Собрание казусов

Автор: Maks Мар 21, 2018

Нидерланды — не та страна, которая может похвастаться великим военным прошлым. По крайней мере, если говорить о конфликтах Нового времени. Тем не менее, Национальный военный музей может порадовать знатоков военной техники довольно необычной подборкой экспонатов. Разными путями сюда попали уникальные образцы, которые иллюстрируют малоизвестные, но от этого не менее ценные эпизоды больших войн XX века.

Небольшой городок Сустерберг находится в нидерландской провинции Утрехт. Он ничем не примечателен, за исключением того, что с 1954 по 1994 год рядом располагалась авиационная база НАТО. Затем до 2010 года голландцы использовали ее для собственной авиации. Ну а теперь здесь располагается Национальный военный музей.

Фронтовые моторы

Специально для музея прямо на бывших взлетных полосах было построено новое просторное здание. Это дало возможность расположить значительную часть выставляемой техники внутри. Хотя часть экспонатов стоит на открытом воздухе. Но самое интересное размещено в залах.

В самом начале небольшая экспозиция напоминает о боевой славе, которую воины Соединенных провинций добыли в Средние века, особенно во время борьбы за независимость от испанской короны. Рядом с витринами, заполненными оружием, выставлены ростовые манекены в полном снаряжении. Особое внимание уделено эволюции обмундирования армии Королевства Нидерландов с самого начала ее существования.

Однако основное место отдано все же технике. Длинные ряды мотоциклов, использовавшихся военными — от неуклюжего BSA G-14 с шикарно выглядящей коляской до мощных BMW R60/6 и Harley Davidson WLC. Грузовики, тягачи и санитарные транспорты — все то, что не оснащено оружием, но без чего не может нормально функционировать армия. Недаром Вторую мировую называют «войной моторов» — все разновидности этих моторов представлены здесь в изобилии. А рядом, как бы для контраста, упряжка из двух собак, тянущих пулемет, — «ноу-хау» Первой мировой.

Сотрудники музея позаботились о том, чтобы дети не скучали, пока взрослые бродят среди механизмов прошлого. Для них работает отдельный зал, где можно примерить очки виртуальной реальности или провести время на симуляторах. С их помощью ребенок сможет стать пилотом истребителя, попытаться разминировать бомбу или изучить внутреннее устройство танка. А для тех, кто предпочитает более активное времяпрепровождение, на улице построена полоса препятствий.

От «Рено» FT-17 до «Леопарда»

Музей в СустербергеЗато залы с танками наверняка увлекут всех. Тем более что экземпляры здесь можно встретить весьма своеобразные. Например, самый массовый американский средний танк М4 «Шерман», несколько лет использовавшийся в качестве мишени на полигоне. Его лобовая броня напоминает решето, что производит сильное впечатление.

Ведь обычно в музеях мы видим боевую технику в «прилизанном» и приближенном к идеальному состоянии. А здесь можно представить, каково приходилось танкистам в тяжелых боях.

Как правило, внимание привлекает и легкий французский танк «Рено» FT-17. В годы Первой мировой войны он заслужил всеобщее признание, однако уже к середине 1920-х безнадежно устарел. Тем не менее, в 1927 году Нидерланды всерьез собирались взять его на вооружение, но отказались после испытаний. Необычность данного конкретного экземпляра состоит в том, что он выкрашен в немецкие цвета. Это означает, что перед нами танк с бурной биографией: он дожил до Второй мировой, был захвачен немцами в качестве трофея, а затем, очевидно, использовался вермахтом для охраны тыловых объектов от терактов, которые устраивали бойцы голландского Сопротивления.

Еще один примечательный «француз» — АМХ-13 с «качающейся башней». В 1960-х его создавали как вариант легкого и компактного танка. В результате для большего эффекта 15-тонную машину оснастили пушкой калибром 105 миллиметров. Испытания показали, что от выстрелов в куполе танка появляются трещины. Популярным танк так и не стал, а пушки повсеместно стали заменять на калибр 75 или 90 миллиметров. Нидерланды — единственная страна, упрямо сохранявшая оригинальный калибр. Танк стоял на вооружении вплоть до 1980-х, когда его вытеснил немецкий «Леопард».

«Леопард» в современной модификации 2А6 тоже можно увидеть в Сустерберге. Примечательно, что в 2011 году армия Нидерландов, в рамках кампании по сокращению военных расходов, сняла с вооружения все 60 «Леопардов», имевшихся на тот момент. В настоящее время страна не располагает танками вообще.

Крылатая летопись

Но, пожалуй, самое интересное, что можно увидеть в Сустерберге, — это самолеты. Их здесь представлено очень много. По ним без труда можно проследить историю военно-воздушных сил Нидерландов, которая в целом не слишком широко известна, хотя в ней есть немало героических страниц.

Увы, среди этих экземпляров нет двух моделей, на которых голландские летчики сражались в своих наиболее знаменитых битвах. До нашего времени не сохранилось ни одного экземпляра тяжелого истребителя Fokker GI. В основном на них летали пилоты из Нидерландов, покинувшие свою страну после ее оккупации Германией и перешедшие на службу в Королевские ВВС Великобритании.

Также не дошли до нас и легендарные Brewster F2A Buffalo. 70 этих машин стояло на вооружении Голландской Ост-Индии (индонезийской колонии Нидерландов). Начиная с 1941 года ост-индские пилоты оказывали яростное сопротивление японскому воздушному флоту. Увы, силы были неравны, и большинство самолетов сгорело за три месяца боевых действий. Но далось это японцам нелегко. К примеру, 19 января 1942 года 35 японских самолетов совершили налет на военную базу. Они уничтожили пять F2A на земле и еще четыре сбили в бою. Но сами потеряли при этом 11 Mitsubishi А6М Zero — машин весьма маневренных и неплохо вооруженных!

Разглядывая выставленные в музее самолеты, имеет смысл обратить внимание на то, какими знаками они отмечены. Национальный флаг или трехцветный круг с оранжевым центром показывает, что самолет принадлежал ВВС Нидерландов. А оранжевый треугольник рисовали на машинах Голландской Ост-Индии. Особняком стоит выставленный рядом Spitfire Mk XIV с оранжевым треугольником. На нем воевал и героически погиб в 1944 году выходец из Голландской Ост-Индии, числившийся в 322-й эскадрилье британских ВВС.

Также с Голландской Ост-Индией связаны машины North American P-51D Mustang. В 1945 году они стали поставляться в Индонезию с завода в Австралии. Всего пришло около 40 машин. Они оказались весьма кстати для борцов за независимость от Нидерландов. Война за независимость продолжалась больше четырех лет, и «Мустанги» использовались на всем ее протяжении.

На открытой площадке стоят крылатые машины, не имеющие непосредственного отношения к ВВС Нидерландов. Среди них — основной американский истребитель времен войны в Корее North American F-86 Sabre. А неподалеку расположился советский МиГ-21, который попортил американским асам немало крови несколько позднее, во Вьетнаме. Правда, какова судьба конкретно этого экземпляра и как его занесло в голландский музей — загадка.

Кирилл ИВАНОВ

  Рубрика: Музеи мира 2826 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,327 сек. Потребление памяти:9.67 mb