С Пушкиным на дружеской ноге

Автор: Maks Янв 17, 2022

Множество фильмов снято на основе или по мотивам произведений Александра Сергеевича Пушкина. Но часто авторы картин отходили от оригинала и добавляли что-то свое. Зарубежные «пушкинские» фильмы по этой причине иногда вообще не попадали на советский экран, а некоторые отечественные ленты подвергались строгой критике.

Пиковая дама

В 1949 году английский режиссер Торальд Дикинсон экранизировал повесть Пушкина «Пиковая дама». Он насытил киноповествование мистикой и магией. У Пушкина и так все это есть в повести, но автор английского фильма довел градус таинственности до предела. Кроме того, Германн получил фамилию Суворин, а знающая секрет трех карт пожилая дама стала графиней Раневской.

В начале фильма есть сцена, в которой камера панорамирует по лаборатории легендарного графа Сен-Жермена. Там в стеклянных колбах хранятся человеческие души. Режиссер добавил свои сюжетные линии и сгустил ауру таинственности. Графиню сыграла актриса Эдит Эванс (1888-1976), ветеран английского кино. Она умирает, увидев дуло пистолета Германна Суворина, а три карты называет ее голос, раздающийся откуда-то с потолка, то есть с того света.

Наполненная мистикой лента на основе пушкинского сюжета имела большой успех не только в Англии, но и за ее пределами. Для сотен тысяч зрителей Западной Европы это было первое знакомство с Пушкиным. Вскоре после появления фильма в прокате его стали сравнивать с русским немым фильмом «Пиковая дама» (1915), режиссером которого был знаменитый Яков Протазанов. У двух картин было немало общего, но главной особенностью была утонченная игра света и теней. Именно она создавала неповторимый эффект таинственности в обеих картинах.

Немецкий Самсон Вырин

Немецкий режиссер Густав Учицки (1899-1961) экранизировал повесть «Станционный смотритель» перед самым началом Второй мировой войны. В Германии нет станционных смотрителей, поэтому фильм назывался «Почтмейстер».

Как и в повести Пушкина, в центре фильма образ добряка Самсона Вырина. Однако похищенная поручиком Минским Дуня, попав в Петербург, уходит от него и начинает зарабатывать на хлеб шитьем. Вырин узнает об этом и приезжает в Петербург. Минский, чтобы не огорчать старика, устраивает якобы свадьбу с Дуней. Когда успокоенный Вырин уезжает, Дуня стреляет в себя из револьвера Минского и просит сказать отцу, что умерла своей смертью.

Зрители тепло приняли фильм, однако в 1941 году прокат ленты в Германии был резко сокращен. Министерство имперской пропаганды, возглавляемое Геббельсом, посчитало, что русские показаны слишком хорошими и душевными людьми. Судьба фильма была решена.

В СССР существовала вероятность показа этой интересной ленты, так как ее выход в свет совпал с заключением пакта Молотова — Риббентропа и культурные связи с Германией укреплялись. Но фильм не успели завезти в Россию. После войны лента тем более не имела шансов попасть на экраны советских кинотеатров, так как Учицки считался одним из лидеров кинематографа Третьего рейха. Актер Генрих Георге, сыгравший Вырина, в 1945 году был арестован НКВД в советской оккупационной зоне, заключен в лагерь для военнопленных Заксенхаузен, где скончался после неудачной операции.

И по сей день «Почтмейстер» не дублирован на русский язык. Не известен у нас и цветной ремейк этого фильма, вышедший в Австрии в 1955 году.

Балда из киноархива

Мультипликационный фильм Михаила Цехановского (1889-1965) «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1931) не дошел до наших дней. Но сохранились два небольших фрагмента, которые по праву считаются шедеврами советской мультипликации.

Сохранившиеся фрагменты условно называются «Базар». Музыку к фильму написал Дмитрий Шостакович, но работа над партитурой не была окончена из-за статьи в «Правде» «Сумбур вместо музыки» и постановления партии, в котором композитор был подвергнут критике. Ругали и Цехановского, которого обвиняли в неуважительном отношении к оригиналу (ведь режиссер многое добавил в образный строй сказки). Фильм так и не был завершен, а рабочие материалы уничтожил пожар в 1941 году. Это было огромной потерей для отечественного кино.

Базар, на котором поп встретил Балду, был подан .художниками с большой выдумкой. Перед зрителями разворачивается панорама разных ярмарочных развлечений. Режиссер погружает зрителя в карнавальную стихию рынка, которой нет у Пушкина. Персонажи нарисованы в стиле модного в те годы конструктивизма, и это особенно рассердило чиновников от культуры. Привлечение приемов авангарда рассматривалось как неуважение к творчеству Пушкина.

Запрещенная сказка

Кадр из фильма Торальда Дикенсона «Пиковая дама»

Кадр из фильма английского режиссёра Торальда Дикенсона «Пиковая дама», снятого по одноимённому произведению Александра Сергеевича Пушкина

Версия «Сказки о рыбаке и рыбке», созданная в 1965 году чешским режиссером Иржи Трнкой (1912-1969), получила название «Сказка о золотой рыбке». Этот оригинальный фильм в течение десятилетий хранился в советских киноархивах, но не демонстрировался. О нем не упоминали даже в специальной литературе. Вероятно, цензура видела в нем сатиру на современный бюрократизм, чинопочитание и подхалимаж.

