Рукотворное море ГУЛАГа

Автор: Maks Фев 7, 2019

Идеи по поводу перекрытия главной российской реки дамбами возникали не единожды еще в Российской империи. В качестве места, подходящего для перекрытия Волги, не в последнюю очередь рассматривался район Рыбинска, ведь именно здесь проходил водораздел, тут великая река взбиралась на максимальную высоту (порядка 100 метров над уровнем моря) и далее спокойно катила свои воды на юг — к Каспийскому морю.

От Рыбинска же начинался задуманный еще Петром Великим и построенный в XIX веке Мариинский водный путь, соединивший Волгу с Балтийским морем. Но реальную историю Рыбинского гидроузла стали «писать» только в годы советской власти. В 1923 году в соответствии с принятым тремя годами ранее планом ГОЭЛРО зарождается грандиозный по своему масштабу проект — «Большая Волга».

Великая сталинская стройка

По замыслу правительства, его реализация должна был решить извечную проблему волжского судоходства, превратив великую русскую реку в крупнейшую транспортную артерию страны. Одновременно предполагалось радикально улучшить электроснабжение прилегающих регионов, построив на Волге восемь крупных гидроузлов, известных как Волжский каскад. Первым в этом ряду стал Рыбинский гидроузел.

Как и у любой ГЭС, выше плотины Рыбинского гидроузла образовалось водохранилище, собравшее воду трех рек — перегороженных плотинами Волги и Шексны, а также волжского притока Мологи. Семнадцать тысяч лет тому назад на месте будущего водохранилища плескались воды огромного ледникового озера. Постепенно оно обмелело и высохло, а на его месте возникла обширная Молого-Шекснинская низменность. Теперь это было на руку строителям водохранилища, которое должно было стать (и на какое-то время стало) самым большим в мире искусственным озером.

Решение о строительстве Рыбинского узла было принято в сентябре 1935 года. По уже установившейся в ходе «великих сталинских строек» традиции все начиналось с создания в системе ГУЛАГа регионального лагеря. Так родился ставший печально известным Волголаг. В 1936 году в лагере находилось без малого 20 000 заключенных, треть которых составляли политзеки. В сентябре того же года с появлением нового главы НКВД Ежова лагерь стал активно пополняться новыми каналармейцами (термин, пришедший с Беломорканала), численность которых достигла 85 500 человек. Когда все основные работы по сооружению гидроузла были завершены, Волголаг преобразовали в Рыбинский исправительно-трудовой лагерь на 22 000 заключенных.

Заполнение водохранилища началось весной 1941 года. К осени заработал первый агрегат Рыбинской ГЭС. От нее форсированными методами была протянута высоковольтная линия до Углича и далее до Москвы. И сделано это было весьма своевременно: с началом войны Москва на первых порах получала энергию только от Рыбинской и совсем маломощной Угличской ГЭС, в то время как большинство ТЭЦ простаивало из-за нехватки топлива. Учитывая гигантские объемы водохранилища, его заполнение продлилось шесть лет и завершилось только к осени 1947 года.

Водный путь для подлодок

Строительство Рыбинской ГЭССегодня расположенный на территории Ярославской, в меньшей части — Тверской и Вологодской областей водоем имеет площадь 4580 квадратных километров и заполнен 25 кубическими километрами воды. Гидроузел включает в себя сооруженную на старом русле Шексны Рыбинскую ГЭС мощностью 356 мегаватт, земляные русловые плотины и сопрягающие их дамбы, главную бетонную водосливную плотину и шлюз, сооруженный в русле Волги.

В зону затопления попадали 663 деревни. С географической карты исчезал российский город с 1000-летней историей — Молога. Под воду уходили пять монастырей, десятки храмов, дворянские усадьбы Волконских и Верещагиных, бесчисленные могилы предков. Переносить могилы из зоны затопления власти категорически запретили. Такой была участь и места последнего упокоения похороненного в своем имении вблизи Мологи Мусина-Пушкина, открывшего истории памятник литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве».

