С песней по Волге

Автор: Maks Июн 23, 2025

Круиз, вояж, турне! Слов таких в тридцатых годах еще не было, а туристы, плавающие на теплоходах по рекам и озерам нашей страны, уже были. Только называли они свои круизы речными поездками или водными путешествиями. И более-менее массово началось это уже в конце 1930-х годов.

Тогда открыли канал Москва-Волга, и через шлюзы пошли не только грузовые, но и пассажирские теплоходы. Первым был двухпалубный «Иосиф Сталин». Его-то и запечатлел Александров в кинокомедии «Волга-Волга» (1938). С той поры отплывающие из Москвы в Астрахань туристы непременно гремели на палубах — «Много песен над Волгой пропето…», а провожающие подхватывали с пристани Северного речного порта — «Красавица народная, как море полноводная» и с энтузиазмом махали руками. Потом в СССР построили много новых пассажирских судов и запустили десятки речных направлений, но водный путь Москва — Астрахань — Москва так и остался самым популярным отечественным маршрутом. Таковым он считается и по сей день.

Бесплатные путевки

Спрос на речные путешествия всегда-то превышал предложение, а в 50-60-е годы так вообще взлетел до небес. Реализацией путевок на речные рейсы с 1969 по 1991 годы занимались региональные, областные и республиканские бюро по туризму и экскурсиям, подчинявшиеся Всесоюзному центральному совету профессиональных союзов (ВЦСПС). Через них путевки распределялись по профсоюзам предприятий, министерств и научных институтов.

Часть путевок поступала в свободную продажу. Сотрудникам крупных заводов и фабрик речные туры часто доставались за тридцать процентов от полной стоимости. Льготными путевками обычно награждали работников с большим стажем, партактивистов и передовиков производства. Ветеранам войны поездки предоставлялись бесплатно. Для тысяч людей, прошедших войну, путешествие по профсоюзной путевке было событием радостным. Обычно все им на теплоходе нравилось.

Лишь пассажиры занимали каюты, как капитан приглашал их на корму шлюпочной палубы, знакомил с командой и рассказывал о правилах поведения на борту и за бортом. Трехразовое питание, суп, второе и компот на обед, двухместная каюта с умывальником казались чуть ли не роскошью, а четырехместная без умывальника — нормой. Но и те, кому доставались восьмиместные в трюме, все равно не жаловались ни на туалет на другом этаже, ни на своих попутчиков, а обычно говорили, что в компании плыть было даже веселее. А свой летний отдых вспоминали потом всю зиму и всем показывали фотографии, сделанные с борта судна.

К 1960-м туристических маршрутов было уже великое множество. В 1964 году, например, открыли Волго-Балтийский водный путь, и по нему пассажиры поплыли из разных концов страны в Ленинград. Уже действовал тогда кольцевой рейс Москва — Горький — Москва, а также три теплохода ходили по маршруту Москва — Ростов-на-Дону — Москва. Та поездка длилась двадцать один день и славилась большим количеством остановок в станицах Мариинская, Ильевка, Мелиховская, Старочеркасская (исторический центр донского казачества). Там сохранились старинные куреня, 300-летние храмы и жилища атаманов знатных родов. Сойдя на берег, туристы погружались в атмосферу казачьей жизни. А в станице Вешенская они осматривали дом Шолохова, где писатель создавал в тридцатые годы «Тихий Дон» и «Поднятую целину».

Популярны были речные путешествия по Сибири и Дальнему Востоку. Туристов впечатляли Енисейский кряж и Казачинское ущелье, а также ярко красный Мыс Гася на Амуре (уникальный результат выветривания базальтов).

Зеленые стоянки

Круиз по ВолгеОдни маршруты были ориентированы на места, как говорится, богом забытые, другие — наоборот — на знаменитые святыни. Этнотуризм предполагал путешествия к местам проживания малых коренных народов, сохранивших старинные обычаи и традиции. Такие речные пути проходили вдали от больших городов — близ поселений, мало затронутых современной цивилизацией. В тех местах можно было узнать из первых уст о местных верованиях, праздниках, древних ремеслах, а также отведать блюда из русской печи или татарского казана.