Фильм был выполнен в мрачной цветовой гамме. Мультипликаторы нанесли изображения на черный фон, а море даже в начальных эпизодах тёмно-серое. Это было очень неожиданно и не соответствовало юмористической стихии сказки Пушкина. Старик и старуха живут не в землянке на берегу моря. а… в бутылке из-под уксуса.

Трнка осовременил действие. Старуха получает дом с холодильником, её гости приезжают на автомобиле, к тому же в фильме упоминается расщепление атома. По ходу действия старуха меняет пол: она хочет быть не царицей, а королем, а затем и римским папой. Рыбка по очереди выполняет все желания, но в конце отправляет старика с женой обратно в бутылку.

Страдания Кристины

В 1973 году в программ, Московского международного кинофестиваля был включен западногерманский фильм «И дождь смывает все следы». Перед началом фильма режиссер Альфред Форер вышел на авансцену и признался зрителям, что его лента поставлена по… повести Пушкина «Метель». Это стало настоящим шоком для зрителей. Ведь на экране разворачивалась драма из жизни современной молодежи ФРГ.

Лицеистка Кристина Луба влюбляется во французского студента Алена, проходящего практику в Германии. Однажды, направляясь на свидание с Кристиной, Ален погибает при столкновении его автомобиля с другой машиной. Кристину, не дождавшуюся жениха и обессилевшую под дождем, отвозит в больницу молодой летчик Мартин.

Кристина понравилась Мартину, и он начинает ухаживать за ней, она тоже влюбляется в него. Но выясняется, что именно Мартин невольно стал виновником гибели Алена в той аварии. Муки совести оказались нестерпимыми, и Мартин кончает жизнь самоубийством. Получается, что вместо метели роковой силой, разлучающей влюбленных, стал дождь. Да и вообще сюжет сильно изменен.

Это было неожиданно, и ревнители точности в переносе Пушкина на экран не уставали повторять, что в фильме совершенно ничего не осталось от Пушкина. Да и в титрах не было указания на литературный источник. Но о том, что режиссер обратился к зрителям Московского фестиваля с приветственным словом и раскрыл секрет сценария, не было ни слова в прессе. Лишь в газете «Кинонеделя Ленинграда» был слабый намек на Пушкина, который можно было принять за плод фантазии журналиста.

Русский бунт с голливудским размахом

Фильм итальянского режиссера Альберта Латтуады «Буря» поставлен по повести Пушкина «Капитанская дочка». Лента, вышедшая на экраны в 1959 году, была снята в Югославии.

В Италии уже был опыт экранизации «Капитанской дочки». История Петруши Гринева, оказавшегося в Белогорской крепости, нашла несколько экранных воплощений. Латтуада был не первым, но никто до него не достигал таких масштабов постановки. В кадре были сотни лошадей, а число исполнителей трудно определить.

Роль Маши сыграла знаменитая итальянская актриса Сильвана Мангано, а обвинителя на процессе Петруши Гринева — крупнейший драматический актер Витторио Гассман. Роль Пугачева исполнил американский актер Ван Хефлин.

Перед казнью Пугачев сожалеет, что он и Екатерина Вторая не составили супружескую пару. Несмотря на некоторые ляпы, лента снята с уважением к Пушкину и России.

Гулаг эпохи Бориса Годунова

Широко известно, что редким примером зарубежного «пушкинского» фильма, который был в советском прокате, является польская лента «Выстрел», снятая режиссером Ежи Антчаком в 1965 году.

Другой польский режиссер, Анджей Жулавский (1940-2016) всегда пытался шокировать зрителя. Это относится и к фильму «Борис Годунов», в который были введены советские реалии. Лента вышла в 1989 году. Лагерь с вышками и вертухаями, включенный в контекст фильма-оперы, был настоящим шоком для зрителей.

Противником этого фильма стал выдающийся музыкант Мстислав Ростропович. Увидев на экране обнаженную Марину Мнишек (причем за кадром звучал голос Галины Вишневской), Ростропович пришел в ярость. Он даже пробовал судиться с Жулавским и надел на заседание суда все свои награды. Великий музыкант проиграл процесс, и лишь в титрах фильма появилась строчка о том, что Ростропович выражает свое несогласие с некоторыми аспектами фильма.

Изыски Хржановского

Выдающийся режиссер мультипликационного кино Андрей Хржановский трижды обращался к пушкинской теме. Фильмы «Я к вам лечу воспоминаньем…» и «И с вами снова я…» поразили зрителя необычным киноязыком. В завершающем пушкинскую трилогию фильме «Осень» (1982) режиссер умело использует рисунки поэта и добавляет к ним свою необычную трактовку Петербурга как места, полного тайн. Никому из режиссеров не удавалось показать поэта таким живым. Фильм стал новым словом в искусстве анимации и в кинематографической Пушкиниане.

Наброски Пушкина, которыми он порой сопровождал свои тексты, оживают на экране, и создается впечатление, что великий поэт был художником-мультипликатором. Очень образно и колоритно показано в фильме наводнение 1924 года. Традиция изображать пушкинский Петербург в анимационном кино как таинственное место продолжила в XXI веке мультипликатор Ирина Евтеева.

Андрей ДЬЯЧЕНКО

  Рубрика: Искусство и телевидение 274 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,330 сек. Потребление памяти:9.66 mb