Роксоланы — боевые кочевники

Автор: Maks Мар 22, 2023

Со II века до нашей эры и до IV века в Северном Причерноморье властвовали воинственные кочевники — роксоланы. Их звездный час был недолог, и потом они пропали со страниц мировой истории после очередного великого переселения кочевых племен. Однако пропали ли? Некоторые ученые полагают, что именно они стали предтечами россов — предков славян!

Современные ученые сходятся во мнении, что роксоланы пришли в причерноморские степи с территории нынешнего Ирана и входили в группу сармато-аланских племен. Само их название восходит к древнеиранскому rauxsna, что означает «светлый», и alan — так что современники фактически называли их «светлыми аланами».

Союзники скифов

При этом их современники все-таки четко отличали разные сарматские племена между собой. Так античный историк Страбон в своей знаменитой «Географии» описывает северо-восточную часть ойкумены так: «Все пространство… между Борисфеном (Днепром — примечание автора) и Петром (Дунаем — примечание автора) занимают, во-первых, пустыня гетов, затем тирегеты, за ним иязиги-сарматы, так называемые царские, иурги… а самые северные, занимающие равнину между Танаисом (Доном — примечание автора) и Борисфеном, называются роксоланами».

Роксоланы были кочевниками. Страбон так описывает их быт: «…их войлочные палатки прикрепляются к кибиткам, в которых они живут. Вокруг палаток пасется скот, молоком, сыром и мясом которого они питаются. Они следуют за пастбищами, всегда по очереди выбирая богатые травой места, зимой на болотах около Меотиды (Азовское море — примечание автора), а летом на равнинах». Как далеко роксоланы уходили на север, Страбон не знал, но уверял, что никому неизвестно, кто живет севернее них.

Впервые роксоланы громко заявили о себе, выступив в качестве союзников царя скифов Палака в его войне с Митридатом VI Евпатором. Это был самый известный правитель Понтийского царства (эллинистическое государство в Малой Азии), который удостоился официального титула Великий, а также неофициально именовался «царем Азии».

Митридат активно расширял свои владения вокруг Черного моря, и в числе его союзников-вассалов был крымский город Херсонес Таврический. Этот античный полис подвергался постоянным набегам воинственных скифов, а потому его правители воззвали к Митридату о помощи. Тот отправил в Крым своего полководца Диофанта с шестью тысячами воинов. А скифы заручились поддержкой роксоланов.

Страбон описывает этот конфликт так: «Они (роксоланы) пришли на помощь Палаку, сыну Скилура, и считались воинственными. Однако любая варварская народность и толпа легковооруженных людей бессильны перед правильно построенной и хорошо вооруженной фалангой. Во всяком случае, роксоланы числом около 50 тысяч человек не могли устоять против шести тысяч человек, выставленных Диофантом, полководцем Митридата, и были большей частью уничтожены».

Возможно, античный историк несколько преувеличил масштаб понесенного роксоланами поражения, однако факт их неудачи документально зафиксирован. Кстати, после этой победы Диофант подчинил племена тавров, а на их владениях заложил крепость Евпаторий. Это произошло в 112-111 годах до нашей эры.

Победа Траяна

РоксоланыС наступлением новой эры Понтийское царство было поглощено Римской империей, а роксоланы под давлением все новых и новых переселенцев с востока перекочевали ближе к низовью Дуная. Так что теперь от набегов роксоланов страдали уже римляне. Так, по утверждению Тацита, зимой 67-68 годов они уничтожили две когорты римских войск. А на следующий год девять тысяч роксоланских всадников вторглись в Мёзию (территория между низовьями Дуная и Балканскими горами). Правда, воинская удача отвернулась от роксоланов — римляне наголову разбили их войско.

И все же, несмотря на всю мощь Римской империи, держать в этих отдаленных краях многочисленные легионы для отражения стремительных набегов воинственных кочевников было слишком дорого и неэффективно. И римский император Траян предпочел договориться с роксоланами и стал платить им субсидию, чтобы они не совершали набегов на окраины своей империи (позже похожим образом будут поступать византийские базилевсы в отношении славян и кочевников).