Другие туры, наоборот, проходили вдоль берегов с большим количеством знаменитых старинных городов — Новгород Великий, Смоленск, Ярославль, Архангельск и многих других, не меньшего ранга. На стоянках людей везли на экскурсии по древним монастырям и соборам. Популярна было поездка Петрозаводск — Валаам к святыням Валаамского монастыря и ковчегу с частицей мощей праведницы Анны. Еще люди стремились попасть на остров Кижи в церковь Преображения Господня на Кижском погосте. Добирались к этому памятнику древнего зодчества из списка Всемирного наследия ЮНЕСКО от речного вокзала Петрозаводска на теплоходх «Метеор» или «Комета».

Были еще и чисто развлекательные однодневные туры — вообще без экскурсий, зато со множеством зеленых оборудованных стоянок. Это был просто отдых — пикники/шашлыки, рыбалка, картишки и забеги в мешках для детишек. Такие поездки практиковались на Каме, что протекает по Удмуртии, Кировской области, Пермскому краю, Башкирии и Татарстану. А еще любители отдыха по-семейному или в хорошей мужской компании с удочкой, пивком и воблой — плавали по реке Белая (Южный Урал и Предуралье). Там на стоянках в Гальянах, Казанке, Дербешке, Кушнаренково, Красном Ключе, Дюртюли и Сарапуле туристов гостеприимно ожидали деревянные столы, скамейки, навесы и прибрежные дощатые мостики для рыбалки.

Нептун с русалками

Все водные путешествия были интересными, но народ все равно больше всего любил плавать от Москвы до Астрахани или от Ленинграда до Астрахани. Может потому, что этот 22-дневный маршрут объединял в себе все прелести путешествий — и знаменитые святыни старинных городов, и этнотуризм заброшенных деревень, и зеленые стоянки с пикниками и развлечениями. В Ярославле, Костроме, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Саратове, Волгограде туристы наслаждались историческим наследием всемирного масштаба, под Астраханью погружались в атмосферу самобытности этнодеревни «Аул кочевников-казахов», а на зеленых стоянках в Чардыме, Давыдовке, Енотаевске, Кадницах, Лунево просто веселились. Там их встречали местные торговки с кучами дынь, арбузов и связками вяленой воблы. Пиво у бабулек тоже всегда имелось, могли они и чего покрепче предложить, а также замаринованный шашлычок для пикника предоставить в комплекте с розжигом для костра.

На каждой стоянке появлялся штатный теплоходный массовик-затейник с аккордеоном наперевес и устраивал перетягивания каната, пробежку по песку с ведром воды на время или состязания на тему, кто знает, например, больше песен про матушку-Волгу. Но настоящей кульминацией круиза всегда был праздник Нептуна с русалками. Наряжаться туристы могли в любые «пиратские» лохмотья, только русалки представали во вполне цивильных бикини. Мужчины — в юбках из листьев и женских лифчиках — исполняли танец маленьких лебедей. А под занавес и всеобщее ликование, по команде Нептуна тех, кто впервые оказался на Волге, бросали в воду прямо в одежде!

Этот праздник потом дома всю зиму путешественники вспоминали — чаще, чем дворцы или музеи. И хвалились друзьям/соседям/коллегам фотографиями Нептуна с трезубцем, русалками в бикини и себя самих в «пиратских» лохмотьях. Правда, были те снимки малость смазанными, видно, «фотограф» делал их слегка подшофе и фокус особо не наводил…

Большинство тех речных направлений действуют и по сей день, и — главное — на водных маршрутах современным туристам также, как и прежде, вольготно и весело.

Людмила МАКАРОВА

  Рубрика: Назад в СССР 39 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,271 сек. Потребление памяти:5.98 mb