История — это политика, которую уже нельзя исправить.
Политика — это история, которую еще можно исправить.





Рождение Эрмитажа

В этом году исполняется 250 лет с момента основания Государственного Эрмитажа. Эрмитаж сегодня - один из крупнейших мировых художественных музеев. Он возник по замыслу и при самом энергичном участии императрицы Екатерины II.

Поиск шедевров

Условной датой основания коллекции петербургского Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерине Великой из Берлина были переданы 225 картин, преимущественно голландской и фламандской школ. Картины поступили от немецкого купца Гоцковского в счет его долга князю Владимиру Долгорукому. Гоцковский собирал эту коллекцию для прусского короля Фридриха II, но тот после разорительной Семилетней войны не смог ее выкупить.

Послам, а также доверенным лицам Екатериной II давались поручения покупать все лучшее из произведений искусства, что только появлялось на аукционах в Западной Европе. В этом был и определенный политический расчет. Мол, видите, Пруссия не способна в большом количестве покупать художественные произведения, а Россия и после тяжелой войны может себе это позволить.

Русский посол во Франции Д. А. Голицын, среди друзей которого были Д. Дидро, Д'Аламбер и другие видные представители французской культуры, купил для Эрмитажа «Возвращение блудного сына» Рембрандта. Эту картину и теперь считают величайшим шедевром живописи.

В 1770 году Д.А. Голицын, ставший к тому времени послом в Гааге, приобрел для императрицы на аукционе в Амстердаме полотна из коллекции Геррита Браамкампа, называемой «Храмом вкуса». Картины были погружены на корабль, который на Балтике попал в сильнейший шторм. Судно затонуло вместе со всеми художественными сокровищами. Екатерина II писала по этому поводу Вольтеру: «Потеряно было всего 60 000 червонцев. Надобно обойтись без них; в нынешнем году я имела несколько неудач в подобных случаях. Что делать? Остается только утешиться».

В наше время этот корабль был найден на дне. Он или его обломки находятся в финских территориальных водах. Финляндия и Россия пока не могут договориться, кому и в какой степени принадлежит груз затонувшего корабля. Потому и никаких работ по его подъему до сих пор не ведется.

При содействии Дидро императрице удалось приобрести ряд выдающихся собраний картин. Самым знаменитым среди них была часть коллекции Кроза, приобретенная в 1772 году, с такими шедеврами живописи, как «Святое семейство» Рафаэля, «Вакх» Рубенса, «Юдифь» Джорджоне и «Даная» Тициана.

Одним из значительных приобретений императрицы стала коллекция лорда Уолпола, купленная в 1779 году в Англии. В эту коллекцию вошли знаменитые произведения Ван Дейка, Рубенса, итальянских мастеров. В Лондоне многие высказывали недовольство тем, что одна из лучших коллекций Англии ушла в Россию. Вопрос об этом даже обсуждался в английском парламенте.

Еще одним крупным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик». Кстати, это единственная в России скульптурная работа великого мастера.

Екатерина II приобретала не только картины старых мастеров, но и давала заказы современным ей художникам Запада: Д. Рейнольдсу, Ф. Буше, Э.М. Фальконе и многим другим. Наряду с картинами в Эрмитаж поступали коллекции гравюр и рисунков, античные древности, монеты, медали, книги. В результате императрица очень скоро стала обладательницей одного из лучших художественных собраний Европы.

В 1772 году Екатерина II поручила составление каталога живописи Эрмитажа графу Эрнсту Иоганну Миниху. В 1774 году вышел первый печатных каталог на французском языке, который вручали посетителям во время посещения Эрмитажа.

Музейные здания

Новый Эрмитаж

Слово «эрмитаж» происходит из французского ermitage («место уединения»). В XVII-XVIII веках так назывались небольшие павильоны или даже дворцовые постройки в огромных парках знати. Типичным эрмитажем является здание, построенное при Елизавете Петровне в Екатерининском парке Царского Села. Там даже стол с угощениями поднимался из первого этажа на второй на специальной машине, чтобы гости и хозяева могли обходиться без слуг. Такой эрмитаж в Зимнем дворце первоначально предполагала устроить и Екатерина II, чтобы иногда отдохнуть в узком кругу среди произведений искусства.

Но число произведений искусства быстро росло, и в покоях Зимнего они уже не помещались.

