С французской иголочки

Автор: Maks Мар 22, 2019

В 1950-е годы СССР открывал для себя мир и сам становился более открытым: поездки делегаций за границу и визиты зарубежных друзей в страну, фестиваль молодежи и студентов и… как апофеоз свободы — публичный показ французской высокой моды от ведущего парижского кутюрье Ива Сен-Лорана.

Это сегодня в российских магазинах можно купить модную одежду любой фирмы и от любого дизайнера. А в начале 1950-х годов, когда все иностранное было под строжайшим запретом, стиль советских женщин был, мягко скажем, неказистым. Поскольку в СССР культивировался образ труженицы, то и фабрики выпускали соответствующую продукцию — удобную, неяркую, без изысков. Поэтому знакомство с высокой парижской модой стало для многих советских дам настоящим эмоциональным потрясением.

Брюки не носить, алкоголь —  умеренно

Понятно, что приезд знаменитого кутюрье за железный занавес имел скорее политический окрас. Французы прекрасно понимали, что покупать их продукцию вряд ли кто будет. Позволить себе такую одежду в Союзе могли лишь единицы. Эта акция была призвана показать, что в мире закончилась война и между странами нет никакого политического противостояния.

Тем не менее мероприятию предшествовали длительные переговоры между домом «Диор» и Торгово-промышленной палатой СССР. Французская сторона требовала дорогую гостиницу, личного повара, шелковые декорации… Советская как могла отговаривала иностранцев от излишней помпезности. Обе стороны написали сотню писем.

В конечном итоге нашим пришлось сдаться. «Можете везти всех, кого считаете нужным, — говорилось в письме Торгово-промышленной палаты. — Парикмахера, фотографа. Если хотите, то и священника».

Однако манекенщицы из Парижа все же получили инструкцию о правилах поведения в Москве. Им запрещали надевать брюки, фотографировать детей и военные постройки, а на приемах просили пить алкоголь умеренно.

К поездке французы готовились очень тщательно. Каждый шаг 12 девушек-моделей на советской земле был заранее отрежиссирован, а все их перемещения по Москве должны были фиксироваться камерой фотокорреспондента.

Наконец, к лету 1959-го все было готово. Мировой дом моделей «Диор» отправил в Москву 120 чемоданов с платьями и аксессуарами, 500 литров духов и молодого талантливого кутюрье Ива Сен-Лорана, представляющего свою первую коллекцию — «Трапеция». Драгоценный багаж предусмотрительно застраховали на 10 миллионов франков.

Дефиле на Красной площади

Французские манекенщицы в ГУМе, 1959 годСамолет с заморскими дивами приземлился в Москве 10 июня. Спустившиеся по трапу девушки, по воспоминаниям журналистов, были неземной красоты. Высокие, тонкие, одетые в элегантные костюмы, они всем своим видом демонстрировали роскошь западной послевоенной моды.

В Москве к приезду гостей были развешаны простодушные, в советском духе афиши — «Французские моды. Христиан Диор. ДК «Крылья Советов»».

То есть мероприятие было публичным, и, по идее, на него мог попасть любой человек. Но на самом деле вход в Дом культуры осуществлялся по спецприглашениям. Билеты доставались только избранным — партийным бонзам, сотрудникам из мира внешней торговли и советской легкой промышленности (отдельный модный показ для кремлевских небожителей и их жен был организован в посольстве Франции, на Большой Якиманке).

Но даже эти искушенные, в отличие от простых советских людей, товарищи были в шоке от увиденного. Красота силуэтов, качество тканей, количество моделей, скорость, с которой девушки ходили по «языку», вызывали искреннее восхищение. Но поскольку в Стране Советов восторгаться западным искусством было себе дороже, то не обошлось и без критики.

Вот как писал о показах иностранной одежды журнал «Огонек»: «Зрительницы отмечают: «Зачем платья из плотной шерсти так сильно открыты?..» Для нас… это не особенно практично… Платья коротковаты. Полных и низкорослых это вряд ли украсит. Ручная вышивка по тюлю — это, конечно, очень красиво, но кто может позволить себе такую дорогую вещь?» А вот еще интересные строки: «Буржуазная мода такова, что женщина испытывает трудности при ходьбе и должна обязательно иметь рядом с собой человека, помогающего ей…»

За пять дней состоялось 14 показов. Каждая из моделей вышла на подиум 140 раз. Француженки использовали 12,5 литра духов «Диор», хотя привезли 500. Остальные пошли на подарки женам советских чиновников. Дефиле посетили 11 тысяч человек.

А в один прекрасный день модели появились среди простых людей — на Красной площади, в ГУМе и на рынке. Так возникла знаменитая съемка «»Диор» в Москве», заказанная журналом Life. Задумка была проста — показать контраст между француженками и простыми советскими труженицами.

Вот одетые с иголочки модели покупают у бабушек-торговок охапки пионов, маков и люпинов, завернутые в газету «Правда». Вот они дарят их прохожим на Красной площади. Эти фотографии наглядно демонстрировали колоссальную разницу не только в нарядах, но и в выражении лиц между парижскими дамами и нашими. В своих ярких платьях, шляпках, бусах, перчатках и на высоких каблуках француженки выглядели инопланетянками.

Очевидно, столь контрастные фотографии можно было использовать в пропагандистских целях на Западе (хотя ведь и там в одежде от-кутюр выходят только на торжественные мероприятия, а не используют в качестве повседневной одежды, тем более для походов на рынок).

Советское — не всегда отличное

Но настоящее потрясение советские женщины испытали, когда увидели французских моделей в ГУМе.

Для тех, кто не застал эпоху тотального дефицита и очередей за всем, что нужно обычному человеку, поясним: в свое время этот магазин был настоящим оазисом моды. В этот «товарный рай» съезжался народ из всех уголков нашей необъятной Родины, а за дефицитом выстраивались огромные очереди. И вот в этом якобы царствии товарного изобилия появляются хрупкие фигуры в роскошных нарядах. Элегантные платья, модельные туфли, шелковые чулки со стрелками, гламурные шляпки… И даже самый далекий от мира моды человек вдруг понимает: вот она какая, настоящая красота! Вот, оказывается, что такое шик, элегантность, покрой, качество ткани, продуманность ансамбля. А вовсе не то, что продается в секциях ГУМа.

На сохранившихся фотографиях этот разительный контраст между западным и советским мирами очевиден. Все наши покупательницы сплошь в одинаковых ситцевых платьях-халатиках, косыночках и сандалиях с носочками. И рядом — француженки в умопомрачительных нарядах. Волей или неволей парижский дом мод наглядно показал уровень отставания легкой промышленности СССР и положения женщин за железным занавесом.

И конечно, на долгие-долгие годы после этого удивительного события в головах у советских граждан закрепилось твердое убеждение, что по-настоящему модное — значит, заграничное.

Елена САДОВАЯ



, ,   Рубрика: Назад в СССР

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:61. Время генерации:1,247 сек. Потребление памяти:8.77 mb