Символ власти и смириения

Автор: Maks Мар 18, 2020

Представить себе без этого предмета пастуха, паломника или патриарха просто невозможно. Да и правители прошлого не обходились без него, хотя их потребность в нем была символическая. Речь идет о посохе — символе власти, веры и магии.

Знаменитый царь Эдип, будучи простым юношей, шел к воротам города Фивы, но путь ему преградил Сфинкс и задал загадку: «Кто утром ходит на четырех ногах, днем на двух, вечером на трех?» Того, кто не знал ответа, Сфинкс раздирал когтями. Но Эдип был находчив: «Это человек: младенцем он ползает на четвереньках, затем ходит на двух ногах, а стариком опирается на посох».

Пастух человеческого стада

Необходимость преодолевать значительные расстояния на открытой местности заставила человека пользоваться длинной палкой. Она не только служила опорой при ходьбе, но и помогала отбиться от врага или дикого зверя. Логично, что посох стал неотъемлемым спутником всех странников. Когда же человек приручил домашних животных, посох взяли на вооружение и пастухи. Им он служил не только как средство опоры при ходьбе, но и помогал подгонять и сбивать в стадо овец. А чтобы вычленить из стада нужную особь, пастухи сгибали верхний конец посоха, придавая ему крючковатую форму.

Концепция «пастух-стадо», подразумевавшая пастыря и паству, стала основополагающей не только для многих религий, но и для правителей. Впервые эта метафора появилась задолго до христианства. В Шумерском царстве, возникшем в IV тысячелетии до нашей эры, одной из регалий царя являлся посох пастуха, начисто лишенный драгоценных украшений. Шумерские правители полагали, что сделанный из священного дерева, посох наделял владельца такой же силой над остальными, которой обладает пастух над овцами.

В Древнем Египте посох являлся одним из символов солнца. Египтяне полагали, что при сокращении световых дней солнце не может подняться высоко, а потому ему надо помочь опорой — посохом. День осеннего солнцестояния здесь считался днем рождения Солнца-Посоха. Так же как и шумерские правители, фараоны считали посох своей регалией. Знаменитый уас — длинный посох с раздвоенным концом и навершием в виде головы животного бога Сета наводил ужас на подданных. Уас символизировал борьбу с темными силами, властителем которых считался бог Сет. Египтяне верили, что уас помогает усопшим в загробном мире, и его часто изображали на стенах гробниц. Кроме того, жрецы учили, что небосвод опирается на четыре столба, схожих с посохом уас.

Путник с посохомНе менее значимым посох был и в жизни древних греков. Так, у бога морей Посейдона посох был в виде трезубца. А «бог всех богов» — Зевс, своим посохом выбивал гром и молнии.

Не менее интересна легенда о посохе античного бога медицины Асклепия. Однажды у царя Крита Миноса умер любимый сын. Опечаленный царь позвал Асклепия оживить юношу. По пути посох целителя обвила змея, но Аскпепий убил ее. Тут же из кустов выползла вторая змея с травой во рту и воскресила убитую. Асклепий нашел эту траву и с ее помощью оживил царского сына. С тех пор посох, обвитый змеей, стал символом медицины.

Патриарший жезл

Кельтские племена, чьим ответвлением были галлы, считали, что свою силу их жрецы — друиды — хранят именно в посохе. Помимо магической роли друиды выполняли у кельтов роль врачей, астрологов и судей. Посох друида вырезался из дуба и был очень прочным. Его поверхность покрывалась особыми письменами — рунами, что, по мнению магов, придавало ему особую силу. В навершие посоха вставлялся амулет — драгоценный камень, где была сосредоточена энергия владельца. Потеря посоха, равно как и его слом, означала смерть друида как жреца.

Христианство, вобравшее в себя многое от ранних религий, тоже использовало посох в сакральных целях. Хотя изначально, гонимые римскими властями, проповедники христианства использовали его в своих переходах строго по назначению. Но упомянутая метафора — подобно тому, как пастух опекает стадо, так и пастырь заботится о своих верующих, — сделала посох пастуха важнейшим символом христиан. Со временем посох или жезл стал неотъемлемым спутников архиереев, его стали называть патерица.

