Секретный поход на полюс

Автор: Maks Авг 11, 2020

Большая часть территории как Советского Союза, так и современной Росии расположена в северных широтах. Поэтому изучены бескрайних полярных просторов, а также морская навигация через Северный морской путь были наиважнейшими задачами. Для их решения стране крайне необходимы были суда особого типа — ледоколы.

Первый в мире арктический ледокол «Ермак» был построен по заказу российского правительства в 1898 году в Англии. Работая на паровом двигателе, «Ермак» мог преодолевать лед двухметровой толщины, что на тот момент было рекордом, Но ко второй половине XX века стало ясно, что будущее ледокольного флота за судами на атомном реакторе.

Необычное судно

Первый в мире атомный ледокол «Ленин» построили в СССР в 1957 году. Главное его отличие от дизельного судна в том, что он не требует дозаправки и может бороздить океан годами. На тот момент это была уникальная по многим параметрам конструкция, не имевшая мировых аналогов. Используя данные, полученные при эксплуатации ледокола «Ленин», судостроители разработали новый тип ледокола, получившего название проект 10520.

Первое судно этого проекта было спроектировано усилиями нескольких конструкторских бюро, среди которых можно было выделить ОКБ имени Африкантова, разработавшего уникальный ядерный реактор судна, а также НИИ «Маяк» и НИИ атомной энергии имени Курчатова. Судоходную часть конструировало ЦКБ «Айсберг», имевшее опыт постройки ледоколов.

3 июля 1971 года ледокол был заложен на верфях Балтийского завода в Ленинграде и уже 26 декабря 1972 года был готов к испытаниям. Первый ледокол проекта 10520 был назван «Арктика». Корпус судна был изготовлен из высокопрочной стали, а в местах воздействия критических ледовых нагрузок были созданы ледовый пояс и дополнительные шпангоуты. Особенностью «Арктики», работающей в сложных метеоусловиях, являлась возможность перемещения между ее любыми помещениями без выхода на открытую палубу. На ней, кстати, имелась вертолетная площадка. Экипаж в полторы сотни человек размещался в 155 каютах, большинство из которых были одноместные.

Также комфорт моряков обеспечивали традиционная кают-компания, столовая, музыкальный и шахматный салоны, кинозал, бассейн, спортзал, библиотека, учебный класс, две финские бани, парикмахерская, фотокаюта и бытовая мастерская. На «Арктике» имелся медицинский блок, включавший в себя амбулаторию с физиотерапевтическим и стоматологическим отделениями, операционную, рентген-кабинет, лабораторию, стерилизационную, изолятор и лазарет.

Ледокол «Арктика»«Арктика» могла проламывать льды многометровой толщины и двигаться как вперед, так и назад. Также проектом предусматривалась возможность переоборудования мирной «Арктики» во вспомогательный крейсер.

Основной задачей ледокола было освоение Северного морского пути. И лучшей проверки, чем плавание к центру Северного полюса, для созданного судна было не найти. В 1975 году после приема в эксплуатацию в Министерстве морского флота СССР было принято решение о подготовке первой в мире экспедиции надводного судна на Северный полюс.

Ледовый маршрут

Маршрут экспедиции принимали с учетом данных ледовых полей. Капитан «Арктики» Юрий Кучиев не исключал, что плавание в арктических льдах может закончиться потерей одного из винтов, после чего мощность ледокола упадет на треть и судно застрянет. Однако все старались верить в лучшее. После перезарядки реакторов и доскональной проверки агрегатов 9 августа 1977 года «Арктика» вышла из порта Мурманск и взяла курс к архипелагу Новая Земля. На борту судна располагались 150 членов экипажа и 57 ученых и научных специалистов. Помимо изучения Северного морского пути и полюса холода, отдельные специалисты изучали работу систем ледокола и его устойчивость при столкновении со льдами.

