Символ Шотландии

Автор: Maks Июн 30, 2017

Килт — или шотландская юбка, как часто (и неправильно) его называют, — для многих людей стал символом Шотландии. Однако Вальтер Скотт (пожалуй, самый знаменитый из шотландских писателей) его никогда не носил, считая несоответствующим древним традициям.

Килт как предмет одежды считается одним из древнейших в Европе, дошедшим до наших дней: в шотландском селении Нигг сохранился камень, датируемый VII веком, на котором выбито изображение человека в килте.

Далекие свидетельства

Первое же письменное упоминание о килте появилось только в XVI веке, когда епископ Лесли писал в Рим о шотландских горцах: «Их одежда практична и в основном очень хорошо подходит для войны, а не для украшения… Все, и знать, и простолюдины, носят накидки одного вида (знать предпочитает накидки из ткани нескольких цветов). Они длинные и свободно ниспадают, но при желании могут быть искусно собраны складками».

Однако свидетельство епископа совершенно не означает, что в XVI веке шотландцы носили именно килты-юбки. Равно как не дает и ответа на вопрос, почему среди всех кельтских племен, обитавших от Малой Азии до Ирландии, килт в качестве исконной одежды признавали (и до сих пор признают) только жители Шотландских гор.

История сообщает нам вот такие факты: до XVII (а отчасти и до XVIII) века западная, горная Шотландия в культурном плане была колонией Ирландии. Шотландские горцы практически не отличались от своих ирландских соседей — носили длинные рубахи и короткие штаны. Более зажиточные щеголяли длинными узкими штанами и плащами-пледами из клетчатой шерстяной ткани, которую привозили из Фландрии (сегодня эта историческая область разделена между Францией, Бельгией и Нидерландами). Впоследствии, когда культурные связи между двумя родственными регионами стали ослабевать, горцы переняли костюмы шотландских долин — льняная рубаха, штаны и камзол. Ношение последнего было отличительной чертой людей зажиточных и знатных. Клетчатые пледы тем не менее не исчезли и стали массово использоваться сначала шотландскими солдатами времен гражданских войн XVI — середины XVII века, а потом и всем населением Шотландских гор в качестве дешевой верхней одежды. Плед обматывали вокруг пояса, остаток ткани перебрасывали через плечо, а в случае непогоды просто закутывались по горло. Именно такой способ ношения пледа (обмотав на поясе вокруг штанов и перекинув через плечо) и называли изначально килтом. Способ довольно удобный, но стесняющий движения, поэтому перед боем солдаты часто сбрасывали пледы и дрались в одних рубашках. Существует легенда о таком сражении. В 1544 году произошла битва между кланами Фрейзеров, Макдоналдов и Кэмеронов. Поскольку кланы сражались на болотистом лугу, то в хрониках сражение было записано как Blar na Leana. Впоследствии из-за игры слов или простой ошибки переписчика, битва вошла в историю под именем Blar na Leine, то есть «битва рубашек».

От забвения к популярности

Шотландский килтНа самом деле изобретателем «традиционного» шотландского килта в конце 1720-х годов стал англичанин Томас Роулинсон из Ланкашира. Он владел сталеплавильным производством на землях, арендованных у Иана Макдональда из Гленгарри. В плавильных цехах работали, разумеется, шотландцы, завернутые в жаркие и неудобные при такой работе пледы. Роулинсон решил усовершенствовать конструкцию и разместил в швейной мастерской ближайшего гарнизона весьма странный заказ — плед разделили на две части и из «нижней» пошили юбки.

Таким образом, верхняя часть туловища оставалась свободной («верхний» плед, теперь скорее напоминавший большой шарф, в цехах был без надобности), что повысило производительность труда и пришлось рабочим по вкусу. Для пошива килтов использовался шерстяной материал с определенным узором (тартаном) — линиями различной ширины и цветов, которые пересекают друг друга под определенными углами. Никакого деления на «клановые» расцветки еще не существовало, поэтому у одного человека могло быть несколько килтов с разным тартаном.

