Схватка в самолёте

Автор: Maks Июн 15, 2020

В 1969 году всесоюзный журнал «Мурзилка» опубликовал комикс «Схватка в самолете». Это была история о первом захвате самолета в СССР со счастливым концом. На самом деле, эти события произошли гораздо раньше и закончились не так хорошо, как на страницах журнала…

29 сентября 1964 года самолет Ан-2 молдавской авиагруппы поднялся со взлетной полосы Кишиневского аэропорта. Он выполнял рейс на Измаил. В Чадыр-Лунге была промежуточная посадка. Там-то в салон и вошли еще двое пассажиров: верзила в ватнике и парнишка в кепке, надвинутой на глаза.

Первым из них был рецидивист Георгий Караджи. Вторым — его закадычный дружок Гудумак. Оба находились в розыске за совершенные преступления.

Уйти по небу

План преступников был предельно прост: поскольку скрываться становилось все трудней, кореша решили бежать за границу. Учитывая тогдашнее международное положение, экстрадиция преступникам вряд ли грозила. К тому же они наверняка выдали бы себя за жертв советского тоталитаризма. Такова одна из официальных версий. Но она объясняет далеко не все.

Как известно, Кишинев расположен на юге. Конец сентября в Молдавии — это, по сути, продолжение лета. Но Георгий Караджи был в ватнике, а его «подельник» в пиджаке.

Почему это обстоятельство не вызвало подозрений у транспортной милиции? Тем более что преступники находились в розыске, и с их приметами дежурные милиционеры аэропорта были ознакомлены. Тем не менее Караджи и Гудумак, не скрываясь, купили билеты на авиарейс.

Поражает и беспечность летчиков. Видимо, от жары дверь в кабину пилотов была открыта. Летчики парились в рубашках, но при этом никто не додумался сообщить на землю о подозрительном пассажире в ватнике. Удивляет и осведомленность в штурманском деле «тупых» преступников — они довольно точно указали летчикам курс на Турцию.

Самолёт угнанный Георгием КараджиДальше — больше. Преступники при падении самолета не смогли застрелить летчиков. Но буквально одним выстрелом сразили наповал сторожа виноградника, на котором произошло крушение воздушного судна. Дилетант в стрельбе, Георгий Караджи при задержании мастерски подстрелил и начальника Кишиневского горотдела милиции подполковника Баженова, и командира группы захвата старшину милиции Льва Спектора.

Полковник милиции Борис Арсентьевич Родин, учитель Баженова, впоследствии напишет: «Он участвовал и в разработке планов оперативных мероприятий, а во многих случаях сам лично возглавлял оперативные группы и успешно проводил операции по поимке особо опасных вооруженных преступников». То есть, как говорил Глеб Жеглов: «Не зеленый пацан был».

Опытным сотрудником был и командир группы захвата Лев Спектор.

Когда Георгий Караджи застрелился, поняв безрезультатность своего сопротивления, обнаружилось, что его пистолет был привязан к руке. Прием, который используют не беглые уголовники, а скорее, бойцы спецподразделений или диверсанты-одиночки.

Задержанного в Бендерах Гудумака судили и приговорили к смертной казни. Но в официальных документах нигде не упомянули его имени-отчества и хотя бы краткой биографии. Впрочем, не было информации о Георгии Караджи.

Или это-были засекреченные люди? Спецагенты, чьи имена нельзя раскрывать?

А жизнь продолжается

После трагических событий 1964 года захваты воздушных судов отнюдь не прекратились. Хотя каждый самолет теперь был обязан сопровождать сотрудник милиции. А это ведь не только непосредственные исполнители, но и куча управленцев.

В Министерстве гражданской авиации (МГА) было создано Управление режима «для комплексного решения задач по своевременному предупреждению и пресечению возможных попыток угона воздушных судов за границу, совершения других преступных актов против гражданской авиации».

Создание структур МВД и МГА результатов давало мало. Из практически неконтролируемого «бюджетного потока» не прочь был и «отхлебнуть» всесильный КГБ.

В октябре 1977 года приказом председателя КГБ Юрия Андропова в составе Управления «Т» Второго Главного управления КГБ СССР создали специальный отдел. В приказе о его создании говорилось: «…отдел организует и проводит контрразведывательную работу в Центральном управлении международных сообщений (ЦУ МВС)

МГА СССР, аэропорту «Шереметьево», летных отрядах, Шереметьевской таможне. Круглосуточно проводит оперативно-розыскную работу в потоке иностранных и советских пассажиров международных и внутренних линий».

Существовал секретный план «Набат», где были расписаны действия Министерства гражданской авиации, МВД, КГБ СССР, ПВО и МИД при угоне воздушного судна.

В аэропортах были сформированы группы быстрого реагирования из оперативных работников. Определили специальные места-стоянки для самолетов, в отношении которых предполагалось проводить антитеррористические мероприятия.

Но самолеты продолжали угонять. Впрочем, их угоняют и сейчас, невзирая на куда более совершенные меры безопасности.

Марк РАППОРТ

  Рубрика: Без рубрики 469 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,326 сек. Потребление памяти:9.66 mb