В 1764-1775 годах архитектором Жан-Батист-Мишель Валлен-Деламотом был построен Малый Эрмитаж. Северный павильон (с фасадом на Дворцовую набережную) решен в духе раннего классицизма. Южный павильон (архитектор Ю.М. Фельтен) с фасадом на Миллионную улицу носит черты и барокко, и раннего классицизма.

В 1787 году для все растущего собрания художественных ценностей по проекту Ю.М. Фельтена было построено еще одно здание, которое впоследствии стали называть Старым Эрмитажем. Архитектор Дж. Кваренги возвел здание Эрмитажного театра на другом берегу Зимней канавки, где когда-то стоял Зимний дворец Петра Великого. Через канавку перебросили грандиозный арочный пролет, который позволял перейти из этого здания в основной дворцовый комплекс.

По всей видимости, при строительстве этого комплекса зданий был в основном реализован замысел Екатерины II по созданию рядом с ее дворцом грандиозного художественного музея. В 1842-1851 годах, уже при Николае I, было построено еще одно здание, получившее название Новый Эрмитаж. Оно знаменито своим портиком, выходящим на Миллионную улицу. Этот портик держат десять огромных каменных атлантов.

...Екатерине всю жизнь была присуща жажда знаний. «Нет дня, - пишет она, - чтобы я не бродила вокруг своих шкафов; из них нужно извлечь столько знаний, и конца этому нет!» Она была невероятно увлечена сбором гемм, и античных, и более современных. В письме своему постоянному корреспонденту М. Гримму она сообщает: <Одному Богу известно, сколько радости приносит ежедневное общение со всем этим. Это - неисчерпаемый источник всяких познаний». Когда наступало лето и двор перебирался в Царское Село, «аттики» и нужные ей книги ехали вслед за ней в особой карете. А книг в ее личной библиотеке числилось, по последним описям, более 30 тысяч.

Встречи с императрицей

С Малым Эрмитажем связана еще одна идея императрицы. Еженедельно, осенью, зимой и весной до Великого поста, проводились так называемые эрмитажные собрания. Их инициатором была сама императрица. По количеству приглашенных собрания подразделялись на три вида. На больших присутствовали высшие сановники и дипломатический корпус (150-200 человек). На средних - 50-60 участников.

А малые эрмитажные собрания были самыми интересными. На них были обычно члены императорской фамилии и люди, близкие к государыне.

Французский дипломат М. Карберон вспоминал: «Эрмитаж - это небольшие покои е. и. в. (ее императорского величества). В ее присутствии там дышится необыкновенно свободно, не чувствуешь ни малейшего стеснения, садишься, где хочешь. На особом щите красуется главное правило: "Хозяйка здешних мест не терпит принужденья"». Л. Энгельгарт замечал: «...всякая церемония была изгнана, императрица, забыв свое величество, обходилась со всеми просто. Были сделаны правила против этикета...» Их составила сама Екатерина. Наказания за нарушение этих правил были весьма мягкие. Надо было выпить стакан холодной воды или прочесть несколько строк из «Телемахиды» Тредиаковского.

На одно из таких собраний был приглашен молодой Денис Фонвизин. Он прочел свою комедию «Бригадир». Фонвизин вспоминал: «...признаюсь, что я начал несколько робеть, но взор российской благотворительницы и глас ее ободрил меня... похвалы ее давали мне новую смелость...» Г.Р. Державин прочел на эрмитаже свою оду «На взятие Измаила» - и государыня подарила ему табакерку с бриллиантами.

В Эрмитажном театре, имевшем форму античного полуциркульного театра без лож и ярусов, шли русские, французские или итальянские спектакли. Играли и профессиональные актеры, и любители.

На эрмитажных собраниях звучала и музыка. Графиня В.Н. Головина рассказывала об одном из эрмитажных концертов сезона 1794-1795 года: «...лучшие музыканты с Дицем во главе исполняли симфонии Гайдна и Моцарта».

Характерно, что сама Екатерина мало интересовалась серьезной музыкой. Но она понимала, что это часть европейской культуры, и пыталась внедрять эту культуру, пусть сначала только в верхи общества. Отсюда и огромное количество живописных полотен на стенах Эрмитажа, и античные скульптуры, и привычка собирать большие библиотеки книг и эстампов. В свой век Просвещения Екатерина II думала о будущем.

Василий МИЦУРОВ
кандидат исторических наук





Если вам понравилась статья, поделитесь пожалуйста ей в своих любимых соцсетях:
На Главную сайта "Загадки истории"

Главные рубрики сайта "Загадки истории"


Предыдущая     Сокровище нации     Следущая