Социализм для Сынов Солнца

Автор: Maks Дек 23, 2018

На протяжении последних 100 лет человечество не раз пыталось построить государство, свободное от эксплуатации. Вряд ли надо напоминать, что существовал СССР, однако известно, что даже тогда был «китайский социализм» (писатель-фантаст Иван Ефремов дал ему название «муравьиный лжесоциализм»), «югославский социализм» и даже «шведский социализм». После 1991 года к ним добавились «кубинский» и «северокорейский» — социализм «последних из могикан». Однако известно государство в Южной Америке, где законы были ну прямо-таки социалистическими, о чем с удивлением узнали испанцы, его завоевавшие. Речь идет об империи инков — Сынов Солнца, — необычное устройство которой и станет темой статьи.

Труд — обязанность для всех

Откуда взялись инки, точно установить пока не удалось. Но мы знаем, что сначала они жили на берегах озера Титикака, затем двинулись на север, покоряя встретившиеся им племена, пока не обосновались в долине Куско. Оттуда они начали совершать завоевательные походы и вскоре захватили огромную территорию. Сначала они это делали ради обогащения. Но потом стали утверждать, что «должны нести свою культуру в массы», то есть распространять веру в бога Солнца Инти и свои справедливые законы.

Считается, что труд облагораживает человека. И право на труд — едва ли не самое почетное и ценное. Но в Тауантинсуйу (так называлось государство Сынов Солнца) труд вменялся в обязанность (как, кстати говоря, и в СССР). И из права превращался в тяжкую обязанность. Инки придавали большое значение тому, чтобы каждый человек всегда был при деле. И не только из-за необходимости производить материальные блага. Правители инков считали: тот, у кого заняты руки, меньше задумывается о том, как плохо он живет, и при этом не ищет виновников своих бед. Но те же правители позаботились, чтобы особо возмущаться было нечем: каждый крестьянин имел участок земли и какое-то количество лам, то есть элементарный прожиточный минимум.

Государство, в котором не было ни бедных, ни богатых

Инки позаботились о том, чтобы больные, инвалиды, старики и дети, а также вдовы, сироты и воины-ветераны находились на государственном обеспечении. Была пенсия по старости для тех, кто работал на рудниках. При этом уровень жизни рядовых и здоровых пурехов (граждан империи) и их семей был практически одинаков. Одинаково мало было продуктов питания, все одинаково одеты, у всех одинаковые хижины и одинаковая домашняя утварь. Простолюдинам были запрещены украшения из золота и серебра — только из бронзы. Выделяться нельзя! И что еще человеку надо для счастья?

Заботилось государство инков о своих гражданах очень даже последовательно, стараясь при этом ни о ком не забывать. То есть если человек по каким-то объективным причинам не мог работать, то и продукты питания, и одежду, и обувь он получал из фондов империи: зерно из амбаров, а ремесленные изделия — из разбросанных повсюду специальных складов. Откуда там все бралось? Источников было три: военная добыча, обязательная дань подданных и… труд «невест Солнца». Тысячи красивых девушек отбирали в жены «Единственному Инке» и расселяли по специальным «монастырям», где они ткали, шили, плели сандалии, после чего все это поступало на государственные склады.

В целом инкам удалось добиться того, что в результате их «социального обеспечения» ни один человек в их империи — как тот, кто трудился, так и тот, кто работать уже не мог, — наг и бос не ходил, а также был накормлен. И вот из этого обстоятельства ряд исследователей сделали вывод… о социалистическом устройстве государства Сынов Солнца.

Право на бесправие, а еще на еду

Праздник Солнца в ПеруВпрочем, надо сказать, что в этом «социально справедливом обществе» существовал привилегированный класс во главе с Сапа Инкой — Великим, или Единственным, Инкой. И этот класс присваивал большую часть тех благ, что производились миллионами граждан. Да, у Великого Инки было свое поле, и он должен был его обрабатывать как последний крестьянин. Но при этом именно ему одному принадлежало все богатство страны, включая золото и… листья коки. Ему и его родственникам можно было иметь неограниченное количество наложниц, а еще к услугам Единственного Инки были все «невесты Солнца», услугами которых он пользовался, отправляясь в путешествие по стране. Простому народу дозволялось жизнь в общине, по четыре самых теплых месяца в году трудиться на золотых и серебряных приисках, а когда прикажет Великий Инка, отправляться на войну или даже переселяться в другой район. Зачем переселяться? Да затем, чтобы жители одной местности не могли сговориться и поднять восстание. На новом месте переселенцы получали все то же самое, только вокруг были люди, говорившие на своем языке, со своими обычаями и культурой. При этом у людей была уверенность в том, что они не умрут от голода, даже если не смогут работать на полях и в шахтах или станут калеками в боях за интересы Единственного Инки.

Люди-винтики

То есть «лично свободный гражданин» империи Сынов Солнца мог лишь в самой ничтожной степени реализовать свое «я». Почему? Да потому, что был лишен права решать самостоятельно свою судьбу. Он не мог выбрать своих представителей во власть, понятно, что и главного Инку выбрать он не мог. Все ему предписывалось сверху: будет он жить в этом селении или в другом, где только что умер такой же человек и не хватает пары рабочих рук; пойдет в шахты или воевать, даже женится он или нет — все это решали за него другие. То есть когда мы говорим о тоталитарных обществах XX века, в которых человек становился лишь винтиком государственной машины и ее придатком, новым в подобного рода «творчестве» был разве что уровень техники и технологии. Придумали все это в древнем Перу, причем очень давно. Даже в средневековой Европе сын крестьянина мог надеяться хотя бы как-то преуспеть в жизни, подняться повыше, а то даже и стать купцом или рыцарем. Такие случаи известны. Римский папа Сикст V был, например, поначалу свинопасом, в средневековой Японии сын крестьянина Хидеёси сумел стать квампаку регентом, третьим лицом в империи после императора и сёгуна. А тут Единственным Инкой мог быть только Инка, для чего правитель женился на сестре, лишь бы сохранить чистоту крови.

Равенство, которое не нравилось…

Впрочем, в «империи социального мира» инков подобное равенство нравилось далеко не всем. Были и выступления против «режима», хотя о них известно очень мало. Инки просто не стремились к тому, чтобы такие события как-то фиксировались. Но известно, что было восстание, о котором рассказывается в драме южноамериканских индейцев кечуа «Апу-Ольянтай». А во время правления Инки Тупака Юпанки возле города Тумбес тоже произошло восстание, с участниками которого поступили по всем правилам того времени. Об этом сообщает метис-хронист Гарсиласо де ла Вега, предки которого были представителями правящей династии Тауантинсуйу. Из его записей можно узнать, что с бунтовщиками поступали очень сурово: «Одних бросали в море, привязав к ним тяжести, других пронзали копьями, третьих обезглавливали, кого-то четвертовали или убивали их собственным оружием, а кого-то просто вешали».

В памяти жителей Куско остался бунт рабочих, строивших крепость Саксайуаман. Техника строительства была такая: 6 тысяч человек вручную доставляли в Куско огромные каменные блоки из каменоломни, находившейся в нескольких километрах от города. Однажды канаты не выдержали, одна из глыб свалилась с дороги и задавила более 400 рабочих. Остальные после этого взбунтовались и расправились с надсмотрщиками, но были наказаны, а строительство крепости продолжилось как ни в чем не бывало.

Вячеслав ШПАКОВСКИЙ



, , ,   Рубрика: Исчезнувшие цивилизации

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐



Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:60. Время генерации:0,171 сек. Потребление памяти:8.35 mb