Русские летающие тарелки

Автор: Maks Окт 9, 2019

Летательный аппарат инженера Льва Щукина ЭКИП, который иногда еще называют русской летающей тарелкой, мог бы унести нашу страну в такие дали технических и экономических возможностей, что просто дух захватывает. Но у выдающегося творения гениального изобретателя на пути к небу было слишком много препятствий…

Советские ученые, как известно, были максималистами. При этом могли работать над проектами, которые, на первый взгляд, не имеют никакого сходства. Ракета, вездеход, «тарелка» — над созданием таких машин в разное время трудился советский и российский авиаконструктор Лев Николаевич Щукин.

В тени Королёва

Он родился в 1932 году Москве, вырос в Подмосковье, куда переехала семья, там отучился и после школы точно знал, кем будет по профессии. Поступая в Московский авиационный институт на факультет «Двигатели летательных аппаратов», юный Лев Щукин сдал 12 экзаменов экстерном и был принят сразу на третий курс! По окончании этого вуза он окончил еще и механико-математический факультет Московского государственного университета. Стоит ли удивляться, что перспективного молодого ученого пригласили на работу в ЦКБ ЭМ космической отрасли?

Здесь Щукин принимал участие в разработке сверхтяжелой ракеты, которая предназначалась для запуска на Луну. Однако после смерти руководителя проекта Сергея Королева в связи со сменой руководства начались конфликты в коллективе. Щукин покинул космическую отрасль и перевелся во ВНИИПИ «Транспрогресс». Здесь он кардинально поменял направление работы и вместо ракетных технологий занялся разработкой летательного аппарата на воздушной подушке. По сути это был вездеход, предназначенный для перевозок груза в районах Крайнего Севера.

Однако симбиоз прежних знаний и вновь приобретенного опыта неожиданно привел авиаконструктора к разработке в начале 80-х годов прошлого века принципиально нового летательного аппарата, который он назвал ЭКИП (аббревиатура, означающая «экология и прогресс»).

Детище Щукина выглядело весьма футуристично, не зря же его прозвали летающей тарелкой. Впрочем, инопланетянскую посудину аппарат напоминал весьма отдаленно. Да, он имел дисковидный образ, но при этом у него были и небольшие крылья, конструктивно соединенные с фюзеляжем.

Таким образом, была решена проблема обтекаемости летательного аппарата воздушными потоками. А еще гениальный конструктор разработал устройство нейтрализации поперечных вихрей: их просто всасывало внутрь крыла специальными вентиляторами, что снижало негативный эффект. Благодаря этим новациям, его изобретение получило возможность плавно взлетать и совершать посадки. Конструктивно ЭКИП относился к аппаратам схемы «летающее крыло», со всеми их преимуществами. То есть он мог летать в небе как самолет и парить почти над землей, как экраноплан.

А еще у него было одно очень ценное качество — «безаэродромность». Шасси на ЭКИП не предусматривалось вообще — его роль выполняла воздушная подушка, позволявшая взлетать и садиться с любой горизонтальной поверхности, не превышающей в длину 600 метров. Таким образом, аппарат мог обойтись без многих элементов дорогостоящей аэродромной инфраструктуры.

Кому он нужен?

Летательный дисковидныф аппарат ЭКИПУ разработки Щукина было несколько модификаций, включая беспилотные. Пилотируемые пассажирские образцы весом от 12 до 360 тонн предназначались для перевозки от 2 человек до 1200 человек. Транспортные варианты поднимали и перевозили от 4 до 120 тонн. Скорость достигала 700 километров в час, дальность — до 6000, высота полета ~ от 3 метров в режиме экраноплана до 11 километров в режиме самолета.

Немаловажный момент — двигатели ЭКИП могли работать не только на керосине, либо специальной экономичной водо-бензиновой смеси, но и на экологичном водороде. Так что «экология» в его названии не было просто словом.

