Серпом и молотом по пиратам

Автор: Maks Дек 19, 2019

В СССР образ пиратов чаще всего романтизировали, ведь они, подобно легендарному Робин Гуду, грабили богатых. Неприятным сюрпризом стало то, что флибустьеры XX века не делали классовых различий и их жертвами становились и советские корабли.

Команда тайваньского эсминца, захватившего в июне 1954 года советский танкер «Туапсе» с грузом авиационного керосина для Китая, пиратами себя явно не считала. Они объяснили свои действия тем, что предотвращали снабжение враждебного им государства — КНР стратегически важным сырьем. СССР не имел дипломатических отношений с Тайванем, который тогда активно поддерживали США, и освобождение моряков по дипломатическим каналам затянулось более чем на год.

А у нас ракеты есть…

Пожалуй, впервые советский флот продемонстрировал пиратам свои «мускулы» в марте 1969 года, у берегов африканского государства Гана. Дело в том, что местые военные, совершившие в стране переворот, решили отказаться от социалистического пути развития. Еще в октябре 1968 года эти вояки захватили в Ганском заливе два советских рыболовных траулера — «Холод» и «Ветер» — под надуманным предлогом нарушения ими границ этой страны.

Дипломатия и санкции не помогли, и тогда в феврале 1969 года к африканским берегам прибыл отряд 5-й эскадры ВМФ СССР в составе больших ракетных кораблей «Неуловимый» и «Бойкий», подводной лодки Б-26 «Ярославский комсомолец» и судна снабжения «Олекма». Да, это была не авианосная ударная группа, но два ракетоносца, имевшие на борту 16 ракетных снарядов «Щука» с 320-килограммовой боеголовкой каждый, запросто могли утопить весь невеликий флот Ганы, да еще и береговым объектам бы перепало. В общем, советских моряков, отсидевших полгода в ужасных условиях портовой тюрьмы Такаради, сразу же отпустили, вернули и суда. Не отдавали поначалу только капитанов, стараясь поторговаться. Советская сторона была непреклонной, и боевые корабли иногда начинали демонстрировать подготовку к пуску ракет.

19 марта ганцы отпустили последних пленников. Отряд кораблей с вызволенными соотечественниками вернулся на Родину.

Легенды и мифы

Хватало нашим морякам проблем и с обычными флибустьерами, у которых на первом месте стояла все-таки нажива, а не политика. В Интернете можно найти истории о том, как в 1970-х годах, после нападений пиратов в Малаккском проливе на советские суда, командованием ВМФ СССР было решено провести спецоперацию. Один из больших десантных кораблей закамуфлировали под сухогруз, разместили на нем 300 морских пехотинцев (в другом варианте — роту) и отправили в пролив. Параллельно по дипломатическим каналам и торговым представительствам была запущена информация, мол, данное судно везет пять тонн индийского опия-сырца (прямо как советское торговое судно в кинофильме «Пираты XX века»). Пиратская разведка среагировала, и в определенном месте на «сухогруз» накинулись десятки абордажных команд. Встретили их морпехи — огнем из стрелкового оружия и гранатометов. Потерь военные не имели, а вот пиратов полегло немало.

Есть в Сети сведения, что военные моряки и спецслужбы СССР даже соперничали с американцами в борьбе с морскими разбойниками. Приводится информация о том, что в 1981 году советский крейсер уничтожил в Карибском море два пиратских корабля, а боевой корабль США в 1984 году уничтожил у берегов Индонезии пять корсарских судов. Но больше известна история о том, как два эсминца спасли от флибустьеров французов на юго-востоке Африки. Дело было так…

В одну из летних ночей 1981 года на борт торгового судна Франции, находившегося у берегов Мадагаскара, бесшумно поднялись местные пираты. Они вычистили трюмы, судовой сейф, забрали наиболее ценные вещи и, проделав в борту пробоину, намеревались отправить судно на дно, вместе с запертым по каютам экипажем. Французам повезло, радист все же успел подать сигнал SOS, прежде чем его вытащили из радиорубки.

Советская эскадра, дрейфовавшая неподалеку, получила сигнал бедствия. Хотя потерпевшие были и не из страны соцлагеря, военные моряки решили прийти на помощь. Отправились наиболее быстроходные эсминцы «Быстрый» и «Смелый». Они спасли обреченный экипаж, а затем настигли пиратов. Два корабля морских разбойников были уничтожены, третий — сдался.

После подобных материалов чаще всего следовала фраза: «…Грабежи советских судов прекратились».

Суровая реальность

Современные пиратыБыли такие истории на самом деле или нет, сказать трудно — ни официальные военные источники, ни пиратские мемуары подобного не подтверждают. Не совсем верно и то, что на корабли СССР перестали после этого нападать…

В 1987 году в Сингапурском проливе пираты на легком катере атаковали советский теплоход «Слуцк». Однако команда судна оказала активное сопротивление, и флибустьеры предпочли ретироваться.

А в 1989 году четверо марокканских пиратов под угрозой оружия захватили рыболовное судно «Капитан Орликов». К счастью, радист успел дать радиограмму на находившийся неподалеку советский тральщик «Пулеметчик». Военный корабль подоспел к месту происшествия, и когда храбрившиеся пираты выпустили по нему несколько очередей из автоматов, навели на них автоматическую пушку и дали предупредительный выстрел. Это отрезвило нападавших, и те предпочли сдаться. Советские моряки были освобождены.

Случались, к сожалению, и другие нападения на суда под советским флагом.

Подвиг «Разведчика»

Наиболее активным борцом с пиратами стал перед самым развалом СССР небольшой корабль — морской тральщик «Разведчик». Ему довелось сражаться как с идейными флибустьерами, так и с традиционными морскими грабителями.

14 мая 1990 года «Разведчик» конвоировал танкер «Интернационал» неподалеку от эритрейского острова Шума. Надо сказать, что эритрейцы тогда боролись за свою независимость от Эфиопии, которую поддерживал СССР. Соответственно все советские корабли сепаратисты рассматривали как вражеские и нападали не раздумывая. В этот раз боевики на четырех катерах, вооруженных безоткатными пушками и крупнокалиберными пулеметами, атаковали боевой корабль, чтобы, расправившись с ним, заняться танкером.

Реактивные гранаты и пули прошивали переборки, был ранен один из моряков. Тогда «Разведчик» открыл ответный огонь, и его орудия буквально разметали в щепки один из катеров. Оставшиеся три судна нападавших резко развернулись и поспешили скрыться за островом Шума.

Следующий раз тральщику довелось отличиться в ноябре 1991 года, когда он охранял советские рыболовные суда в Атлантике у берегов Западной Сахары. В это время он получил сигнал от траулеров «Ауинек» и «Домодедово», которых атаковали четыре марокканских катера. Каких-то напряженностей с Марокко у СССР тогда не было, просто местные бандиты решили поживиться уловом советских моряков. Увы, корабли стремительно слабевшей супердержавы становились жертвами не только крупных, но и мелких хищников.

Подоспевший в нужный район тральщик своим корпусом оттеснил от траулеров марокканские катера, взял их на прицел орудий и в течение восьми часов конвоировал траулеры в безопасный район.

Экипаж «Разведчика» за отвагу и умелые действия был награжден вымпелом Министерства обороны СССР «За мужество и воинскую доблесть, проявленную на учениях и в морских походах». Это был первый (и последний) в истории советского флота случай, когда боевой корабль наградили за действия против морских пиратов.

Олег ТАРАН

  Рубрика: Военная тайна 681 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,281 сек. Потребление памяти:9.68 mb