Собака бывает кусачей…

Автор: Maks Ноя 2, 2021

Режиссер Ян Фрид, снявший в 1977 году музыкальную комедию «Собака на сене», и предположить не мог, что этот двухсерийный фильм займет место в списке лучших картин советского кино. Постановка пьесы Лопе де Веги кажется легкой и воздушной. Но знали бы зрители, какие муки претерпели все участники съемочного процесса во время работы над «Собакой на сене»!

Ян Фрид начал свой путь постановщика комедий, написанных иностранными классиками, еще в 1955 году. Тогда он экранизировал «Двенадцатую ночь» Шекспира с блестящим актерским составом: в картине играли Яншин, Лучко, Ларионова, Медведев, Меркурьев… Конечно, за пару лет до этого режиссеру пришлось сделать реверанс в сторону власти — он выпустил глубоко советскую драму «Любовь Яровая» о жене, которая с удовольствием сдает мужа на растерзание врагам.

Мучения с актерами

После этого Фрид стал тяготеть к музыкальному и комическому жанру. Режиссер тонко почуял то, что носится в воздухе: людям хотелось легкости, отвлечения от суровых будней. Музыкальная комедия по произведению многолетней давности — это было то, что надо. И главное — минимум проблем с цензурой.

На роль прекрасного Теодоро, секретаря аристократки Дианы де Бельфлер, претендовали Николай Караченцов и Олег Даль. Оба были старше и известней Михаила Боярского, который, в конце концов, и получил это «место». Собственно, будущий Теодоро всерьез «засветился» до этого только в 1975 году, когда исполнил одну из главных ролей в картине Виталия Мельникова «Старший сын». Другую главную роль в этом фильме сыграл Караченцов. В итоге Фрид решил проблему выбора актера на роль влюбленного секретаря так: Даля не взяли вообще, Караченцов стал придурковатым маркизом Риккардо, неудачливым ухажером Дианы. На эту роль изначально прочили Боярского. Интересно, что Караченцов, человек с легким и неконфликтным характером, легко согласился на «понижение» и придурковатый вид. А Даль — очень самолюбивый и чувствительный — ни в какой роли, кроме главной, себя не видел.

В начале съемок Ян Фрид, правда, сильно пожалел о назначении на роль Боярского. Молодой и не самый опытный артист, который в фильме выглядит таким страстным и задорным, поначалу никак не мог расслабиться. И режиссер уже стал подумывать о замене исполнителя роли Теордоро. Но тут за Михаила, которому на момент съемок не исполнилось и 30 лет, резко вступилась Маргарита Терехова, сыгравшая «венец творенья, дивную Диану». Как оказалось, такое горячее участие с ее стороны не было бескорыстным: актриса нуждалась в союзнике.

Да, Диану сыграла Маргарита Терехова. Никого другого Фрид в этой роли не видел. Но с ней-то и возникли главные проблемы. Во второй половине 1970-х годов Маргарита Борисовна чувствовала себя звездой первой величины. После того как она в 1974-м сыграла главную роль в «Зеркале» Тарковского, актрисе стало казаться, что ей все по плечу. Она могла позволить себе капризы. Терехова считала себя вне конкуренции, поэтому постоянно спорила с режиссером, объясняя ему, каким должно быть современное видение пьесы испанского драматурга, творившего в XVI-XVII веках.

Терехова привлекла на свою сторону Боярского, который был моложе ее и имел меньше опыта. Они достали книгу пьес Лопе де Веги и, разбирая текст «Собаки на сене», сами решали, как будут играть. Это привело режиссера в состояние полной оторопи. Самоуверенная актриса считала успех музыкальной комедии во многом своей заслугой. И не жалела о колкой полемике с постановщиком: «…с «Собакой на сене», я считаю, просто случилось чудо. Она родилась на нашем антагонизме, у нас же была буквально война…»

Средиземноморье, как всегда бывало в СССР, снимали, используя, так сказать, внутренний ресурс. Интерьеры «Собаки на сене» — это внутреннее убранство Ливадийского дворца в Крыму. Уличные сцены сняли в парке дворца.