Оригинальное устройство позволяло размещать в аппарате баки с горючим различной емкости в зависимости от необходимой дальности полета. Кроме того, наличие нескольких двигателей различных типов исключало возможность выхода из строя всех одновременно, а совершить экстренную посадку можно было бы даже на одном работающем моторе. Конструктор досконально проработал вопросы безопасной эксплуатации своего детища.

У аппарата Щукина могло быть множество модификаций, пригодных как для военного, так и для гражданского использования.

Самые маленькие могли использоваться… как личный транспорт! При массовом производстве их стоимость была бы сопоставима с ценой престижной иномарки.

А вот крупные аппараты составили бы серьезную конкуренцию обычным самолетам, как у военных, так и у гражданских эксплуатантов. Так, министерство обороны могли бы заинтересовать варианты ЭКИП в противолодочном, патрульном и десантном вариантах. Рассматривался и боевой вариант летающей тарелки Щукина. Думается, и МЧС не отказалось бы от подобных аппаратов, которые совмещают в себе лучшие качества самолетов и вертолетов и были бы незаменимы при тушении пожаров, а также при доставке спасателей в места природных и техногенных катастроф. На базе ЭКИП можно было бы развернуть очень эффективный и востребованный аэромобильный госпиталь.

Более того, изобретения Щукина могли бы потеснить и такой выгодный вид транспорта, как водный, при применении его аппаратов в режиме экранопланов. Пусть они бы уступали большим кораблям в грузоподъемности, но многократно превосходили бы их в скорости.

А в целом неприхотливость ЭКИП к местам базирования делала их весьма удобными в эксплуатации и значительно расширяла список потенциальных потребителей.

Хау-ноу?..

К большому сожалению, великому изобретению талантливого авиаконструктора не суждено было увидеть небо. Точнее, на крыло удалось поставить лишь 120-килограмовый макет ЭКИП в 1994 году. Его полет прошел успешно. Но на воплощенную в металл технику будущего необходимого количества денег тогда не нашлось.

Правда, полтора миллиарда рублей было выделено по решению правительства России в 1993 году, но пока эти средства дошли до разработчиков, они обесценились в несколько раз. Проявляли интерес к изобретению президент России Борис Ельцин, мэр Москвы Юрий Лужков, но серьезной финансовой поддержки для серийного производства своего аппарата Лев Щукин так и не дождался. Некоторые работы изобретатель проводил, тратя собственные средства. В 2001 году он скончался от сердечного приступа…

Его коллеги продолжили работу, стараясь все же вдохнуть жизнь в щукинский проект, привлекая иностранных инвесторов. Определенный интерес проявили США, и была даже проведена договорная работа. Однако американцам было интересно наладить выпуск ЭКИП у себя, а российская сторона настаивала на финансировании параллельного производства аппаратов и у нас в стране. Заокеанских инвесторов такой вариант не устроил, и контракт не состоялся.

В настоящее время работы по созданию ЭКИП остановлены и дальнейшая его судьба под вопросом. Революционная для 90-х годов XX века конструкция за прошедшие десятилетия перестала вызывать прежний живой интерес у заинтересованных сторон.

Более того, в воплощении этого проекта мало заинтересованы авиастроительные концерны, да и авиакомпании с их огромной инфраструктурой. Зачем им такой серьезный конкурент?

Олег ТАРАСОВ

Успех нацистов

Аппарат, который конструктивно напоминает собой летающую тарелку, пытаются создать на протяжении многих лет.

По одной из версий, больших успехов достигли нацисты. Так, во второй половине 1950-х годов в издательстве «Леман» (Мюнхен) вышла книга «Секретное оружие Третьего рейха», написанная майором Рудольфом Лузаром. В книге приводились рисунки дискообразных ЛА разного типа, включая фотографию «диска Беллонце», диска Шривера — Хабермоля. Утверждалось, что якобы в первом же испытательном полете аппарат достиг высоты 12 400 метров и скорости 2000 километров в час.

  Рубрика: Гениальные изобретения 340 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,258 сек. Потребление памяти:11.56 mb