Интересно, что подобная «спецодежда» настолько быстро распространилась по всей Шотландии, что после подавления антианглийского якобитского восстания 1745-1746 годов килт был в числе предметов одежды, которые запретили носить. Также под запрет попали поясные сумки-спорраны. Наказание за ношение горской одежды или ее элементов было суровым — вплоть до ссылки в заокеанские колонии. Через 10 лет по всей Шотландии было невозможно встретить ничего клетчатого: ни узких штанов, ни килтов.

Сохранилась «шотландка» только в армии — для солдат шотландских полков британской армии (в первую очередь для 42-го и 43-го пехотных полков) было сделано специальное исключение, поскольку они сражались на стороне англичан. Солдаты изначально носили килты-пледы, но с радостью переняли килты-юбки. Возможно, что система тартанов, то есть определения принадлежности человека к определенному клану по расцветке его килта, родилась именно в этих шотландских полках для выделения батальонов.

Несмотря на отмену запрета носить «горское платье» в 1782 году, килт возвращался на историческую сцену медленно и неохотно, оставаясь прерогативой военных и отдельных представителей шотландской знати и интеллигенции. В 1804 году британское военное министерство, пытаясь унифицировать униформу, отменило ношение килтов в качестве предмета униформы, введя взамен ношение узких клетчатых штанов (то есть возвращаясь к старым шотландским традициям).

Этот шаг вызвал возмущение некоторых офицеров, которые посчитали, что нельзя так менять уже сложившийся порядок вещей.

По инициативе Вальтера Скотта

Годом торжества килта-юбки можно смело назвать 1822 год, когда в Шотландию впервые приехал с визитом монарх ганноверской династии — Георг IV. Главой комитета по организации торжеств был выбран сэр Вальтер Скотт, который предложил местным аристократам приехать в Эдинбург со свитой и выделить свой клан, в том числе тартаном. Эта идея весьма понравилась шотландским производителям шерстяной ткани. Совместно с Лондонским и Эдинбургским обществами хайлендов, в которых состояли шотландские аристократы — инициаторы распространения горской одежды среди обитателей страны, они разработали каталог расцветок тартанов, «принадлежавших» конкретным кланам. Также появился универсальный тартан «Каледония», который может носить любой шотландец. Свое название он получил от римлян, чьи легионеры некогда несли службу на границах Римской империи на Адриановом валу, разделявшем цивилизованные земли и владения диких пиктов и скоттов — Каледонию.

В результате «долинный» Эдинбург встречал короля Георга одетым в полуфантастические «средневековые» костюмы, придуманные менее века назад. Завороженный этим зрелищем, король оделся в специально пошитый для него в Лондоне килт из «королевского тартана Стюартов».

После этого тартаны и килты стали бешено популярны. Шотландские джентльмены начали выискивать у себя горские корни, чтобы подобрать подходящий «клановый» цвет
и обзавестись модным предметом одежды. Иногда на балы и прочие светские мероприятия килты даже одалживали у военных из шотландских полков. Таким образом начал создаваться единый образ шотландца — без исконного деления на горцев (хайлендеров) и долинных жителей (лоулендеров). Впоследствии килт несколько модифицировали с целью соответствия древним «модам», и теперь он представляет собой полотнище, которое особым способом оборачивают вокруг тела и закрепляют на талии ремнем.

Сегодня килт, наряду с волынкой и кинжалом под названием «скин ду», который носят за подвязкой правого гольфа, является неоспоримым символом Шотландии, ее древних традиций и клановой истории. Ношение этого предмета одежды частично принято и другими народами кельтского происхождения — например, ирландцами и жителями острова Мэн. К сегодняшнему дню расцветок тартана уже около 700, поскольку возникают новые фамилии. У каждого шотландского клана есть свой сайт, где рассказывается о семейном тартане и его вариациях: «охотничьей» — более зеленой, «парадной» — где фон заменяется на белый для пущей нарядности. Для шотландских производителей тартанов введены очень строгие критерии оценки качества, и только при их неукоснительном соблюдении ткань получает ярлык «настоящей ткани для килта».

Анна СЕМЕНЕНКО

  Рубрика: Люди и вещи 494 просмотров


https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,270 сек. Потребление памяти:11.58 mb