Царский шлемСреди многочисленных артефактов Оружейной палаты есть и те, что имеют непосредственное отношение к русской государственности. Один из них - «шапка ерихонская», или воинский шлем царя Михаила Федоровича. В силу своих выдающихся художественных свойств изображение этого шлема попало на большой герб Российской империи... ![]() В 1613 году Михаил Романов венчался на царство, и Русь, измученная годами Смуты, хотела, чтобы это событие стало символом преодоления и стойкости нашего народа. Поэтому все - от одежды до церемонии венчания - имело первостепенное значение. В связи с этим для придания оружию благолепного и нарядного вида в Москву были свезены мастера из разных городов. Были там и мастера из Мурома, славившегося своими кузнецами. В этой небольшой компании, которой предстояло долгое время трудиться в Кремлевской Оружейной палате, был и известный мастер Никита Давыдов. Опытный и искусный оружейник, он в течение 50 лет создавал русское ратное оружие. По одной из версий, в 1621 году он выковал для Михаила Федоровича парадный булатный шлем под названием «шапка ерихонская», что означало «важная», «главная». Русские оружейники, которые работали в Московском Кремле, знали восточные чечаки, сабли, щиты, ведь от воинов Золотой Орды остались многие виды вооружений. Поэтому они чаще подражали имевшимся у них образцам, иногда добавляя что-то свое. Так же поступил и мастер Никита Давыдов. Когда ему заказали изготовить шлем для царя, он взял уже имевшийся - восточной работы из булатной стали - и сильно его обновил. Орнамент убора имеет оригинальное русское православное происхождение: шлем украшен иконой, на его передней части помещена миниатюра с изображением архангела Михаила. Мастер добавил с обеих сторон наушники на шарнирах, прицепил сзади назатыльник, нанес свой крупный орнамент, украсил драгоценными камнями. Внутреннюю сторону обложил эмалевыми миниатюрами, в центр добавил сюжет с Гераклом. На внешней стороне остались красивый восточный орнамент и арабские надписи из Корана «Обрадуй правоверных обещаниями помощи от Аллаха и скорой победы». Всего в шапке ерихонской 95 алмазов, 228 рубинов, 10 изумрудов. Вначале ее венчал и небольшой крест, сделанный из чистого золота, который не сохранился. Так что в итоге получился шлем-корона, символизировавший единство светской и военной власти в руках русского царя - символика, взятая из западноевропейской традиции. Игорь РОДИОНОВ Главные рубрики сайта "Загадки истории"
|