Несмотря на мощность судна, полярниками была выбрана тактика обхождения серьезных заторов. Так, опытный полярник Валерий Купецкий предложил изменить маршрут по прямой от Мурманска до полюса, основываясь на том, что льды в направлении от Карского моря к Северному полюсу менее толстые и следует двигаться именно в этом направлении. Идея Купецкого была поддержана и капитанами-полярниками, и учеными Арктического института. Проследовав пролив Вилькицкого, ледокол оказался в море Лаптевых и взял курс на север. Вскоре судно впервые столкнулось с толстыми арктическими льдами, но они не доставили ему проблем. Впрочем, то было в начале пути. «С отдельными скоплениями многолетнего льда мы встречались во время плавания на «Ленине» и на «Арктике» до этого похода, но ледяные поля толщиной в несколько метров — такие нам преодолевать не приходилось», — вспоминал капитан ледокола Юрий Кучиев.

16 августа 1977 года «Артика» встретила тяжелый паковый лед, оторвавшийся от канадского массива. Несмотря на мощь судна, оно дважды взбиралось на льдину и не могло ее проломить. Экипаж испытал немало проблем, когда даже при работе винтов обратным ходом «Арктика» упорно стояла на льдине. И все же опыт и профессионализм сделали свое дело, льды были разбиты, и судно прошло дальше. На следующий день, 17 августа, в 4 часа утра «Арктика» первым из надводных судов в мире достигла географической точки Северного полюса. Уникальный поход занял восемь суток, за которые было преодолено 3852 морских мили, из них 1200 миль было покрыто многометровым льдом.

Первый в мире

После достижения Северного полюса полярники подняли государственный флаг СССР на десятиметровую стальную мачту, закрепленную на льду. Вокруг флагштока был начертан круг диаметром 30 метров, проходя по которому моряки символически совершали кругосветное путешествие, ибо все меридианы сходились именно здесь.

На Северном полюсе «Арктика» простояла 15 часов. За это время ученые провели запланированные исследования, а водолазы проверили состояние винтов. Они оказались в норме, так же как и состояние корпуса судна после критических столкновений со льдами, навигационных приборов из-за постоянных рывков от дробления льда и других узлов и агрегатов. Эти данные были использованы при создании следующих ледоколов серии 10520. Например, была увеличена скорость следующих ледоколов с 18 до 21 узла.

Обратно в Мурманск «Арктика» проследовала через западную оконечность Земли Франца-Иосифа, где располагались военные базы ПВО и полярные станции. Поход к архипелагу был нужен, чтобы понять, возможны ли регулярные рейсы в эти широты без учета погодного и сезонного факторов. Ожидания себя полностью оправдали.

После возвращения в Мурманск ледокол «Арктика» был награжден орденом Октябрьской Революции, а весь экипаж и члены экспедиции — орденами и медалями. Капитан «Арктики» Юрий Кучиев и ряд его помощников были удостоены звания Героя Социалистического Труда.

Ледокол «Арктика» ходил по северным морям более 30 лет. После смерти Брежнева в 1982 году судну было присвоено его имя, но в 1986-м опять вернули старое. В 1983 году ледокол вызволил из ледовой ловушки целый караван судов. А с мая 1999 года по май 2000-го «Арктика» беспрерывно провела в море более года. Ледокол получился настолько удачным, что по его проекту было построено еще пять атомоходов: «Сибирь», «Россия», «Советский Союз», «Ямал» и «50 лет Победы». Но увы, 21 августа 2008 года у ледокола закончилась лицензия Морского регистра России, а техническая и экономическая целесообразность его эксплуатации себя исчерпала. В 2011-м «Арктику» вывели из состава флота для утилизации, а в 2012 году на верфях Балтийского завода был заложен новый ледокол с таким же названием «Арктика», но уже проекта 22220. На воду судно было спущено 16 июня 2016 года.

Алексей АНИКИН

  Рубрика: Великие первопроходцы 315 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,437 сек. Потребление памяти:9.66 mb