Секреты старинного кубка

Автор: Maks Фев 11, 2022

В Британском музее в Лондоне хранится один весьма любопытный экспонат — древняя диатрета (сосуд из стекла), похожая на маленький колокол, называется она кубок Ликурга. На протяжении веков эта вещица загадывала ученым немало загадок, и даже сегодня некоторые из них так и не разгаданы до конца.

Таинственный «хамелеон»

Поистине кубок Ликурга можно назвать необычным артефактом античных времен. Слово «диатрета» (др.-греч. Διáτρητος) означает прорезанный, пробитый насквозь — этот сосуд имеет двойные стенки, причем внешняя действительно ажурная, с прорезями. По мнению ученых, изготовлен он был в IV веке в Александрии, которая в то время славилась своими стеклодувами. Размеры экспоната трудно назвать внушительными, ведь его высота достигает всего лишь 165 миллиметров, а диаметр — 132 мм. Стенки кубка украшены затейливым горельефом. Вот только не в этом уникальность старинной чаши. Оказывается, эта диатрета — самый настоящий «хамелеон»!

Так, если свет падает прямо на кубок, его стенки приобретают зеленый цвет, а стоит поставить лампу позади артефакта, как он тут же становится красным. Кроме того, налитая в диатрету вода наделяет чашу голубыми оттенками, тогда как масло придает сосуду цвет пурпура. Существует предположение, что этими чудесными свойствами древний артефакт наделен не случайно.

Согласно одной из версий, объясняющих чудесные свойства кубка, много веков назад с помощью подобной посуды люди определяли зрелость вина. Однако другая гипотеза гласит, что эта чаша некогда служила своеобразным индикатором, «заботящимся» о жизни и здоровье своего владельца, выявляя яды, которые могли подсыпать или подлить злоумышленники.

Пьянству бой!

Свое название кубок Ликурга получил не случайно. Дело в том, что диатрета украшена замысловатым орнаментом, изображающим человека, оплетенного виноградными лозами. Исследователи считают, что этот бедолага — не кто иной, как царь Ликург, герой известного древнегреческого мифа, пострадавший от гнева бога виноделия Диониса. Об этом повествует такая история.

Однажды Дионис веселился со своими спутниками на землях Ликурга. Однако шум этого празднества чем-то помешал правителю, и тот, собрав воинов, напал на компанию порядком захмелевшего бога. Недолго думая, люди правителя перебили часть свиты Диониса, а его самого, мягко говоря, выставили за пределы границ царства. Такого обращения сын Зевса стерпеть не смог и решил во что бы то ни стало отомстить обидчику.

Подождав некоторое время, пока забудется эта неприятная история, Дионис подослал к Ликургу одну из своих спутниц, красавицу нимфу Амвросию. Барышня уговорила царя выпить всего лишь одну чашу молодого вина, после чего несчастный буквально обезумел. Вначале он напал на свою мать и попытался ее изнасиловать. Однако женщине удалось вырваться из крепких объятий сына, и тогда тот, вооружившись топором, отправился вырубать росший неподалеку виноградник. Но, повредившись в уме, правитель принял за растения жену и сына, пытавшихся остановить его, и тут же сразил их своим оружием. Когда же Ликург все же добрался до заветной цели,то среди гроздей поспевающих ягод его уже поджидал Дионис со своими спутниками. Бог и его приближенные, обратившись в виноградные побеги, как сетью оплели несчастного и попытались его задушить. Но Ликурга ждала другая смерть.

Отбиваясь от противников топором, царь нечаянно отрубил себе ногу, и вскоре умер тут же в винограднике, истекая кровью. Считается, что финальная сцена этой трагедии изображена на кубке, названном в честь обезумевшего от вина монарха.

Однако существует и другая версия. Так, некоторые исследователи считают, что человек, запутавшимся в виноградных лозах, — это своеобразная аллегория, прозрачно намекающая на возможные неприятности, которых не избежать людям, злоупотребляющим горячительными напитками.