Частично затопленными оказались города Калязин, Углич, Мышкин. Переселению подлежало 130 000 человек. На затопленных площадях осталось 408 колхозов, 46 больниц, 224 школы, 258 предприятий промышленности. Потребовалось вырубить лес на площади 3645 квадратных километров, реконструировать или построить 150 километров железнодорожных путей и пять мостов, а также автогужевые дороги. При этом из хозяйственного использования в регионе изымалось 14% пашни, 17% лугов и 7% пастбищ.

Однако были доводы и в пользу грандиозных масштабов рукотворного озера: во-первых, запасы воды давали перспективу для увеличения мощности ГЭС, во-вторых, полноводный водоем становился исходным пунктом для нового водного пути с юга на Балтику и в северные моря. Мариинская система уже не отвечала запросам судоходства. Ее каналы и шлюзы ветшали, а речные суда, наоборот, росли в размерах. Наметилось появление судов класса «река — море». А решение о начале строительства в Горьком (ныне — Нижний Новгород) подводных лодок стало приговором для Мариинской системы.

24 сентября 1940 года вышло постановление о строительстве Волго-Балта. Когда в начале 1960-х «Красное Сормово» перешло на строительство атомных субмарин, существенно превосходящих габаритами ранее строящиеся здесь лодки, без Волго-Балта было уже не обойтись. Новый водный путь строился ударными темпами и был торжественно открыт 5 июня 1964 года. Кстати, одновременно со строительством Волго-Балта и с той же целью была проведена радикальная реконструкция нескольких невских мостов в Ленинграде в связи с развертыванием здесь строительства АПЛ.

Лес рубят — щепки летят

Цена достижений оказалась чрезвычайно высока. Кроме материальных потерь, было немало и человеческих. Как тогда говорили: «Лес рубят — щепки летят». «Щепками» были люди. Погибли тысячи каналармейцев, тяжелая доля выпала колхозникам и горожанам, навсегда изгоняемым с родных мест. Люди сопротивлялись переселению, как могли. Некоторые приковывали себя цепями к своим домам и гибли при затоплении.

В архиве сохранилась докладная начальника мологского лагпункта, сообщающая о 294 подобных случаях, квалифицированных как самоубийства. К другим упрямым переселенцам (по его же словам) «была применена сила». Сколько лесных животных погибло при затоплении, никто не считал.

Переселенцы потом вспоминали, как на образовавшихся посреди воды островках сидели напуганные зайцы. Жалостливые местные «деды Мазаи» пытались их спасать — перевозили на плотах, валили деревья, по которым зверушки могли бы перебраться на сушу.

Рыбинская плотина стала первым сооружением из тех, что превратили Волгу в цепь слабопроточных водохранилищ. Если ранее вода от Рыбинска до Волгограда добегала за 50 суток, то теперь на это ей требуется 1,5 года. Зимой водохранилище полностью замерзает, лед достигает метровой толщины. Подобная исполинская льдина объемом 4,5 тысячи кубических километров не могла не повлиять на местный климат. Теперь весна здесь запаздывает на 2-3 недели, а иногда и на месяц. Лето стало более влажным и прохладным, перестали вызревать пшеница и лен. И это тоже цена великой стройки.

Анатолий БУРЦЕВ

Прощание с Мологой

В 1992 году из-за засухи уровень водохранилища понизился на 1,5-2 метра, и потомки изгнанников из Мологи смогли совершить поездку в южную часть водохранилища — туда, где был затоплен тысячелетний город. Перед их глазами предстали остатки построек, контуры фундаментов, кованые решетки и могильные плиты кладбищ. По словам очевидцев, зрелище было апокалиптическим.



, ,   Рубрика: Назад в СССР




Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:59. Время генерации:0,186 сек. Потребление памяти:8.41 mb