли 176 человек.

До сих пор непонятно, почему «Суворов» не снизил скорость, приближаясь к мосту, почему пошел не в свой пролет. Береговая диспетчерская служба пыталась связаться с теплоходом по радио и предупредить, но ответом было молчание. Не отреагировали на судне и на сигнальные ракеты.

На теплоходе музыка играла…

Четырехпалубный теплоход «Александр Суворов» отправился в круиз 1 июня 1983 года из Горького (сейчас это Нижний Новгород). На судне находились 439 человек, из которых 343 — туристы. Большинство из них были шахтерами из Донбасса.

Через сутки после начала плавания теплоход сделал остановку в порту Чебоксар, и люди отправились на экскурсии и речные прогулки. В следующие два дня у «Суворова» были запланированы пляжная стоянка и рыбный день. Вечером 5 июня 1983 года теплоход приближался к Ульяновску.

Во время ужина по радио поздравили с днем рождения шеф-повара ресторана. К этому поздравлению присоединились и благодарные отдыхающие — на теплоходе очень вкусно кормили. Потом большинство пассажиров переместились на верхнюю палубу, где можно было потанцевать, а в кинозале посмотреть отечественный детектив «Возвращение «Святого Луки»».

В 20:00 на вахту заступил старший помощник капитана, штурман Евгений Митенков. Теплоход приближался к мосту через Волгу почти с максимальной скоростью 25 километров в час. Митенков перед самым мостом запросил у диспетчера габарит пролета, на что получил ответ: «13,8». Штурман визуально понял, что габарит меньше и что теплоход идет не в судоходный пролет. Однако теплоход почему-то продолжил движение.

То, что судно идет не в свой пролет, заметил охранник на мосту и попытался привлечь внимание вахтенных звуками выстрелов, но безрезультатно. На полной скорости теплоход влетел под мост, и у него, как ножом, срезало верхнюю палубу, на которой веселились отдыхающие.

За несколько минут до трагедии на мост со скоростью 70 километров в час заехал товарный поезд из 53 вагонов. От удара железнодорожное полотно сместилось, и 11 вагонов сошли с рельсов. Их груз — зерно, уголь и бревна — посыпался на раненых пассажиров. Одна из цистерн с бензином сорвалась с рельсов и лишь чудом застряла в перекрытиях моста. Если бы горючее пролилось на теплоход, то он бы мгновенно превратился в факел и выгорел бы за 15-20 минут. Тогда бы не спасся вообще никто.

Ульяновская мясорубка

Теплоход после «Александр Суворов» аварииТеплоход остановился не сразу, по инерции проплыв еще около 300 метров. Те, кто находился в нижних каютах, вышли посмотреть, что случилось, и замерли от ужаса — всюду в лужах крови корчились люди. Большинство погибших были женщины: их мужья зачастую предпочитали остаться в каюте и «сообразить на троих» или просто отдохнуть после ужина.

Один из пассажиров, Владимир Петрович, вместе с женой направился в каюту. Однако около половины одиннадцатого вечера она предложила подняться на верхнюю палубу, чтобы посмотреть на освещенный город, но муж отказался. Тогда она ушла одна.

Когда Владимир Петрович почувствовал толчок, похожий на удар от столкновения теплохода с каким-то препятствием, он выскочил из каюты и бросился по трапам наверх. Свою жену он увидел неподалеку от того места, где предположительно находился вход в кинозал. Она лежала с пробитой головой. Красивая белокурая девушка, не сознавая, что у нее оторвало ступни, пыталась бежать, оставляя кровавые следы, но тут же падала. Она успела прошептать в шоке: «Скажите маме, что я жива…»

Ульяновск содрогнулся от ужаса. Были мобилизованы рабочие, курсанты, студенты, они помогали в больницах, в моргах, сколачивали гробы. Хирурги работали, как в полевом госпитале, обрабатывая страшные, присыпанные зерном и угольной пылью раны.