Византийский император вручал такой посох новому патриарху при интронизации. Сначала его форма напоминала обычный пастуший посох с крюком. Позднее посохи стали делать с верхней перекладиной, концы которой загибались вниз, что придавало им сходство с якорем. Тем самым признавалась связь с другим христианским символом — кораблем. Ведь церковь Христа подобна кораблю, помогающая людям преодолеть неспокойное море жизни, а его якорь — надежда на Бога.

Ритуальный жезл епископа принято украшать драгоценными камнями, узорами, инкрустацией. В то время как его повседневный посох лишен этих украшений и представляет собой длинную палку с набалдашником из резной кости или серебра. Это связано с тем, что пастырям запрещено окружать себя роскошью, но при богослужении богатство отделки вполне уместно.

Характерной чертой русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и подвязанных к верхней части рукояти. В морозные дни, когда проходили крестные ходы на Руси, нижний платок согревал руку от прикосновения к холодному металлу, а верхний — от морозного воздуха. Также считается, что жезл настолько свят, что архиерей не может касаться его своей плотью и потому используется платок. Потому жезл без сулка может иметь только патриарх.

Одна из главных святынь Русской православной церкви — деревянный посох митрополита Петра (XIV век), благословившего князя Ивана Калиту построить первый белокаменный собор (Успенский). Сам митрополит Петр получил посох от Константинопольского патриарха Афанасия. Сегодня реликвия хранится в Оружейной палате Московского Кремля, но при интронизации патриархов Алексия II и Кирилла участвовала в церемонии.

Оружие царя московского

Не меньше церковных правителей посох любили и правители светские. Одним из тех, кого нельзя представить без посоха, являлся царь Московский и всея Руси Иван Грозный. По одной из версий, свой посох он забрал из Богоявленского монастыря, где тот хранился после смерти предыдущего обладателя — благочестивого старца Авраамия. Считается, что однажды молодой Иван услышал пророчество: если он завладеет посохом, то сумеет взять Казань и Астрахань. Пророчество сбылось, но якобы за изъятие святыни царя ждала суровая расплата. Точно известно лишь то, что вскоре после победы над Казанью и Астраханью заболел и умер старший сын Ивана IV — царевич Дмитрий.

По другой версии, посох был подарен царю заморским посланником, который уверил его, что он сделан из кости единорога. За подарок царь щедро наградил иностранца, пожаловав ему баснословную по тем временам сумму — 70 000 рублей. Изображения единорога с тех пор стали одним из символов Руси эпохи Ивана IV. Так, силуэт мифического животного оказался на малой государственной печати, а с 1577 года единорога наносили на лафеты русских пушек.

Как бы там ни было, но посох стал неотъемлемым спутником Ивана Грозного. С ним он появлялся и на торжественных церемониях, и на богослужениях, и на трапезе. Ближе к старости царь стал верить, что в посохе сосредоточена его жизненная сила и расставание с ним подобно смерти. Но, по одной из исторических версий, именно этот посох и принес гибель его сыну Ивану. Якобы 19 ноября 1581 года царь в гневе ударил посохом наследника. Удар наконечника пришелся в висок, и юноша замертво рухнул на пол. Трагическую сцену мастерски передал на своем полотне художник Илья Репин, не забыв на переднем плане изобразить окровавленный посох.

После гибели Ивана царь испытал шок и стал много говорить о скорой смерти. Современники описывают, что царь стал грешить ворожбой и магией: «Принесите мне мой царский посох; это рог единорога, оправленный алмазами, рубинами, сапфирами, изумрудами и другими драгоценными камнями большой цены. Принесите пауков!» После чего монарх велел врачу Ивану Лофу начертить посохом круг на столе. Все впущенные в круг пауки тотчас же сдохли, а те, что высыпались вне его, бежали прочь. «Поздно, этому посоху уже не спасти меня!» — философски изрек царь. Спустя несколько месяцев он скончался. После его смерти на трон взошел его сын — слабоумный Федор, при коронации которого тоже использовался посох его отца. Но после смерти Федора реликвию больше никто не видел. Ходили слухи, что его приказал уничтожить Борис Годунов, но и это не уберегло его династию.

Лев КАПЛИН

  Рубрика: Люди и вещи 680 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:1,114 сек. Потребление памяти:11.56 mb