Из-за съемок этой ленфильмовской картины никто дворец для посетителей закрывать не собирался. Так что Терехова иногда просто обращалась к зевакам за советом относительно того, как играть ту или иную сцену. Она считала голоса потенциальных рядовых зрителей весьма весомыми.

Удивительно, но Ян Борисович, как, ни странно, встал на сторону Тереховой и примкнувшего к ней Боярского. Маргарита Борисовна это оценила: «И Фрид, увидев отснятый материал, представьте себе, перестал возражать. И соглашался. Он молодец, что все это выдержал: почувствовал, когда пошел хороший материал. Только тупой человек и ужасно заносчивый будет настаивать на своем в такой ситуации. И я должна отдать ему должное, он действительно достойно терпел наши возражения. Он хотел, чтобы вышел хороший фильм!»

Кровавая работа

«Собака на сене»Интересно, что конфликты не выходили за пределы съемочной площадки. После практически скандала перед камерой Фрид, Терехова и Боярский могли спокойно пить чай в перерыве, лениво беседуя о том о сем.

Неизвестно, чего стоил Боярскому этот мирный тон. Дело в том, что во время съемок, идя по лестнице, Михаил наступил на подол роскошного платья Маргариты. Подол оторвался. Конфуз случился на глазах у нескольких десятков экскурсантов, которые под руководством гида изучали интерьеры Ливадийского дворца.

Терехова, считавшая себя непревзойденной красавицей, полагала, что не может так запросто опростоволоситься. И она отомстила Боярскому. В одной сцене Диана дает Теодоро пощечину. Добрый Фрид сказал Маргарите Борисовне, чтобы пощечина была как прикосновение птичьего крыла. А кровь, которая должна была пойти из носа Теодоро, дорисуют гримеры. Но не тут-то было. Актриса залепила молодому партнеру веером такую оплеуху, что из его носа закапала самая настоящая кровь.

Историческая недостоверность

Еще одной трудностью стали костюмы героев. Лопе де Вега написал пьесу «Собака на сене» в 1618 году.

Действие произведения происходит в Неаполе. Так что, в идеале художник по костюмам Татьяна Острогорская должна была придумать одеяния, соответствующие началу XVII столетия.

Мода того времени отличалась жесткостью и аскетизмом. Вряд ли имитация костюмов той эпохи выглядела бы привлекательно в глазах зрителей. Так что Острогорская решила вдохновляться эпохой барокко, когда наряды отличались яркостью и пышностью.

Уже в XXI веке историк моды Александр Васильев в пух и прах разнес «исторически недостоверные» наряды героев. Например, он спрашивал о том, откуда испанская мантилья у французской аристократки, живущей на юге Италии? Конечно, такой вопрос может прозвучать только из уст эксперта…

А художник просто предалась полету собственной фантазии, насмотревшись на полотна старых мастеров.

Вот что рассказывала глава пошивочного цеха о том, как искали детали костюмов: «Редкий синий бархат достали у антикваров за огромные деньги. Но самая дорогая и даже бесценная деталь платья графини — вставка на груди. Ее скроили из головного убора католического монаха. Убор попал на студию после революции. Говорят, его нашли в одном из петербургских дворцов. Эта вещь долго пролежала на складе, пока о ней не вспомнила Острогорская. Головной убор уже разваливался от времени, и его решили перекроить для платья. Распороли, сняли все украшения и сделали центральной деталью костюма».

Картину показали по телевидению 1 января 1978 года. Это был фурор. Зрителям понравилось все: и постановка, и игра актеров, и костюмы. Наряды героев «Собаки на сене» потом появлялись и в других картинах киностудии «Ленфильм», притом не только в тех, которые снимал Ян Фрид.

Ольга СОКОЛОВСКАЯ

ВОСХОЖДЕНИЕ Д’АРТАНЬЯНА

«Собака на сене» для Михаила Боярского стала ступенью к статусу звезды экрана. Эту музыкальную комедию с удовольствием посмотрел режиссер Георгий Юнгвальд-Хилькевич. В 1978 году Боярский сыграл в фильме «Д’Артаньян и три мушкетера», поставленном Юнгвальдом-Хилькевичем, главную роль и стал навсегда «Д’Артаньяном всея Руси»!

  Рубрика: Искусство и телевидение 329 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,314 сек. Потребление памяти:9.66 mb