Следователь управления КГБ по Ульяновской области Демидов рассказывал: «Мясорубка, конечно, была страшная. Людей просто перемалывало, отрывались руки, ноги, головы… Когда я появился на судне, палубу уже вымыли, но в воздухе ощущался сильный запах разлагающегося мяса. Трупы вылавливали потом в течение месяца даже под Куйбышевом. Поднятые останки складывали в рефрижераторы, стоявшие на станции Ульяновск-1. Там родственники погибших находили своих…»

Кто виноват в трагедии?

На место катастрофы срочно прибыли следователи, психологи, водолазы. Нужно было отыскать на дне ходовую рубку с телами вахтенного штурмана и рулевого и попытаться получить ответ на вопрос: почему «Суворов» двинулся в заведомо непроходимый пролет?

Пригнали плавучий кран, подключили водолазов, но задача оказалась непростой: глубина в районе моста составляла 23 метра, плюс еще 6-8 метров ила. Палубу удалось поднять только через несколько дней.

Эксперты, проанализировав ситуацию, пришли к мнению, что к катастрофе привело несколько факторов: халатность первого штурмана и рулевого, отсутствие сигнальных огней на мосту в темное время суток.

Кроме того, на шестом пролете, через который такое судно пройти не могло, стояла будка путевого обходчика. Своими очертаниями она напоминала сигнальный щит, обозначавший судовой пролет. Такой сигнал есть в виде ромба для судов, идущих вниз по Волге, и прямоугольника для судов, по ней поднимающихся. Светлая будка могла восприниматься как прямоугольник.

Следствие разыскало свидетелей, которые заходили в рубку и видели якобы замечтавшегося рулевого и углубившегося в чтение детектива штурмана. Уже 18-й раз Митенков шел под этим мостом и, возможно, чувствовал себя слишком уверенно. Уж не выпили ли оба на дне рождения поварихи? Тела первого штурмана Евгения Митенкова и рулевого Андрея Уварова подняли со дна Волги, исследовали, но алкоголя в их крови не обнаружили.

Следствие обвинило капитана Клейменова в том, что он не смог обеспечить дисциплину на судне, самоустранился от спасения пострадавших. Между тем капитан Клейменов отдыхал в каюте, перед тем как заступить на смену, и его выбросило за борт в одном белье. Когда очнулся, увидел обломки палубы и поплыл к ней, чтобы расчехлить спасательную шлюпку. На ней вытащил из реки трех женщин. Тем не менее капитана «Александра Суворова» приговорили к 10 годам лишения свободы.

Дочь Клейменова Лариса Владимировна вспоминала: «У отца был хороший друг, капитан Лев Скуратов. Когда отца посадили, он пытался понять, что произошло с «Суворовым». У него возникла мысль, что штурмана и рулевого могли оглушить, ничем иным он это для себя объяснить не мог. Даже если бы парни не туда зарулили, то не могли же они не увидеть надвигающуюся преграду! Конечно, переменить курс теплохода было уже поздно, но выбежать из рубки, поднять панику, срочно эвакуировать людей времени бы хватило».

Капитан «Суворова» пробыл в заключении около шести лет, после чего был освобожден по состоянию здоровья. Он умер в 1990 году от инфаркта.

А «Суворов» после ремонта продолжил обслуживать туристические маршруты. В первом же рейсе пассажирка упала с трапа, получив тяжелые переломы. Спустя некоторое время в своей каюте умерла 55-летняя, ранее ничем не болевшая женщина. 30 мая 2008 года, когда «Суворов» направлялся в Тверь, бортом внезапно зацепил стенку шлюза, что вывело из строя рулевое управление. Слава богу, никто из 300 пассажиров не пострадал. Случайны ли эти происшествия? Или теплоход, как магнит, притягивал к себе напасти?

Ирина СМИРНОВА

 



,   Рубрика: Катастрофы и катаклизмы

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,191 сек. Потребление памяти:8.41 mb