Кстати, начались эти выплаты во время Дакийских войн. В начале римского вторжения роксоланы выступили союзниками дакийского царя Децебала и вместе с ним потерпели поражение — в 102 году Траян принудил правителя к невыгодному миру. А вот на заключительном этапе Дакийских войн (105-106 годы) роксоланы остались нейтральными, во многом благодаря чему римляне завоевали большую часть Дакии, а Децебал покончил жизнь самоубийством.

Стоит ли говорить, что получать субсидии роксоланам необычайно понравилось. А потому, когда после смерти Траяна новый император Адриан попытался прекратить платежи, роксоланы вновь напали на Мёзию. Согласно «Истории Августов»: «Услышав о беспорядках, произведенных сарматами и роксоланами, [Адриан] устремился в Мёзию, выслав вперед войска. Марция Турбона, удостоенного после его мавританской кампании инсигний префекта, он временно поставил во главе Паннонии и Дакии. С царем роксоланов, который жаловался на уменьшение субсидий, он, разобрав дело, заключил мир».

В составе империи

Впрочем, как именно был «заключен мир», точно неизвестно. Есть две версии. Первая — выплаты продолжились. А вот вторая более интересная. Дело в том, что в качестве царя роксоланов в этот период времени обычно называют Распарагана. А про него и его детей есть сведения, что они попали в Рим в качестве заложников, дабы обеспечить мир на Дунае и в Дакии! Все же едва ли заложником стал сам Распараган — роксоланы в таком случае просто обзавелись бы новым царем, а вот то, что он отправил кого-то из детей в Рим в качестве заложников, — вполне вероятно.

А другие источники свидетельствуют о том, что Распараган принял римское гражданство и поселился с семьей на римской территории (хотя, возможно, это произошло намного позднее). В городе Пола (территория современной Хорватии) была найдена его предполагаемая могила, где он упоминается как Публий Элий Распараган, а на надгробии есть две надписи: на одной он записан как царь роксоланов, а на другой — сарматов. Так что, скорее всего, в его царствование роксоланы переходят в число союзных Риму народов.

Известно, что в 260 году роксоланы самым активным образом вмешались в борьбу двух императоров — законного Галлиена и узурпатора Регалиана. Как сообщает «История Августов», Регалиан «был убит по подстрекательству роксоланов, с согласия воинов, под влиянием страха, охватившего провинциалов, как бы Галлиен не применил снова еще более жестоких мер».

Совпадение или нет, но вскоре после этих событий римские правители стали формировать из роксоланов регулярные воинские части. Кстати, историки подмечают, что вскоре в римской армии стало больше всадников-копьеносцев, которые держат оружие и ведут бой в манере сарматов или роксоланов. Тацит крайне любопытным образом описывает их манеру боя: «Панцири у них носят все вожди и знать и делают их из пригнанных одна к другой железных пластин или из самой твердой кожи; они действительно непроницаемы для стрел и камней, но если человека в таком панцире удается свалить на землю, то подняться сам он уже не может». Получается, роксоланская знать воевала в те годы, как средневековые европейские рыцари?!

Считается, что в IV веке роксоланы сошли с исторической сцены под натиском победоносных гуннов, которые прорвались в Причерноморье в начале 370-х годов. В итоге, часть роксоланов погибла в боях, а часть нашла убежище на территории Римской империи.

Впрочем, они не исчезли бесследно — память о народе сохранилась во многих топонимах (напомним, что их название происходит от слов rauxsna и alan). Так, даже во времена позднего Средневековья часть земель возле Дуная называлась Ракушская земля. Да и потом в ряде славянских языков, например, чешском (Rakousko) и словацком (Rakusko), так называли Австрию! Да и хорватский Дубровник долгое время назывался Рагузой.

А Михаил Васильевич Ломоносов считал, что «роксоланский след» есть и в истории русского народа. Он уверял, что часть роксоланов ушла на север, где их стали звать россоланами, а потом просто россами. В этом его поддерживал и известный историк Дмитрий Иванович Иловайский. Он также настаивал, что «Рось, или Русь, и Роксаланы — это одно и то же название, один и тот же народ».

Мария ЛАПШИНА

  Рубрика: Исчезнувшие цивилизации 402 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,304 сек. Потребление памяти:9.66 mb