Соколы Хрущёва

Автор: Maks Дек 21, 2020

Если о советских летчиках, тайно воевавших в небе Египта в 70-х годах прошлого века, теперь довольно много информации, то в истории боевой работы их предшественников, помогавших арабам отстоять Суэцкий канал в 1956 году, до сих пор очень много белых пятен.

Суэцкий канал — важнейший транспортный коридор, самый короткий путь из Индийского океана в Средиземное море. Он был построен в 1869 году, став совместным франко-египетским проектом. Однако через несколько лет англичане выкупили у Египта его 44% акций. Британцам стратегически важно было осуществлять через канал связь со своими доминионами.

Канал раздора

После распада Османской империи Египет стал английским протекторатом и получил независимость только в 1936 году с договоренностью, что Суэцкий канал остается под иностранным контролем до 1956 года. Оговаривалось, что это соглашение может быть продлено.

В 1952 году пробритански настроенный король Египта Фарук был свергнут в ходе военного переворота. Страну провозгласили республикой, и к власти пришел Гамаль Абдель Насер, совместивший посты президента и премьер-министра. Поначалу новый лидер договорился с англичанами, что их войска покинут территорию вокруг канала, а сам он будет обслуживаться британскими и египетскими специалистами. Но Лондону этого показалось мало, и он настоял на том, что его базы в Египте сохранятся. При этом англичане, традиционные поставщики вооружения в эту страну, вдруг отказались вооружать Каир.

Насер стал искать союзников в странах соцлагеря. Одной из первых откликнулась Чехословакия и в 1955 году начала поставки в Египет военной техники, в том числе и реактивных самолетов — истребителей МиГ-15бис и бомбардировщиков Ил-28. Правда, Чехословацкая Республика была лишь прикрытием, поскольку самолеты шли в основном из СССР. Руководство Советского государства в лице Никиты Хрущева до поры до времени решило не демонстрировать свои интересы на Ближнем Востоке.

Тогда англичане вместе с США отказались финансировать строительство Асуанской плотины, а Насер в ответ решил национализировать канал.

И тут его владельцы — англичане с французами — решили защищать имущество силой. Они договорились с Израилем, который 29 октября 1956 года атаковал позиции египетской армии на Синайском полуострове. Сами же британцы и французы 31 октября начали операцию «Мушкетер» по захвату территорий, прилегающих к Суэцкому каналу.

В чужой стране, в чужой войне

Битва за Суэцкий каналСоветский Союз через Чехословакию успел поставить Египту около 200 реактивных самолетов. Внушительная сила, однако быстро выяснилось, что управлять ею по сути дела некому. Темпы подготовки летных кадров по ряду причин оказались невелики, а сами египетские летчики больше привыкли летать на устаревших поршневых машинах.

Зато в Египте оказалось немало советских летчиков под чешскими и словацкими фамилиями, как представителей страны, поставлявшей технику. Ряд источников рассказывает о том, что среди них было немало пилотов, которые не так давно вернулись из Северной Кореи, где уже участвовали в одном локальном конфликте. А для достоверности «чешского следа» были там и настоящие чехи со словаками. Вот им-то в основном и пришлось иметь дело с израильтянами и их союзниками в небе над Суэцким каналом.

Уже 30 октября истребители МиГ-15бис, управляемые советскими пилотами, перехватили четверку английских самолетов-разведчиков «Канберра» и, по одним данным, сбили, по другим — повредили одну машину. Египетские летчики вспоминали, что тогда же советники и техники «из Чехословакии» помогли им обеспечить бомбардировку израильских десантников 202-й парашютной бригады, наступавших на Синайском полуострове. «Чехи» обслуживали МиГи и разрабатывали планы авиаударов. А 31 октября штурмовать наступающие части агрессора отправились советские пилоты на МиГ-15бис. Истребители мало подходили для этого, но острая ситуация вынуждала…

В тот же день начали действовать фронтовые бомбардировщики Ил-28. Один из них ночью нанес авиаудар по израильской территории — кибуцу Гезер. Вылетевший на его перехват истребитель «Метеор» не смог найти бомбардировщик в темноте. Еще три Ила отправились бомбить авиабазу Лод, но их бомбы упали у кибуца Рамат-Рахель.