Клад, Ротшильды и нужды революции

Кубок ЛикургаНо, как бы там ни было, «волшебной» чаше за свою долгую историю пришлось пережить немало приключений. Существует предположение, что заветный кубок был найден черными копателями в гробнице знатного римлянина в эпоху раннего Средневековья. Затем этой находкой завладели представители Католической церкви. Они увезли диатрету во Францию, где она и хранилась несколько столетий в сокровищнице одного из монастырей. В конце XVIII столетия, когда над страной закружились революционные вихри, святым отцам пришлось распрощаться со своими материальными ценностями. Кубок и другие драгоценности монастыря были изъяты и проданы, а вырученные деньги пошли на нужды революции. Кто стал тогда обладателем древнего сокровища — неизвестно, но его новый владелец украсил древнюю чашу золоченым ободком и подставкой с виноградными листьями.

В 1845 году заветную диатрету приобрел Лионель Ротшильд. Конечно, изначально он не собирался хвастаться этим удивительным сокровищем. Но, уступив просьбам своего друга, немецкого искусствоведа и историка Густава Ваагена, все же решился выставить «волшебную чашу» на всеобщее обозрение.

В 1865 году кубок Ликурга стал экспонатом на выставке в Музее Виктории и Альберта в Лондоне, где им некоторое время восхищалась широкая публика. Затем заветный артефакт вновь укрылся от людских глаз в коллекции Ротшильдов, и почти сто лет о нем ничего не было слышно. Однако в 1950 году Виктор Ротшильд передал диатрету для исследования в Британский музей и спустя семь лет, утомленный просьбами общественности, продал чашу этому учреждению за чисто символическую сумму — 20 тысяч фунтов стерлингов.

Серебро и золото

Изучение фантастических свойств кубка длилось несколько десятилетий, и только в 1990 году его главный секрет был разгадан. Оказалось, диатрета меняет свой цвет из-за состава стекла! Как удалось выяснить ученым, в материале, из которого создан артефакт, присутствуют наночастицы (!) серебра и золота. И пропорция их такова: на миллион частиц стекла приходится 330 частиц серебра и 40 золота.

По мнению физика и эксперта по нанотехнологиям из штата Иллинойс (США) Лю Ганна Логана, при падении света на кубок или заполнении его той или иной жидкостью частицы драгметаллов начинают вибрировать (быстрее или медленнее), меняя тем самым цвет стекла. Чтобы доказать свою гипотезу, ученый создал особую пластину, насыщенную частицами серебра и золота, и его опыт прошел успешно

Однако это открытие породило новые загадки. Ведь если верить исследователям, утверждавшим, что кубок был создан в Александрии в IV веке, то как же в его состав попало золото? Хорошо известно, что здешние мастера стекольного дела иногда добавляли в расплавленную массу, предназначавшуюся для изготовления чаш и графинов, немного серебра, тогда как другие драгметаллы они никогда не использовали! Предположим, золото оказалось в стеклянной массе совершенно случайно, но как объяснить другие явления?! Дело в том, что каждая частица драгметалла, находящаяся в кубке, достигает в диаметре около 50 нанометров, то есть она в тысячу раз меньше стандартного кристаллика соли. Вот только как и при помощи какого оборудования древние мастера смогли так измельчить серебро и золото?!

Неудивительно, что, столкнувшись с такими загадками, исследователи выдвинули новую версию происхождения кубка Ликурга. Так, сегодня существует мнение, что этот артефакт из Британского музея был изготовлен не в IV столетии нашей эры, а гораздо раньше. Возможно, его создателем являлся некий мастер из давно погибшей во время планетарного катаклизма высокоразвитой цивилизации (к примеру, той же Атлантиды), от которой сегодня остались только легенды.

Конечно, это всего лишь предположение, однако старинная диатрета пока еще не спешит раскрывать людям все свои тайны и потому остается одним из самых загадочных памятников прошлого.

Елена ТАНИНА

  Рубрика: Невероятные артефакты 141 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,214 сек. Потребление памяти:9 mb