Как позже стало известно, у египтян тогда была только одна эскадрилья Ил-28 с более-менее подготовленными экипажами, но, по словам ее командира — бригадного генерала Камала Заки, они в ходе войны летали только на разведывательные задания. Судя по всему, Илы, бомбившие Израиль, могли управляться советскими летчиками. В Египте находилось несколько экипажей Ил-28, которые обкатывали на авиабазах собираемые после доставки самолеты перед тем, как передавать их арабам. Среди них, к примеру, называют заводской экипаж Иркутского авиастроительного завода, возглавляемый боевым летчиком Иннокентием Кузнецовым (27 побед, одержанных в годы Великой Отечественной войны).

История с бомбардировкой имела продолжение, точнее — даже два. По одной из версий, на возвращавшееся после налета звено Ил-28 набросились сразу десять английских истребителей-бомбардировщиков «Хантер». Советские экипажи, отстреливаясь из носовых и кормовых пушечных установок, вроде бы сбили два самолета нападавших, после чего остальные сразу отстали.

По другой версии — «Ил» был всего один, и его перегоняли, чтобы спасти от воздушных ударов союзников, из Египта в Сирию. От десяти вражеских самолетов он отбился и при этом повредил два из них.

Англичане на это говорят, что новейшие на тот момент «Хантеры» в зоне Суэцкого канала действовали, но ни в каких воздушных боях не участвовали.

Обострение и примирение

После того как к Израилю присоединились Англия и Франция, Хрущев принял решение срочно отправить в Египет эскадрилью летчиков-асов с опытом войны в Корее, освоивших новейшие самолеты МиГ-17Ф. Уже 2 ноября они перехватили над каналом несколько самолетов западных стран, правда, уничтожить ни один не смогли.

Зато на следующий день советские асы все же сбили несколько английских самолетов. Отличился опытный летчик Сергей Синцов, имевший три победы в воздушных боях в Северной Корее, и еще один пилот, чье имя осталось неизвестным. Однако британцы признают потерю 3 ноября только одного палубного штурмовика «Вайверн», который, по их версии, был поврежден зенитной артиллерией и впоследствии добит МиГами. Его пилот Деннис Маккарти остался жив.

Союзники в ответ отыскали авиабазу Луксор, где находились два десятка Ил-28 без экипажей, и разбомбили их все. Египтяне признали потерю только семи самолетов.

6 ноября в небе над Сирией на большой высоте появился самолет-разведчик «Канберра». Англичане присматривали за союзником Египта, опасаясь, что тот атакует Израиль с тыла. Неожиданно МиГ с опознавательными знаками Египта нагнал его и сбил. Так как выполнить это было непросто, считается, что данный успешный перехват мог сделать либо советский, либо чехословацкий пилот.

Тем временем англичане и французы, расправившись с египетской авиацией, высадили в районе Суэцкого канала десант. Отдельные успехи советских летчиков, чьи действия строго регламентировались секретностью их нахождения в Египте и постоянно ограничивались, не могли принести серьезного результата. Требовалось иное решение.

Насеру стало ясно, что борьбу за канал он проиграл. Египетский лидер был в отчаянии. И тут свое веское слово сказал Хрущев, потребовавший остановить войну. Он не скупился на угрозы, но что самое страшное — требования СССР неожиданно поддержали США.

Война была остановлена, канал — национализирован. А участие советских пилотов в битве за него надолго засекречено.

Леонид ЧЕРНОВ

  Рубрика: Специстория 365 просмотров

Предыдущая
⇐ ⇐
⇐ ⇐
Следущая
⇒ ⇒
⇒ ⇒

https://zagadki-istorii.ru

Домой

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

SQL запросов:44. Время генерации:0,309 сек. Потребление памяти:9.66 mb